logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Дидактические цели.

1. Предметные:

Формирование представлений о культуре эллинистического мира, знакомство с достижениями эпохи эллинизма, развитие умения устанавливать длительность и последовательность событий, устанавливать причинно-следственные связи.

2. Метапредметные.

2.1. Познавательные:

Формирование способности к обобщению, анализу и синтезу предоставленной информации, умение решать проблемные и творческие задачи.

2.2. Регулятивные:

Формирование умения организовывать работу с различными видами и источниками информации.

2.3. Коммуникативные:

Формирование готовности формулировать собственное мнение.

Личностные:

Формирование интереса к важнейшим событиям прошлого, формирование представления о поликультурном мире.

Основные виды УУД:

Овладение знаниями об основных исторических понятиях, умение сравнивать исторические периоды, осмысление опыта поколений.

Основные дидактические единицы:

Эллада, Александр Македонский, музейон, колосс родосский, галикарнасский мавзолей, Александрийская библиотека.


После смерти Александра начался новый период в истории Древнего мира, который учёные называют эпохой эллинизма. Назван новый период так потому, что в завоёванных Александром странах получили распространение греческий язык и культура. А, как вы помните, Грецию ее жители называли “Элладой”, а сами себя - “эллинами”. Сам Александр приложил к этому много усилий: “он отобрал тридцать тысяч мальчиков и поставил над ними многочисленных наставников, чтобы выучить их греческой грамоте и обращению с македонским оружием” (Плутарх Сравнительные жизнеописания).

Вы помните, что Александр Македонский подчинил себе огромную территорию. После его внезапной кончины за власть боролись многие люди, но победили полководцы. Они разделили завоёванные земли и объявили себя их царями: Селевк - в Междуречье и Сирии, Птолемей - в Египте и т.д. От полисов Сицилии до Восточного Ирана, от Северного Причерноморья до Нильских порогов официальным языком стал греческий. Сложился мир эллинистических государств.

Жители сельских общин Египта, Сирии, Междуречья, Ирана по привычке продолжали платить налоги в царскую казну, беспрекословно выполняли приказы назначенных царём чиновников. По восточному обычаю, эллинистические цари объявляли себя богами, передавали власть по наследству, устанавливали законы, сказав лишь: «Мы повелеваем». Такое непривычное для себя правление греки называли монархией (по-гречески «единовластие»).

Самым большим было царство Селевкидов - потомков Селевка. Они окружали себя греками и опирались на греков же, но местных жителей они стремились насильно эллинизировать, навязывая им язык, религиозные верования и нравы греков и относясь с презрением к народным обычаям и культам. Этим они вооружали против себя разные национальности своего обширного царства. Столицею Сирии была построенная Селевкидами Антиохия (на Оронте).

Птолемеи царствовали в Египте. При первых царях этой династии Египет владел на западе Киреной, на востоке - Финикией, Палестиной и частью Сирии, сделавшись средоточием торговли, промышленности и просвещения для всей восточной части Средиземного моря. Птолемеи окружали себя греками, и войско их тоже состояло из греков, но в то же время они приносили жертвы египетским богам, стараясь ладить со жрецами этих богов, не оскорблять национального чувства туземного населения. Столицею царства была Александрия, скоро ставшая одним из самых больших, многолюдных, богатых и красивых городов древности. На ней остановимся подробнее.

Александрия Великая была основана Александром Македонским и стала самым крупным городом Востока. ее сразу строили по намеченному плану, и потому улицы были прямыми и широкими, а дома упорядоченными. В порту Александрии возвышался Фаросский маяк - одно из чудес света. Он не сохранился до наших дней, но остались его описания. его высота составляла 135 метров (ненамного ниже пирамиды Хеопса), на вершине маяка располагался костер, отблески которого при помощи специально отполированных металлических пластин направляли в море. Свет от огней Александрийского маяка был виден на расстоянии больше 60 км. На вершине строения помимо металлических отражающих пластин располагались еще и интересные технические приспособления того времени – часовые механизмы, флюгеры и многое другое.

Кроме того прославилась Александрия своим музейоном. Это было здание недалеко от царского дворца, где собирались и работали вместе видные ученые того времени (например, Евклид, Архимед, Эратосфен). Название происходит от слова “муза” и на современный музей он был совсем не похож. В нем были комнаты для занятий с учениками, лаборатории, свой ботанический сад и самая крупная в то время библиотека.

Заведующий царской библиотекой, получил крупные суммы на то, чтобы собрать, по возможности, все книги мира. Скупая и снимая копии, он, по мере сил, довел до конца желание царя. Однажды в нашем присутствии он был спрошен, сколько у него тысяч книг, и ответил: “свыше двухсот тысяч, царь, а в непродолжительном времени я позабочусь об остальных, чтобы довести до пятисот тысяч”. Если бы смогли оказаться в этой библиотеке, то многое показалось бы нам странным. Во-первых, большинство книг представляли собой свитки. Во-вторых, не было каталогов, в книгах ориентировались только библиотекари. Да и само здание скорее походило на дворец (даже стража была).

В эпоху эллинизма были созданы еще два чуда света - колосс родосский и галикарнасский мавзолей. Оба впечатляли своими размерами и использованными технологиями. Но монументальные сооружения ими не исчерпываются. Знаменит на весь мир Пергамский алтарь. Он был воздвигнут в столице Пергамского царства - оно откололось от державы Селевкидов. Высота алтаря 9 метром, он обильно украшен барельефами с изображением борьбы богов и титанов. Это настоящий шедевр древних мастеров.

А чтобы понять всю суть эллинизма, надо приглядеться к фаюмскому портрету. египтяне бережно заботились об умерших. Они сохраняли тела, создавали саркофаги. Но живописная манера у египтян была своеобразной: они не использовали полутона и перспективу. Греки же наоборот - были мастерами живописи. Когда Египет стал эллинистическим, эти две традиции столкнулись и породили фаюмский портрет.

Задание на усвоение материала видеоролика

Тест (правильный ответ стоит первым)

Как называется период истории, начавшийся после смерти Александра Македонского?

эллинизм

Новое Царство

античность

древний мир

Какова судьба территории, захваченной Александром Македонским?

она распалась на части, каждую из которых возглавил отдельный правитель

она распалась на части, каждую из которых возглавил отдельный правитель, но все они подчинялись наследнику Александра

ее возглавил наследник Александра

она была разделена на области, которые возглавили дети Александра

“Единовластие” по-гречески это…

монархия

деспотия

аристократия

царство

Птолемеи и селевкиды…

правили по-разному

правили одинаково

не занимались внешней политикой

вели совместные завоевания

Царство Птолемеев - это...

Египет

Сирия

Индия

Греция

Самый известный город Египта в период эллинизма это...

Александрия

Мемфис

Сузы

Персеполь

Сохранился ли Александрийский маяк до наших дней?

нет

да

частично

Где располагалась Александрийская библиотека?

в музейоне

в мавзолее

в маяке

в специальном здании

Какое сооружение не было построено в период эллинизма?

висячие сады Семирамиды

пергамский алтарь

колосс родосский

галикарнасский мавзолей

Фаюмский портрет соединил в себе традиции

Греции и Египта

Вавилона и Египта

Вавилона и Индии

Греции и Персии

Задание А1

Современный историк об Александрийской библиотеке и Музее

Один из пяти кварталов Александрии занимал царский дворец. Он состоял из огромного комплекса зданий... Самым замечательным в новой столице мира, затмившей своим блеском Древние Афины, были Александрийская библиотека и Музей...

Музей был «храмом Муз», но формой, в которой осуществлялось служение Музам, были разнообразные научные и литературные занятия ученых и литераторов. Здание Музея имело тенистый двор… Через этот двор посетитель попадал в роскошный зал, где философы преподавали свое учение, поэты читали стихи... Жили и питались все вместе: и учителя и ученики получали содержание от царя. Это была первая в истории... Академия наук, слитая воедино с университетом... Птолемей I (полководец Александра Македонского, ставший после его смерти царем Египта и основателем новой династии египетских царей) отовсюду созывал выдающихся писателей и поэтов, людей науки и искусства.

Основу библиотеки составляла библиотека Аристотеля, купленная Птолемеем II... Многочисленные суда, посещавшие гавань Александрии, должны были отдавать свои книги и взамен получать копии. Глава библиотеки был главным ответственным лицом за комплектование фондов и приведение в систему огромной массы книг. Эта система должна была обеспечить доступ к книгам как ученым Музея, так и всех желающим. Немалые трудности должна была доставить каталогизация всей этой массы свитков и их элементарная обработка...

Книги привозились отовсюду... Особенно высоко ценились древние книги. Обработкой, редактированием и исправлением поступавших в Александрийскую библиотеку книг занимался ряд ученых... Александрийская библиотека была величайшим собранием книг в древности. Там хранилось до 700 тысяч свитков...

Вопросы к документу

1. Почему Александрию называют культурным и научным центром древности? Какие сооружения свидетельствуют об этом?

2. Сколько сочинений насчитывалось в Александрийской библиотеке? Как правителям Египта Птолемеям удалось собрать столь обширную коллекцию?

Задание G2

Современные историки об Александрии Египетской

Широко раскинувшийся город Александрия был построен очень быстро и целиком из камня, что было большим новшеством. Для дворцов ввозили мрамор, которого нет в Египте. Чтобы заселить новую столицу, прибегли даже к принудительному переселению. Через 50 лет после основания Александрия насчитывала 300 тысяч жителей. Это был самый населенный город греческого мира: к началу нашей эры его население достигло миллиона человек. Тогда внутри городской черты он стал расти в высоту: стали строить дома в несколько этажей для сдачи внаем, с отдельными квартирами, чего раньше не бывало в греческих городах. Мы знаем по мозаикам и по модели из терракоты (обожженной глины) эти александрийские высокие дома, своеобразные дома-башни, отдельные из которых возвышались подобно небоскребам.

Город располагался на склоне холма... Местность была очень удобной в стратегическом отношении — гавань, закрытая с севера островом Фарос, была прекрасным убежищем для флота. Каналы соединяли гавань с Нилом... и тем самым — со всеми областями Египта… Ровные и широкие улицы города пересекались под прямыми углами... С юга к городу был подведен канал, который давал питьевую воду... расходившуюся затем по трубам в подземные цистерны. Рейд Александрии, запертый с севера островом Фарос, был разделен на два порта искусственной насыпью,.. связывавшей Фарос с материком. Восточный порт... ограничивался с одной стороны восточным мысом Фароса, где находился знаменитый маяк, с другой — молом (насыпью, выдающейся в море и защищающей берег от волн).

Вопросы и задания к документу

Зарисуйте план Александрии, используя текст и иллюстрации из ролика.

Задание С1

Рассмотри иллюстрацию “фаюмский портрет”. Что в ней из египетского искусства, а что из греческого?

Критерии оценивания: ожидаемый ответ “египетское: мумия, вставка-маска, изображения священных птиц, цвета. Греческое: тени, поворот головы, складки на одежде, похоже на фотографию (точность изображения)”. Оценивается процент от ожидаемого ответа, за дополнительные наблюдения по делу - отдельные баллы.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.