logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

В современной Европе множество народов и государств. Знаете ли вы, какая цивилизация и какое государство появилось первым в истории Европы? Причём находилось оно не на материке, а на острове в 110 км от Европы. Этот остров – Крит. Итак, речь сегодня пойдёт о древнейшей в истории Европы цивилизации – цивилизации Древнего Крита.

Вы знаете, что историки всегда реконструируют события прошлого на основе исторических источников, причём самым информативным и поэтому ценным для историков являются источники письменные: документы, законы, отчёты, приказы, письма и т.д. Сохранились ли письменные источники об истории Древнего Крита? Да, сохранились. Письменность у древних критян была сначала пиктографической (рисуночное письмо), а потом линейной (так называемое «линейной письмо – А»). На этом языке сохранилось несколько сотен тысяч глиняных табличек, а также надписи на кувшинах для хранения вина, на чашах, на рукоятках топоров. Один из самых древних и известных письменных источников по истории Крита – диск, найденный в городе Фесте. Итак, письменные источники сохранились в достатке, но главная беда заключается в том, что ни пиктография, ни «линейное письмо А» Древнего Крита до сих пор не расшифрованы. Никто не знает, что именно написано на этих табличках и Фестском диске. Кстати, как полагают историки, даже если бы удалось расшифровать это письмо и прочесть все надписи, мы узнали бы мало нового о Крите. Как вы думаете, почему? Ответ на этот вопрос вы можете получить в дополнительной информации, приложенной к этому уроку.

Мы идём дальше. Итак, если мы не можем прочитать письменные источники, как же нам узнать историю Крита? А ведь ещё древние греки спустя века после гибели критской цивилизации очень много знали о ней (хотя у них не было этих табличек). Откуда? Ответ прост: из мифов.

С цивилизацией Древнего Крита связано большое количество мифов, причём как древних, так и современных. Изучение Критской цивилизации – это движение от одного мифа к другому, который в будущем также будет развенчан.

Сегодня мы поговорим об этих мифах и попытаемся ответить на вопрос: что из них, действительно, миф, а что – реальность.

2. Древние мифы

Начнём с древних мифов. Итак, что же древние греки рассказывали друг другу о Критской цивилизации?

Греки рассказывали, что Древний Крит достиг своего могущества при царе Миносе, которого они считали реально существовавшим правителем. Мифы сообщают, что Минос был сыном самого Зевса. Однажды Зевс-громовержец влюбился в финикийскую царевну Европу, которая гуляла по берегу моря: она плела веночки, пела, водила вместе с девушками хороводы и не заметила, как на берегу появился прекрасный белоснежный бык (это был Зевс) с алмазными рожками, между которыми пролегала одна чёрная полоска. Из всех девушек бык подпустил к себе только Европу, и когда она села на него, он вдруг прыгнул в море и поплыл, а ей оставалось только сидеть на нём, держаться за рожки и смотреть на удаляющийся берег. Зевс в облике быка привёз Европу на Крит, где она родила от него трёх сыновей – Миноса (он был старшим братом), Радаманта и Сарпедона.

Когда братья выросли, между ними началась борьба за то, кто будет властвовать на Крите. Минос пошёл на хитрость: он призвал морского бога Посейдона (брата Зевса) и пообещал, что если тот поможет ему воцариться на Крите, то он присенёт Посейдону в жертву самого красивого быка, который водился на Крите. Посейдон помог Миносу, и он стал царём Крита (его братья вынуждены были уехать в другие края) и создал мощнейший тогда морской флот, с помощью которого смог разгромить пиратов и подчинить себе весь регион Эгейского моря. Но Минос обманул Посейдона. Прямо из морских волн появился белоснежный бык с золотыми рогами, и Минос решил припрятать этого быка, а в жертву Посейдону принести другого. Посейдон узнал об этом и разгневался: он наслал проклятье на жену Миноса Пасефаю, и она родила чудовище, тело у которого было человеческое, а голова – бычья. Мутанта назвали Астреем, но нам он более известен как Минотавр (бык Миноса). Оказалось, что он питается людьми.

Узнав о этом, Минос ужаснулся и обратился к знаменитому архитектору и инженеру Дедалу, прибывшему из Афин, с просьбой построить для Минотавра жилище. Дедал построил удивительное сооружение – лабиринт. В нём было множество коридоров, поворотов, помещений, лестниц, запутанных ходов. Туда поселили Минотавра, и царь Минос обложил все покорённые ему города на берегах Эгейского моря тяжёлой данью: раз в 9 лет в жертву Минотавру они должны были отправлять на Крит 7 самых статных юношей и 7 самых красивых девушек из самых лучших семей. Они попадали в лабиринт, запутывались в ходах и не могли выбраться оттуда, а в итоге попадали к Минотавру, и он убивал их.

Среди данников были и Афины – крупный город в Греции. Царь Афин Эгей дважды отправлял такую дань на Крит, и когда пришёл срок отправлять дань в третий раз и Эгей распорядился, чтобы граждане Афин бросили жребий, афиняне выразили недовольство: почему сын самого Эгея, которого звали Тесей, не бросает жребий. Тогда Тесей решился ехать на Крит добровольно. 14 юношей и девушек вместе с Тесей отправились на Крит на корабле с чёрным парусом. Прощаясь с сыном, Эгей напутствовал его: «Если останешься жив, замени чёрный парус на белый».

Прибывших на Крит афинян встретил в своём дворце царь Минос. На этой встрече его дочь Ариадна влюбилась в Тесей и решила помочь ему. Она обратилась к строителю лабиринта Дедалу, и по его совету тайно принесла Тесею меч (чтобы убить Минотавра) и клубок ниток (она велела ему привязать клубок у входа в лабиринт, чтобы потом выйти обратно по нити).

В лабиринте Тесей убил Минотавра и смог выбраться благодаря совету Арианды. Вместе с ней они бежали с Крита. Но на беду, Тесей забыл заменить черный парус на белый, и когда вдалеке на горизонте ожидавший его отец увидел чёрный парус, он понял, что сын погиб и бросился с обрыва в мире, разбившись насмерть о скалы. С тех пор море называют Эгейским.

Вот самые известные мифы о Древнем Крите. В них появляется мудрый царь Минос (сын самого Зевса), Минотавр и запутанный лабиринт, герой Тесей и его отец Эгей, нить Ариадны.

3. Артур Эванс и открытие Критской цивилизации

Но это всего лишь миф, который на протяжении нескольких тысяч лет не был ничем подтверждён. В период расцвета Древней Греции, Крит был настоящим захолустьем, и уже сами греки сомневались и в былой моще Крита при царе Миносе, и в том, что травоядное жвачное животное бык с телом человека мог пожирать людей. 1900 лет от рождения Иисуса Христа (т.е. начала новой эры) считалось, что Древний Крит – это просто миф. Но некоторые люди верили в то, что можно отыскать настоящий лабиринт и дворец царя Миноса. Одним из них был немецкий предприниматель Генрих Шлиман, который (как вы узнаете чуть позже) благодаря удивительному упорству и интуиции раскопал Древнюю Трою в Малой Азии. Он полагал, что как мифы о Трое были реальностью, так и описанный в мифах лабиринт можно раскопать на Крите. В 1886 г. он почти купил на Крите участок земли на холме Кефал, чтобы начать раскопки, но в последний момент отказался от сделки, когда узнал, что хозяин земли хочет потребовать с него плату за 1,5 тысячи оливковых деревьев, которые на этом холме не было. Спустя 10 лет эту землю купил другой человек, который также верил в реальность мифа – английский историк и археолог Артур Эванс. Он начал раскопки, и в 1900 г. раскопал останки огромного дворца в районе древнего города Кносс в 4 км от моря, который он тут же назвал дворцом Миноса и легендарным лабиринтом.

Итак, оказалось, что Древний Крит с дворцами реально существовал. Артур Эванс совершил переворот в исторической науке, доказав это. Что же именно было обнаружено археологами на Крите?

4. Цивилизация Древнего Крита по археологическим данным

1)  На Крите археологи не нашли ни одного города (за исключением одного похожего на него поселения). Всё население Крита жило либо в деревнях (90% населения), либо во дворцах (там жила элита критского общества: царь, его семья и приближённые, чиновники и обсуживавшиеся дворец ремесленники). Население деревень было неграмотным и занималось в основном земледелием (на Крите собирали хорошие урожаи зерна), садоводством (выращивали оливки и виноград) и скотоводством. Они платили налоги во дворец, за счёт которых жил царь, чиновники, за счёт которых содержались армия и флот, строились дороги.

2) Какого размера был обнаруженный Эвансом дворец и как он выглядел? Это было поистине огромное сооружение, которое поражает своей непохожестью на более поздние дворцы

  • площадь Кносского дворца – более 22 тысяч квадратных метров (для сравнения: Красная площадь в Москве занимает около 25 тысяч квадратных метров)
  • во дворце сохранилось 300 помещений, в том числе – тронный зал;
  • в высоту обычно 2-3, а кое-где 5 этажей (первый этаж обычно не имел окон: видимо, он предназначался под склады и мастерские, а второй и третий этажи были жилыми)
  • свет внутри обеспечивался огненными светильниками и специальными световыми колодцами – отверстиями в крыше, которые делались, как правило, над лестницами и «прорезали» пространства всех этажей дворца
  • именно здесь впервые появляются колонны, которые поддерживали потолки (колонны были деревянными и по форме расширялись кверху)
  • в Кносском дворце был водопровод из каменных труб, котельная (где нагревалась вода), специальные комнаты для принятия ванн и даже туалеты (один из них был оборудован системой смыва, подобной используемой в современных туалетах)

Если посмотреть на дворец сверху, то можно увидеть две важные особенности:

  • во-первых, у дворца не было крепостных стен, которые бы защищали его снаружи (объясняется это тем, что Крит – это остров, и оборонительными стенами на Крите служил мощный флот, созданный Миносом)
  • во-вторых, дворец построен по совершенно неправильному и непонятному плану: думаю, мы с вами легко заблудились внутри такого большого дворца с такими запутанными коридорами. Именно поэтому Артур Эванс и назвал Кносский дворец лабиринтом. Слово лабиринт происходит от обоюдоострых секир, которые по-гречески назывались лабрисы (это был древний священный знак, который многократно встречается на стенах дворца). Но такой сложный план дворца объясняется не том, что его строили для человекобыка, а тем, что дворец строился не по заранее составленному плану, а постоянно находился в процессе достройки и перестройки (к центральной части постоянно годами пристраивались новые комнаты и коридоры, лестничные подъёмы и спуски, поэтому дворец постоянно расширялся)

3)   Критскую цивилизацию называют дворцовой, поскольку именно дворец был организатором всей жизни на острове, вокруг него было сосредоточена жизнь критян.

  • дворец был центром государственной власти (в нём проживал царь и чиновники, из него вершилось правосудие и управления, именно во дворце найдены все документы);
  • дворец был центром всей экономики Древнего Крита:

-   из дворца осуществлялось управление рабочей силой: формирование рабочих отрядов из свободных общинников и рабов, распределение рабом между этими отрядами;

-   из дворца крестьянам сообщались сроки начала сельскохозяйственных работ;

-   во дворец стекались налоги, дворцовые чиновники учитывали произведённый критянами продукт;

-   дворец организовывал внешнюю торговлю и обмен Критского государства (в дворцах совершались торговые сделки);

-   во дворце работали ремесленники, обслуживавшие нужды царя, чиновников, флота;

  • наконец, дворец был и религиозным центром на Крите, ведь в отличие от других цивилизаций, на Крите не найдено ни одного храмового сооружения: важнейшие религиозные обряды проходили прямо во дворце (считается, что именно царь был и верховным жрецом, и воплощением бога, а отдельной категории жречества на Крите не было).

4)  Итак, дворец был организатором всей жизни древних критян. Но на Крите существовал не только Кносский дворец, но и другие. В истории Крита выделяют две эпохи:

  • эпоха «старых дворцов»: впервые дворцы и государства появляются на Крите около 1900 г. до н.э. (их было 4: Кносс, Фест, Маллия, Като-Закро), но вскоре (около 1750-1700 гг. до н.э.) либо из-за междоусобных войн между ними, либо из-за мощного землетрясения эти дворцы одновременно гибнут
  • вскоре на их месте возникают «новые дворцы», крупнейшим из которых и был найденный Артуром Эвансом Кносский дворец. В этот момент при царе Миносе Крит достиг вершины своего могущества:

-   построил мощнейший флот;

-   подчинил и обложил данью рабами берега Эгейского моря (это и отразилось в легенде о Минотавре: судя по всему, жители подчинённых Криту городов, в том числе Афин, действительно, отправляли на Крит людей, но не для съедения мифическим минотавром, а в качестве рабов);

-  принял законодательство: по сведениям Фукидида, царь Минос каждые девять лет удалялся в священную пещеру, где стояло изображение бога Зевса, отчитывался перед ним о результатах своего правления и получал божественное разрешение на новый срок своего правления.

По поводу Миноса у историков возникают вопросы. Во-первых, не сохранилось ни одного его изображения. Во-вторых, из всех правителей сохранилось только имя Миноса, хотя другие очевидно должны были быть. Отсюда делается вывод, что либо Минос – это родовое имя, династия (Минос I, Минос II и т.д.), либо минос – это не имя собственное, а титул правителя (как царь или король).

5) Именно при Миносе расцвета достигла культура Крита, которая была уникальной. Критяне почитали два основных божества

  • верховное божество было женским – Великая богиня-мать, владычица диких зверей, повелительница гор и лесов, покровительница земледелия и садоводства, царица подземного мира (изображалась женщиной, держащей в своих руках извивающихся змей). Почитание её культа возглавляла супруга царя Кносса (царица была верховной жрицей)
  • мужское божество олицетворял бык (или человеко-бык) как олицетворение мощи и необузданности сил природы (действительно, в районе Эгейского моря очень часто случаются землетрясения, штормы). Почитание этого бога также отразилось в мифе о Минотавре.

О религиозных обрядах Крита историки судят по фрескам Кносского дворца. На одной из них изображена тавромахия («борьба с быком») – акробатические игры с быком, которые были главным религиозным обрядом, проводившимся на центральном дворе Кносса

  • форма обряда: молодые юноши и девушки должны были вскочить на бегущего быка (взявшись за его рога), сделать на его спине кувырок и приземлиться;
  • смысл обряда – две версии учёных

-      либо это был обряд инициации (посвящения во взрослую жизнь);

-      либо это был остаток от первобытного обряда человеческих жертвоприношений (теперь людей не просто убивали, а после долгих тренировок выпускали их «играть» с быком, и считалось, что во время этой игры божество само выберет себе жертву: если бык кого-то убивал, то это и была выбранная богом жертва, а если уставал и не убивал, то считалось, что жертва богу пока не нужна).

6)        На основе сохранившихся фресок и статуэток историки пришли к выводу, что Критская цивилизация отличалась от других древневосточных цивилизаций своей миролюбивостью, гуманностью.

  • во-первых, если у всех других народов типовыми изображениями были сцены битв и портреты царей (побеждающих врагов), то на Крите не найдено ни изображений битв, ни царей (полагают, что только на одной фреске изображён царь-жрец, но, как отмечает историк Андрей Стрелков, единственное, что отличает его от других изображённых мужчин, это подобие венца на голове и вставленные в волосы пёрышки, с которыми он ходит по полю среди бабочек и срывает цветочки). На Крите изображались вполне миролюбивые сцены: летающие рыбки, бабочки, охотящаяся за птичкой кошка, белые антилопы, самки с детёнышами, пейзажи, рыбаки за ловлей, множество изображений женщин;
  • во-вторых, на Крите женщины находились на уникальном для Древнего Востока высоко почитаемом положении

-       верховной богиней была Великая мать;

-       на изображениях преобладают не мужчины, а женщины;

-       всё искусство подчинено женскому вкусу;

-       судя по фрескам и статуэткам, мода критских женщин приобрела такие формы, каких не было ни у одного другого народа древности (мужская мода на Крите сводилась к набедренной повязке): платья с рукавчики фонариками, длинная юбка с оборочками, подчёркивавшая очень узкую талию, изысканные причёски;

Итак, после изученных находок Артура Эванса историки сделали вывод, что на Крите была уникальная гуманная цивилизация с очень высоким уровнем культуры, цивилизация людей, которые наслаждались жизнью, не зверствовали, почитали женщин как никто другой в древности.

5. Новые находки и развенчание мифа

Но оказалось, что это тоже был миф. Всё изменили находки, сделанные археологами в 1979 г. в одном из помещений вблизи Кносса и в подземельях Кносского дворца. Эти находки привели историков в настоящий шок и ужас. О них вы сможете узнать в дополнительном материале к нашему уроку. Я же скажу, что сейчас мы можем только предполагать, как критяне сочетали в себе любовь к высокому искусству и страшную жестокость.

Вот она история Крита: сначала – древнегреческий миф, затем – миф, созданный Эвансом и его находками, который современные учёные пересматривают с точки зрения новейших находок.

6. Гибель критской цивилизации

Ещё одна особенность Критской цивилизации – то, что она погибла на своём закате, а в период подъёма. Погибла она от мощной природной катастрофы, которой воспользовались пришедшие из материковой Греции завоеватели (греки-ахейцы). Но обо всём по порядку.

Я говорил, что в Эгейском море часто происходят землетрясения и извержения вулканов. Где-то в XV в. до н.э. (1470-е или 1450-е или 1400 гг. до н.э.) произошло землетрясение, которое сопровождалось извержение вулкана на острове Фера человека (современный остров Санторин) в 100 км к северу от Крита. Сначала вулкан выбросил в воздух на несколько сотен километров огромную пепловую пробку (весь этот жгучий пепел осел на критские поля слоем в 50 см и уничтожил урожай). Когда началось извержение лавы, из-за землетрясения жерло вулкана разрушилось, холодная вода вошла в контакт с лавой огромной температуры, из-за чего произошёл очень мощный подводный взрыв, который привёл к возникновению огромной волны-цунами (высотой 30-100 м – 10-12 этажный дом). Она с огромной же скоростью (200 км/ч) двинулась в сторону Крита и погубила его

  • во-первых, она буквально смыла цветущие приморское города и население северного Крита;
  • во-вторых, она уничтожила правящую и культурную элиту Крита (дело в том, что аристократия Крита и подчинённых ему островов ещё раньше изобрела метод пережидать землетрясения – выходить на кораблях в море с наиболее важными предметами, но в этот раз выход в море наоборот уничтожил элиту)
  • в-третьих, она уничтожила критский флот, в результате чего остров оказался полностью беззащитным.

Этим воспользовались греки-ахейцы (более грубые и приземлённые, чем критяне, поэтому не могли понять культуры критян), давно мечтавшие поживиться сказочными богатствами Крита. Они постепенно захватили Крит, и Критская цивилизация перестала существовать.

История гибели Критской цивилизации показывает, как сильно человек зависел и до сих пор зависит от сил природы. Природная катастрофа погубила первую в истории Европы цивилизацию, уступив место завоевателям с материковой Греции. Но это уже совсем другая история.

Дополнительная информация 1

Таблички, написанные «линейным письмом Б» – это надписи учётно-хозяйственного, канцелярского характера со стандартными формулировками. К сожалению, они не содержали никакой информации о научных достижениях могучей цивилизации, её литературе и искусстве, её истории. Да и таких, хозяйственных, табличек сохранилось не так много – они были сделаны из необожженной глины, глина со временем раскисала под воздействием воды. Сохранились только те надписи, которые находились в охваченных пожаром зданиях – в пожаре таблички были обожжены и приобрели прочность.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.