logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Мы продолжаем говорить об истории Древнего мира.

На прошлом уроке вы закончили изучение истории цивилизаций Древнего Востока, и сегодня мы перемещаемся в другой регион и начинаем говорить о другой цивилизации.

Эта цивилизация в отличие от почти всех остальных так и не сложилась в единое государство, но сыграла громадную роль в истории человечества. Её жители называли себя эллинами (от имени царя Элли­на, которого они считали своим родоначальником), а свою страну Элладой. И уже потом римляне стали называть их греками, а их страну – Грецией (само слово «Греция» римского происхождения).

1. Значение древнегреческой цивилизации

В процессе мирового исторического развития каждый народ вносит свой вклад в сокровищницу мировой культуры. Древняя Греция – небольшая территория и относительно небольшим населением, постоянно раздробленная на сотни отдельных городов-государств – внесла огромный вклад в мировую историю, создала основу всей современной цивилизации. Неслучайно британский историк и философ Арнольд Тойнби в ХХ веке назвал античную Грецию «черновым слепком нашей современной цивилизации».

Я перечислю только несколько вещей, которые дала миру маленькая в мировых масштабах Древняя Греция:

1)  город как тип поселения в современном смысле – с регулярной застройкой, высоким уровнем городского благоустройства

2)  новый метод управления обществом: демократия и республика

  • в греческих городах-государствах источником власти являлся не монарх, а сам народ (правда, не весь, а только взрослые свободные мужчины, владевшие собственностью)
  • такое общество состояло не из подданных, боящихся своего правителя и почитающих его как живого бога, а из граждан – самостоятельных и свободных людей, которые видели смысл жизни в служении отечеству

3)  классическая литература (классический образец художественной литературы – поэмы легендарного древнегреческого поэта-сказителя Гомера, которого относят к VIII в. до н.э.)

4)   классическая архитектура, которой через две тысячи лет подражали во всей Европе;

5)   театр с комедиями и трагедиями на сцене

6)   спортивные состязания – традиция Олимпийских игр

  • ни один другой народ не придумал спортивные состязания
  • Олимпийские игры утверждали идеалы мира и дружбы между людьми

7)    наука

  • философия, из которой затем выделились другие науки;

-    геометрия Евклида (древнегреческий математик VI-III вв. до н.э., автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике)

-    астрономия Аристарха Самосского (в III в. до н. э. впервые заявил, что Земля вращается вокруг Солнца и разработал научный метод определения расстояний до Солнца и Луны и их размеров)

-     «отец» медицины Гиппократ (заложивший в V-IV вв. до н.э. основы медицины как науки и практики)

-    «отец» истории Геродот, который в V в. до н.э. написал первый исторический трактат «История» и впервые описывал деяния людей, а боги в этом произведении не играют никакой роли

  • возникает театр почти в современном его понимании
  • возникает как утверждение гуманистических идеалов
  • наука становится отдельной (самостоятельной) сферой деятельности человека (оформляется «пранаука» – философия, из которой затем выделились все остальные наук, и именно греки стали основателями классических наук)

-    геометрия Евклида (древнегреческий математик VI-III вв. до н.э., автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике)

-     астрономия Аристарха Самосского (в III в. до н. э. впервые заявил, что Земля вращается вокруг Солнца и разработал научный метод определения расстояний до Солнца и Луны и их размеров)

-     «отец» медицины Гиппократ (заложивший в V-IV вв. до н.э. основы медицины как науки и практики)

-     «отец» истории Геродот, который в V в. до н.э. написал первый исторический трактат «История» и впервые описывал её как деяния людей, а не промысел богов

  • названия наук греческие (география, ботаника, арифметика, история, грамматика)

8)  классический греческий язык, из которого многие языки заимствовали слова (педагог, школа, гимназия, лицей, академия, тетрадь, стадион, музей и т.д.)

9)        абсолютно новая система ценностей (первая в истории человечества система гуманистических ценностей)

Во-первых, в центре всех ценностей находился человек (а не правитель), но индивидуальные интересы подчинялись коллективным (жизнь человека посвящена служению своему гражданскому коллективу, целью жизни было помочь своим согражданам).

Во-вторых, греки создали агональный (соревновательный) тип культуры. Древние греки очень боялись смерти, поскольку считалось, что умерший человек попадал в царство мёртвых – Аид, где затем ничего хорошего его не ждало. Страх перед смертью был очень сильный, и греки придумали настоящий секрет бессмертия, который остаётся единственным реалистичным на данный момент. Человек бессмертен, пока живые сохраняют о нём память. Поэтому смыслом жизни становилось для греков своими поступками оставить о себе память, это рождало мощное стремление к славе и почёту. Отсюда и рождается дух соревнования, честной борьбы за право быть лучшим и оставить своё имя или даже статую на центральной площади города. Древнегреческий писатель и географ II в. н.э. Павсаний в «Описании Эллады» указывал, что центральные площади многих греческих полисов были заставлены пешими и конными статуями своих сограждан, отличившихся на том или ином поприще.

1)        Самый очевидный пример – спортивные состязания. Олимпионик получал славу,  как избранник богов: его награждали оливковым венком, вносили в списки победителей на стадионе Олимпии, ставили ему памятник в роще Зевса Олимпийского, в своём родном городе ему устраивали торжественный въезд (на колеснице в пурпурной одежде возвращался в свой город, доезжал до храма, где приносил свой венок в жертву богам), в городе ему ставили памятник, ему предоставлялись лучшие места на театральных представлениях и т.д.

2)        Театр в Греции также был местом соревнования трёх театральных команд, в каждой из которых были драматург (автор), протагонист (первый актёр), хорег (спонсор из богачей) и хор. Зрители голосованием выбирали победившую команду, имена участников которой прославлялись. Точно известно сколько раз в течении своих жизней побеждали основатели греческого театра: Эсхил – 13 раз, Софокл – 24 раза, Еврипид – 5 раз.

3)        Также проявить себя и стать лучшим можно было в военном деле, в политике (на народном собрании, где каждый участник имел право слова), в суде (где выступали лично участники процесса и доказывали присяжным свою правоту) и так далее.

4)        Главным путём обрести бессмертие среди живущих, было достичь каких-либо высот в этой жизни, получить общественное признание. Но был и другой путь – оставить о себе дурную память. Этим руководствовался молодой житель Эфеса Герострат, который 21 июля 356 г. до н. э. сжёг одно из чудес света – храм Артемиды Эфесской. Он сознался, что преследовал только одну цель – остаться в памяти потомков. В итоге он добился своей цели: его покарали смертной казнью и приказали в продолжение многих десятков лет специальным глашатаям разъезжать по всей Греции и объявлять во всеуслышание приказ о полном забвении Герострата: «Не смейте помнить имя безумного Герострата, сжегшего из честолюбия храм богини Артемиды». Благодаря этому эпизоду вошла в обиход фраза «слава Герострата».

Итак, вот то огромное влияние, которое Греция оказала на всё человечество. Но кто были древние греки? Где и как они жили?

2. Территория Греции

Коренная территория Греции ограничивается регионом Эгейского моря (Эгеида), состоявшим из трёх частей

1)        материковая – юг Балканского полуострова, который делится на три части

  • северная (Фессалия и Эпир);
  • центральная (ограничена с севера Малийским и Пагасейским заливами, а с юга – Коринфским и Сароническим), на юго-западе которой располагалась область Аттика, где будут находиться Афины;
  • южная (полуостров Пелопоннес, который Коринфским = Истмийским перешейком соединяется с Балканским полуостровом и на котором располагалась область Лаконика, где будет находиться древняя Спарта);

2)        островная (полный список всех островов Греции включает в себя более 1400 островов)

  • острова Эгейского моря: Эвбея, Саламин, Лесбос, Лемнос и др.
  • острова Ионического моря: Итака (родина легендарного Одиссея), Керкира, Левкада и др.

3)        западное побережье Малой Азии, которое было заселено греками в эпоху Троянской войны и сразу после неё – в эпоху «тёмных веков» (XII-IX вв.), но греки всегда считали её своей первичной территорией.

3. Природа и хозяйство

Какова была природа Греции и как она повлияла на общество и культуру греков? Сама природа способствовала особому пути развития древнегреческой цивилизации.

3.1. Разделённость

Я говорил, что Древняя Греция так и не стала единым государством, она состояла из множества городов-государств и территорий. И это напрямую связано с природой: территория Греции была разделена на множество небольших частей естественными (природными) преградами – горными хребтами, которые было непросто преодолевать.

3.2. Земледелие

Каким хозяйством можно было заниматься в природных условиях Греции?

Можно ли было заниматься земледелием (выращиванием зерна) в Греции? Сейчас я приведу природные факторы, и нам нужно будет определить, какие из них способствовали занятию земледелием, а какие – нет.

  • климат в Эгеиде позволял собирать 2 или даже 3 урожая в год;
  • большую часть территории Греции занимали горы и каменистые малоплодородные почвы;
  • осенью наступала пора дождей;
  • в Греции в основном были мелкие горные реки.

Сколько из этих факторов способствовали земледелию? Я насчитал только один – климат (он идеально подходил для занятий земледелием). Всё остальное земледелию мешало:

  • преобладали каменистые, а не плодородные почвы (при земледелии греки использовали только быков, а не коров – в отличие от египтян, поскольку в Египте почва была мягче, а в Греции – твёрдая, каменистая)
  • осенние дожди смывали всю плодородную почву вниз – в долины, и земледельцам приходилось, буквально горстями собирать плодородную землю и приносить на своё поле;
  • мелкие горные реки пересыхали летом и превращались в ручейки, поэтому земледельцам приходилось находить источники пресной воды (строили каналы с вершин гор или пробивали колодцы глубиной в несколько десятков метров).

Удобными для земледелия были только 20% территории Греции, в остальных районах также занимались земледелием, но это был адский труд. Поэтому своего хлеба во многих областях Греции не хватало, и его приходилось вводить из других стран. Для того, чтобы достать хлеб, приходилось

  • развивать мореплавание
  • производить то, на что можно было обменять хлеб.

3.3. Главные отрасли хозяйства

Это и стало главными отраслями экономики Греции

1)  Мореплавание и морская торговля, которым способствовала изрезанная гаванями прибрежная линия с удобными бухтами, а также близкое расстояние между греческими островами (это снимало психологический страх уйти в открытое море без видимой на горизонте суши, т.е. без ориентиров и уверенности в том, что вернёшься домой). В Греции почти каждый крестьянин должен был иметь небольшое судёнышко и быть мореходом. Конечно, были и крупные корабли с 50 гребцами вдоль борта и с синим парусом (чтобы пиратам – например, финикийским – было трудно заметить их корабль издалека). Греки предпочитали плавать вдоль берегов или от острова к острову, избегая выходить в открытое море, поскольку

  • они не знали компаса (его изобрели китайцы) и поэтому боялись заблудиться;
  • корабль имел небольшие размеры, но многочисленный экипаж, поэтому запасов пресной воды и продовольствия не хватало надолго

Но со временем плавать стали и дальше, ведь Греция находилась на пересечении торговых путей, что способствовало накоплению богатств и восприятию достижений культур государств и народов Древнего Востока.

2)  Садоводство – возделывание виноградной лозы и оливкового дерева, которые хорошо росли на склонах гор.

Греки знали множество способов использования оливок

  • лучшие сорта использовали в пищу (ели солёными и вымоченными в уксусе);
  • худшие сорта использовали для освещения (масло наливали в глиняный или бронзовый светильник с узким носиком, в который вставляли фитиль);
  • производили оливковое масло, которым смазывали ожоги или всё тело на спортивных состязаниях и ежедневно (в жарком сухом климате без смазывания маслом тело быстро старело), а также добавляли его в состав лекарств, и, конечно, готовили на нём все жареные блюда;

Греки знали множество способов использования виноградной лозы

  • изготовление сока
  • изготовление вина (основным поставщиком вина на Древнем Востоке была именно Греция, где изготавливались лучшие сорта вина)
  • высушивание и получение изюма;

Для моряков требовалась такая пища, которая не портится на протяжении всего плавания, поэтому из еды на корабли брали солёную рыбу, вино и оливковое масло.

3)  Скотоводство: греки разводили овец, коз, быков и лошадей (но греки сами не научились ездить на лошадях, поэтому, когда впервые услышали о людях, ездящих верхом, то не поверили этому и сложили легенды о кентаврах – полулюдях-полуконях);

4) Ремесло, наиболее развитыми отраслями которого, были

  • кораблестроительство;
  • обработка камня и изготовление скульптур;
  • гончарное ремесло;
  • кузнечное и ювелирное мастерство;

В условиях такого хозяйства мог выжить только человек, обладавший особыми личностными качествами – трудолюбие, мужество и смелость, активность и предприимчивость, смекалка и готовность выходить из сложных ситуаций. Олицетворением такого особого типа личности стал Одиссей – герой поэм Гомера.

4. Заключение

Вот так сама природа сформировала особенности древнегреческого общества и привела к формированию именно такой древнегреческой цивилизации. О развитии этой цивилизации мы поговорим в следующий раз. 

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.