logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель урока: познакомить учащихся с общественным и государственным строем Спарты.

Задачи:

образовательные задачи:

рассмотреть географическое положение Спарты на территории Древней Греции

охарактеризовать социальную структуру общества, раскрыв основные виды деятельности и систему воспитания спартанцев.

рассмотреть систему управления Спарты

развивающие задачи:

продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя кластер;

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа;

продолжить развитие навыков критического анализа текста.

воспитательные задачи:

вызвать у школьников осуждение по поводу жестокого обращения спартанцев к местным жителям – илотам;

развивать трудолюбие, смелость.

                                                                                         План урока:

1.      Вводное слово

2.      Население Спарты

3.      Законы Ликурга

4.      Государственное устройство

5.      Спартанское воспитание

Основные понятия и термины: илоты, периэки, ахейцы, законы Ликурга, апелла, герусия, эфоры, спартанское воспитание.

Ход урока

Вводное слово. На юге Пелопоннеса в области Лаконика в долине реки Эврота располагался греческий полис Спарта. Спарта являлась самым большим полисом Греции. Известна она была и как Лакедемон, хотя название Спарта стало более распространенным. Основали Спарту дорийцы – народ, вторгшийся на Пелопоннес в 11 веке до нашей эры.

Население Спарты. Центром государства Спарта стали пять деревень, расположеных недалеко друг от друга. У них были общее управление и общие святыни. Стен и укреплений не было, так как спартанцы считали лучшей защитой мужество граждан полиса.

Все население Спарты делилось на три группы: спартанцы, периэки и илоты. Дорийцы завоеватели образовали господствующую группу спартанцев, полноправных граждан полиса. Их было немного, около 9 тысяч человек. Они имели земельные участки. Периэки, буквально переводится это слово с греческого, как «живущие вокруг», жили в небольших поселениях, отдаленных от центра полиса. Периэки были свободными, но не имели гражданских прав. Основными их занятиями были ремесло и торговля. Илоты являлись потомками завоеванного дорийцами народа - ахейцы. По существу они были государственными рабами. Илоты обрабатывали земельные участки спартанцев и своим трудом должны были содержать хозяев. Им запрещалось покидать свои поселения. Спартанцы обращались с илотами грубо и жестоко, глумились над ними.

Законы Ликурга. Такое деление спартанского общества существовало с 8 века до нашей эры, определялось оно законами легендарного Ликурга. Надо сказать, что эти законы спартанцы на протяжении многих столетий считали лучшими в Греции и вечными. Законы Ликурга запрещали частную собственность. Спартанец не мог оставить свой надел в наследство сыну или продать. Земля и работавшие на ней илоты считались собственностью государства.

В Спарте не было золотых и серебряных монет. Деньгами служили железные прутья, которые неудобно было носить с собой или копить. В Спарте, называвшейся «общиной равных», презирали богатство. Спартанцу запрещалось заниматься сельским хозяйством, торговлей и ремеслом. Его долг – быть воином, хорошо развитым физически и дисциплинированным. Спарта имела лучшую в Греции армию. Вся жизнь в Спарте была организована по военному образцу.

Государственное устройство. Народное собрание, которое называлось апелла,

принимало решения, определявшие все стороны жизни спартанского общества. Спартанец мог участвовать в народном собрании по достижении 30 лет, когда он становился полноправным гражданином полиса. Народное собрание избирало герусию – совет старейшин из 28 человек старше 60 лет. В Геросию входили два царя, получившие власть по наследству. Цари командовали войском и исполняли обязанности жрецов. Народное собрание избирало 5 эфоров (наблюдателей), которые следили за исполнением законов и поведением граждан. Никаких обсуждений на народном собрании не было. Выборы на народном собрании определялись криком. Избирали того, за кого громче кричали. Спартой управляли «немногие» (по-гречески – «олигой»). Государственный строй, при котором управляют немногие, назывался олигархическим.

Спартанское воспитание. В жилищах спартанцев было только самое необходимое. Пищу употребляли скудную. Каждый день ели похлебку, невкусную, но питательную. Спартанцы одевались одинаково летом и зимой.

Спартанское воспитание отличалось суровостью. Новорожденного осматривали старейшины. Если ребенок рождался больным, его безжалостно бросали в пропасть. Спартанцам нужны были только здоровые дети. Их целью было вырастить идеальных воинов, готовых беспрекословно подчиняться приказам.

Главным в воспитании мальчиков являлись военная подготовка, физические упражнения, а также хоровое пение, укреплявшее чувство общности, как считали спартанцы.

Девочек тоже готовили к суровой жизни. Спартанки славились своим здоровьем, выносливостью и скромностью.

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.