logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Дидактические цели.

1. Предметные:

Формирование представлений о Римской цивилизации, знакомство с бытом и общественным устройством древней Италии; развитие умений сравнивать и анализировать исторические факты.

2. Метапредметные.

2.1. Познавательные:

Формирование способность к обобщению, анализу и сравнению информации.

2.2. Регулятивные:

Формирование умения организовывать работу с различными видами и источниками информации.

2.3. Коммуникативные:

Формирование готовности формулировать собственное мнение.

Личностные:

Формирование интереса к важнейшим событиям прошлого, формирование представлений о влиянии этрусков на римскую историю.

Основные виды УУД:

Развитие умения сравнивать исторические периоды, осмыслять их взаимосвязь и взаимопроникновение, овладение знаниями об основных исторических понятиях.

Основные дидактические единицы:

Римская цивилизация, Галлия, этруски, ликторы, искусство этрусков.


1. Расположение Италии

Мы начинаем исследование Римской цивилизации. Ее очаг расположен в западной части Средиземного моря. Италия состоит из материковой и полуостровной частей. Материковая часть, составляющая Верхнюю Италию, называлась в древности Галлией Цизальпинской (предальпийской) в отличие от Галлии Трансальпийской (заальпийской), как обозначалась теперешняя Франция, полуостров же распадался на Среднюю и Южную Италию. Сквозь весь полуостров протянулись Апеннинские горы - они и дали ему название - Апеннинский (обратите внимание на написание этого слова).

2. Природные условия

Подобно Греции Италия отличалась большим разнообразием местностей. В ней были и суровые горы, и плодородные равнины, и пространства степного характера, и настоящие сады. В горах преобладали леса и пастбища, в равнинах – места, годные для обработки разного рода хлеба, виноградники и т. п. Климат Италии отличается умеренностью, но во многом уступает климату Греции, который гораздо ровнее.

3. Население Древней Италии

Тремя главными народами древней Италии были этруски, сабиняне и латины. Сабиняне и латины были частью племенной группы италиков. Позже на севере поселились галлы, а на юге греки. Греков было в Южной Италии так много, что вся страна стала называться Великой Грецией. Их многочисленные колонии были проводниками культуры к туземцам, и например, через греков италики получили алфавит. Их было так же много и в Сицилии, но здесь им пришлось вести борьбу с пунийцами, как назывались здесь финикийские поселенцы (преимущественно карфагеняне). Галлы еще не раз появятся в римской истории, начиная с того, как они вторглись в VI в до н.э. в Среднюю Италию, впрочем, об этом в следующей теме.

4. Этруски

Этруски до сих пор остаются загадкой для ученых. Даже их родине неизвестна. Скорее всего, это был полуостров Малая Азия. До римлян они были могущественнейшим племенем Италии, жили в богатой оливами и виноградом местности. Они рано образовали федерацию, состоявшую из двенадцати независимых городов. Несмотря на то, что они жили в плодородной местности, этруски активно занимались торговлей (да и пиратством тоже) и ремеслом. Торговали они с Египтом, Финикией, Грецией, городами Пиринейского полуострова, основывали собственные колонии.

5. Ремесло и искусство этрусков

Развитию технических искусств у этрусков благоприятствовало то, что в их земле было много хороших материалов: мягкий известняк и туф легко было обрезать для постройки прочных стен; жирная пластическая глина хорошо принимала все формы. Изобилие меди, железа, золота, серебра вело к литейному делу, к чеканке монеты, к выделке всяких металлических орудий и уборов. Поэтому создавались большие города с крепостными стенами, гробницы, храмы, дороги, подземные сводчатые каналы. Однако ученые свидетельствуют о том, что культура этрусков быстро пришла в упадок. Они слишком любили простые наслаждения и не стремились к совершенству. Искусная музыка, веселые танцы, обильные трапезы не понуждали человека развиваться. А без развития, без поиска нового не создать шедевра.

6. Общественное устройство

Когда этруски заселили часть Апеннинского полуострова, они поработили местное население и заставили работать на себя. Крестьяне платили новым хозяевам земли подати или работали на них. В суде крестьянина представлял землевладелец. Пришельцы же стали особым слоем общества - аристократией. Они могли становиться военачальниками и жрецами. Аристократы, называвшиеся лукумонами, правили городами этрусков. Общее собрание их, вероятно, решало союзные дела и, в случаях надобности выбирало союзного правителя, который имел отличиями своего сана стул из слоновой кости, называвшийся курульным, и тогу с пурпурной оторочкой и которого сопровождали двенадцать полицейских служителей (ликторов), имевших пуки палок с вложенной в них секирой (фаски, fasces).

7. Верования

7.1 Этруски были язычниками и поклонялись множеству местных и общих богов. Нередко они приносили рабов и военнопленных в жертву разгневанным богам; этрусское царство мертвых, где скитались души умерших, было миром ужаса и страдания; в нем мучили умерших свирепые существа, имевшие вид женщин, называемый у римлян фуриями; туда, на страдания от битья палками и укушения змей, отводил души Харун, крылатый старик с большим молотком.

7.2 Очень серьезно этруски относились к гаданиям. Искусству гаданий научил их Тагес, карлик с лицом ребенка и седыми волосами, вышедший из‑под земли на вспаханном поле; преподав лукумонам (жрецам этрусков) науку гадания, он тотчас же умер. Тагесовы книги, содержания в себе учение о молнии, о гаданиях, о правилах, которые должно соблюдать при основании городов, о землемерии, были источником всех этрусских и римских руководств к искусству гадания. У этрусков была школы, в которых все это изучали.

8. Влияние этрусков на римскую историю

Древние писатели говорят, что из Этрурии римляне взяли свои религиозно‑драматические игры, игры цирка, простонародные театры, на которых актеры, танцовщики и шуты разыгрывали грубые фарсы; что так же у этрусков они заимствовали гладиаторские бои, пышные процессии возвращавшихся с войны победителей (триумфы) и многие другие обычаи.

Задание на усвоение материала видеоролика

Тест. Правильный ответ стоит первым

Как называется полуостров, на котором возникла римская цивилизация?

Апеннинский

Пиренейский

Балканский

Камчатский

С каким племенем не контактировали древние латины?

шумеры

финикийцы

галлы

греки

От кого италики получили свой алфавит?

от греков

от галлов

от этрусков

от египтян

Что сделали этруски, придя на Апеннинский полуостров?

поработили местное население

прогнали местное население

заключили союз

выжгли территории сопротивлявшихся городов

Кто такие ликторы?

телохранители

вожди

главы племен

жрецы

Чему необычному учили в школах этрусков?

гаданию

прорицанию

магии

музыке

Почему, по мнению ученых, этруски исчезли?

они перестали развиваться

их постигло стихийное бедствие

их захватили латины

они переселились в другое место

Что было главным занятием этрусков?

торговля

земледелие

скотоводство

ремесло

Что заимствовали римляне у этрусков?

гладиаторские бои

стеклодувное ремесло

мореходство

религию

Что заимствовали римляне у этрусков?

торжественный вход победителя (триумф)

религию

технологию обработки камня

систему управления

Задание А1

Древнегреческий географ Страбон о природе Италии

Италия начинается равнинами, которые расположены у подножия Альп и тянутся до Адриатического моря и прилегающих к нему местностей. За этими равнинами Италия представляет длинный, узкий и заканчивающийся мысами полуостров, во всю длину которого тянутся Апеннинские горы на семь тысяч стадий. Ширина их не везде одинакова. Полуостровом делают Италию моря: Тирренское, Авзонское [Ионическое] и Адриатическое.

<…> Италия, наподобие острова, окружена, как верною оградою, морями, за исключением только немногих частей, которые, в свою очередь, защищены труднопроходимыми горами. ...Италия расположена в различных климатических зонах, соответственно которым там имеются разнообразные животные, растения и вообще все необходимые для человека предметы.

<…> Будучи расположена среди самых многочисленных народов Эллады и лучших частей Либии (древнее название северного побережья Африки), она, с одной стороны, превосходит своими достоинствами и размерами окружающие ее страны, чем облегчается господство ее над ними; с другой стороны, благодаря близости к ним, она может с легкостью удерживать свою власть над этими областями.

Вопросы к документу

1. В чем состоит особенность географического положения Италии?

2. Какие преимущества получал народ, сумевший установить господство над Италией?

Задание В3

Используя любую из предложенных физических карт Апеннинского полуострова определи зоны удобные для:

1. земледелия

2. торговли

Задание Е3

Выдели характерные черты искусства этрусков. Чем их изделия отличаются от аналогичных, выполненных другими людьми? Формой? Цветами? Способом изображать людей?

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.