logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Дидактические цели.

1. Предметные: формировать знания о достижения древнегреческой цивилизации, системе образования Древней Греции, происхождении и значении олимпийских игр умения работы с текстом, формирование понятий «палестра», «гимнасий», «философ» и умения ими оперировать, выделять основные смысловые единицы текста; сравнивать и анализировать исторические факты, выявлять причинно-следственные связи.

2. Метапредметные:

2.1. Познавательные: формирование способности решать проблемные, творческие задачи, анализировать, обобщать и сравнивать информацию,

2.2. Регулятивные: формирование умения организовать работу с различными видами и источниками информации, умение осуществлять самооценку.

2.3. Коммуниативные: формирование готовности формулировать собственное мнение, давать оценку событиям.

Личностные: формирование интереса к важнейшим событиям прошлого, формирование представления о поликультурном мире, развитие исторического мышления, формирование научной картины мира.

Основные виды УУД: развитие умения работы с исторической картой, историческими источниками, умение работать с текстом, умение анализировать и делать выводы, осмысление социального опыта поколений.

Основные дидактические единицы: философ, палестра, гимнасий, олимпионик, Пифагор, Геродот, педагог, олимпийские игры.

 

План урока.

1.Мотивационный момент, постановка учебной задачи.

2. Образование в Древней Греции.

3.Научные знания в Древней Греции.

3. Олимпийские игры.

Ход урока

1. Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия сегодня «Развитие наук в Древней Греции. Олимпийские игры».

Конечно, некоторые из вас удивятся, ну какие там могут быть науки в древности. Что могли знать древние греки тысячи лет назад. Сегодня каждый пятиклассник намного образованнее какого-нибудь почтенного грека. А что уж говорить о наших олимпийских чемпионах! Конечно они быстрее, выше и сильнее!!

Однако давайте не будем заранее судить о древних греках и их достижениях столь пренебрежительно и с высоты веков. Попробуем совершить небольшое путешествие на 2500 лет назад и посмотрим на все своими глазами.

2. Образование в Древней Греции.

Для того, чтобы что-нибудь изобрести или открыть в науке, нужно конечно много учиться. Поэтому, первым делом давайте отправимся в древнегреческую школу.

Кстати само слово школа имеет греческое происхождение и переводится как «досуг», «учебное занятие».

- Посмотрите на изображение , что вы можете о школе в Древней Греции?

Школы в Греции, как и у нас с вами, были разные, правда, учились в них только мальчики. Для девочек школ не было, их учили дома. Мать передавала им те знания, какие имела сама. Самым главным было домоводство, а уж потом пение, музыка и грамота.

Мальчики с 7 лет под присмотром педагога отправлялись в школу . Правда древнегреческий педагог отличался от современного. Педагог был рабом, непригодным для какой-либо работы, он мог даже плохо говорить по-гречески, и поэтому его обязанностью был присмотр, а не обучение ребенка.

Итак, чему же учили в школе. Давайте заглянем на первый урок. Кажется, это урок письма.

Маленькие греки старательно выводят буквы алфавита на натертых воском дощечках. Пишут металлической или костяной палочкой. Она называется стиль или стилос.

Греки переработали уже известный вам финикийский алфавит.

- Давайте сравним эти два алфавита. В чем между ними разница?

На доске пишется по-финикийски: ТН КС, по-гречески: ТОН КОСА

Греческая система письма была более простой. Они первыми ввели в алфавит гласные буквы. Овладеть письмом можно было за короткий срок, поэтому все свободные мужчины Греции были грамотны. Выучим сегодня несколько слов и попытаемся их записать.

А с чего мы начнем обучение? Конечно же, со знакомства с греческим алфавитом.

У каждого ученика на парте лежит лист с греческим алфавитом.

1. Как по-гречески называется наука о прошлом? Правильно, история.

Давайте запишем это слово (Проговариваю буквы и записываю слово по-гречески на доске, а дети – в тетрадях)

2. Теперь научимся писать тех родных и близких, кого мы каждый день видим в своем доме. “Мама” – по-гречески (матер).

3. А как будет по-гречески “папа”? (патер) Запишите это слово самостоятельно.

Вот мы и познакомились с греческим алфавитом и некоторыми словами. Именно он стал основой многих последующих алфавитов мира, в том числе и славянской кириллицы.

Следующий урок - математика. Посмотрите, что мы видим на доске. Конечно, это хорошая знакомая всем таблица умножения.

А известно ли вам, что создание таблицы умножения приписывают греческому мыслителю Пифагору. Она так и называется таблица Пифагора. Чуть позже вам на уроках математики предстоит познакомиться с еще одним открытием этого ученого – знаменитой теоремой Пифагора. Говорят, что однажды у Пифагора спросили, сколько у него учеников, на что он ответил: «Половина моих учеников изучает математику, четверть - природу, седьмая часть – проводит время в молчаливом размышлении, остальную часть составляют три девы» .

Ученики Пифагора эту задачу решили, а вы попробуйте это сделать самостоятельно.

А мы переходим с вами к следующему уроку. Это чтение или литература.

- Вспомните, с какими произведениями древнегреческой литературы вы знакомы?

- Вспомните, чему они посвящены?

Конечно же, и в древности ученики знакомились поэмами великого Гомера « Илиадой» и «Одиссеей». Многие греки могли похвастаться тем, что знают сочинения Гомера наизусть.

Маленькие греки учились мудрости на баснях Эзопа, напоминающими басни И.А Крылова, которые вы хорошо знаете.

А вот мы с вами оказались и на уроке истории. К истории в Греции относились с особым уважением, ведь им было чем гордиться.

Например, победой над персами в греко – персидских войнах. Подвиг 300 спартанцев во главе с царем Леонидом, героическое Саламинское сражение воспитывали в маленьких греках гордость за родину, мужество и готовность сражаться за независимость Эллады. Память об этих событиях, а также многих других событиях древней истории сохранилась до нашего времени благодаря древнегреческому «отцу истории» Геродоту. Его трактат «История» изучают и современные историки.

Не обходилось в греческой школе и без всеми любимых уроков музыки и физической культуры. Эти уроки были столь же важными, как и все остальные. Греки считали, что идеальный гражданин полиса должен быть не только умным и грамотным, но и высоконравственным и физически развитым человеком. Давайте посмотрим видеофрагмент и познакомимся с греческой музыкой.

 

Любовь к музыке, театру, танцам, занятия гимнастикой были не менее важны, чем знание математики.

Итак, мы с вами побывали в школе, где мальчики обучались до 12 лет. В этом возрасте многие из них начинали посещать еще одну школу – палестру.

--- Как вы думаете , чему в основном обучали детей в этой школе?

Ее название происходит от слова «пале», т.е. борьба. Не трудно догадаться, что здесь большое внимание уделялось занятиям борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. Каким должен быть греческий юноша, наглядно демонстрировали статуи знаменитых греческих скульпторов Поликлета и Мирона.

Как скульпторы изображают человека?

- Опишите, какими качествами должен обладать греческий юноша?

- К чему готовили юношей в палестре?

Скульпторы изображают человеческую фигуру - в свободном движении, показывают, каким физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу должен быть каждый гражданин своего полиса.

А вот перед вами еще одна афинская школа. Так ее изобразил знаменитый художник Рафаэль. Это гимнасий.

- Кто обучается в этой школе?

- Чему могли учиться взрослые ?

Мы видим, что здесь обучение проходят уже не дети или юноши, а взрослые афиняне. Здесь обучали красноречию – умению отстаивать свое мнение при выступлениях. В разные периоды времени в гимнасиях мы могли бы услышать речи уже известного нам Пифагора и других известных греческих философов, которые выступали перед многочисленными слушателями. Они излагали свои мысли по поводу устройства вселенной, законов природы, управления государством.

Итак, в Греции были школы трех видов: школа, палестра и гимнасий.

3.Научные знания в Древней Греции.

- Как вы думаете , а кто такие философы ?

Философ в переводе с греческого означает «любящий мудрость». Это мыслитель, занимающийся познанием мира, причин всех явлений.

Знаменитый греческий философ Аристотель первым привел доказательства того, что Земля круглая. Не менее известный Фалес Милетский впервые определил продолжительность года, а заодно и измерил высоту египетских пирамид. Знаменитый греческий врач Гиппократ первым высказал мысль , что болезнь –это не «кара богов» , а естественное для организма явление. Именно его имя носит знаменитая клятва, которую дают все врачи мира : «Не навреди пациенту». Это лишь малая часть тех открытий, которые сделали греческие мыслители и ученые.

Практически все современные науки берут свое начало в Древней Греции.

4. Олимпийские игры.

Если в гимнасиях греки в основном состязались в мудрости, знаниях, то свои умения в беге, метании копья атлеты могли продемонстрировать в Олимпии, куда мы с вами сейчас и перенесемся.

Кстати этот небольшой городок на Пелопоннесском полуострове не имеет ничего общего с горой Олимп, где по преданию обитали боги. Олимпия представляла собой типичный древнегреческий город.

Здесь у подножия храма Зевса, который является одним из чудес света, располагались стадион и ипподром. Здесь и состоялись в 776 г. до н.э. первые Олимпийские игры. Нам с вами повезло что, мы сможем увидеть соревнования. Следующий олимпийский огонь загорится над стадионом только через 4 года.

В программу первых Олимпийских игр входил только бег. История сохранила даже имя первого Олимпийского чемпиона, олимпионика, как называют их в Древней Греции. Удивительно, но им стал простой пекарь по имени Кореб. Символом победы стал оливковый венок, медалей тогда не давали.

- Какие состязания входили в программу первых олимпийских игр?

Позже стали проводиться борьба, кулачные бои, метание копья, диска и молота, прыжки в длину, гонки на колесницах. Несмотря на то, что в соревнования вошли дисциплины из военного дела время олимпиады было периодом абсолютного мира, никто не смел ступать на землю Олимпии с оружием в руках. Участники же давали клятву, что готовились и будут состязаться честно.

- Посмотрите на изображение стадиона, что вы можете сказать о том, как проходят соревнования?

- Чем они отличаются от современных олимпийских игр?

На стадионе находятся только одни мужчины, женщин не допускали на Игры под страхом смертной казни, но они могли, тем не менее, стать олимпийскими чемпионками, если были богатыми и владели колесницей, потому что именно хозяин лошадей, а не наездник считался победителем в этом состязании.

Кстати о современных спортсменах, до сих пор никто из борцов не превзошел рекорд легендарного Милона Кротонского, борца, который становился олимпиоником 6 раз! Значит, никто не мог его победить на протяжении 24 лет!

Олимпийские Игры проводились более 1000лет, но в 394 году были запрещены как пережиток язычества и возродятся только в конце 19 века.

- Как вы думаете какую роль играли олимпийские игры в Древней Греции.?

Олимпийские игры являлись в древности символом мира, они призывали состязаться не на войне, а в ходе соревнований.

. Но мы с вами немного задержались и пора возвращаться в наш 21 век.

- Что вы узнали в ходе нашего путешествия?

- Что показалось вам самым интересным?

- Что осталось для вас непонятным?

- Что бы вы еще хотели узнать?

Древние греки достигли многого в области науки, спорта. И их достижения до сих пор и у них многому можно поучиться.

Это интересно!

Школа в Спарте.

В отличие от Афин, спартанская программа — агогэ — была четко выстроена с семи лет и до 18-ти. В 7 лет детей забирали у родителей и помещали в казарму, где они воспитывались в максимально жестких условиях до 12 лет. Их скудно кормили и одевали, чтобы они учились выживать самостоятельно. Грамоту преподавали в минимальном объеме, основной упор делался на физическое воспитание. В роли учителя всегда выступал опытный солдат. С 12 лет они занимались спортом, дрались между собой, маршировали в фалангах и, как ни странно, учились танцевать: это помогало двигаться в строю. После еще двух лет тренировок с настоящим оружием спартанцы, наконец, принимались в армию.

Агогэ было обязанностью для граждан Спарты и редкой привилегией для остальных. Система предусматривала образование и для девочек, правда и тут оно было ориентировано на войну: физическое воспитание, борьба, обращение с метательным оружием и культурный минимум, который можно было получить от странствующих музыкантов или старших женщин.

Задания для самостоятельной работы.

Опираясь на ваши знания и дополнительные источники информации ответьте на вопрсы:

1. Место состязания Олимпийских игр:

стадион

ипподром

поле

2. Первые Олимпийские игры состоялись:

в 490 г. до н.э.

в 594 г. до н.э.

в 776 г. до н.э.

3. Как назывался участник состязаний на Олимпийских играх?

илот

атлет

пират

4. Какое состязание не входило в пятиборье:

бег

прыжки в длину

метание копья

кулачный бой

борьба

5. Какому богу посвящались Олимпийские игры?

Апполону

Зевсу

Посейдону

Дионису

6. Какова была периодичность Олимпийских игр?

1 раз в год

2 раза в год

1 раз в три года

1 раз в четыре года

2. Сравните олимпийский игры , проводимые в древности с современными. Что между ними общего и в чем отличия? ответ представьте в виде таблицы.

Какими вам представляются участники состязаний и победители олимпийских игр? Подберите не менее 10 определений.

3. Текст с ошибками. Исправьте не менее 6 ошибок в тексте:

Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Опытные педагоги проводили занятия. В обычной школе учились красноречию, музыке, поэзии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. А в гимнасиях все занимались борьбой, слушали выступления известных стратегов, которые излагали свои взгляды по различным наукам.

4.В русском языке существует выражение « хороший стиль» ( письма, речи, общения и т. п. ). Каково его происхождение?

5. Какие слова, относящиеся к сфере образования перешли в русский язык из греческого? Изменилось ли их значение?

6.Чему нас учит мудрость древнегреческих философов?

Фалес: «Надо не с виду быть пригожим, а норовом хорошим»

«Не богатей дурными средствами».

Хилон из Спарты: «Кто силен, тот будь и добр».

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.