logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель урока: познакомится с устройством Римской республики.

Задачи:

 образовательные задачи:

  • выявить положение плебеев после двухсотлетней борьбы с патрициями;
  • рассмотреть порядок выборов консулов и круг вопросов, которые ими решались, роль народных трибунов;
  • дать оценку деятельности сената и его роли в Риме;
  • охарактеризовать боевую подготовку римского войска;
  • найти преимущества римского войска в сравнении с греческим;

 развивающие задачи:

  • с помощью иллюстраций и других наглядных материалов способствовать формированию образного мышления у учащихся;
  • развивать с помощью схематических рисунков и сравнительного анализа навыки логического мышления;

 воспитательные задачи:

  • воспитать чувство уважения к заслугам и ценностям народов древних цивилизаций;
  • развитие творческой активности, качеств смелости и образованности;
  • формирование чувство долга и ответственности.

                                                                                           План урока:

1. Вводное слово

2. Государственное устройство римской республики

3. Сенат

4. Борьба патрициев и плебеев

Основные понятия и термины: республика, сенат, консул, магистрат, патриций, плебей, плебисцит

Ход урока

Вводное слово. Установив республику, римляне создали государство, в котором власть принадлежала народу, как в греческой демократии

Государственное устройство римской республики. Народное собрание решало важнейшие дела республики, принимало законы. Повседневное управление государством доверялось избранным должностным лицам – магистратам. Все магистраты избирались на один год. Свои обязанности они исполняли безвозмездно и были ответственны перед народным собранием. Таким образом, в республике сложилась система народного представительства.

Каждый год из числа патрициев избирали двух консулов. Они были высшими должностными лицами республики. Консулы управляли государством, созывали сенат и народное собрание. Даже годы в Риме назывались их именами.

В условиях войны и при других чрезвычайных обстоятельствах по предложению сената мог быть назначен диктатор сроком не более чем на шесть месяцев. Диктатор обладал всей полнотой власти в республике, стоял над консулами и сенатом. Также избирались 8 преторов – которые должны были стать судьями. 4 эдила – наблюдали за порядком на улицах, рынках и устраивали зрелища. 2 цензора – руководили общественными работами, сбором налогов, заключали государственные договоры

Знатные и богатые римские граждане могли покровительствовать бедным, простым римлянам и иноземцам. Покровителей называли патронами, а тех, кому они покровительствовали – клиентами. Патрон защищал клиентов, помогал им деньгами. Клиент выполнял различные работы, нес службу в охране своего патрона, выказывал ему знаки почтения. В римской республике существовало рабство, но рабов было еще немного. Рабы были совершенно бесправны. Они сами и их жизнь принадлежали хозяевам. Первоначально рабы были заняты преимущественно в домашнем хозяйстве. Со временем численность рабов возросла, их труд все шире использовали на самых тяжелых работах.

Сенат. Наряду с народным собранием важную роль в управлении республикой играл сенат. Число сенаторов увеличилось со 100 до 300 человек, а в более позднее время до 600. Сенаторы были одними из самых знатных граждан республики, обычно их назначали из числа отслуживших свой срок высших магистратов.

Члены сената носили белую тогу с пурпурной полосой. Заседания сената проходили в специальном здании – курии, расположенном на Форуме. Сенат рассматривал различные проекты законов, которые затем утверждались в народном собрании. Сенаторы ведали отношениями с другими государствами.

Звание сенаторов было пожизненным и очень почетным. От сенаторов требовалось безупречное поведение.

Борьба патрициев и плебеев. Долгое время власть в республике была сосредоточена в руках патрициев, и положение плебеев ухудшалось. Они не только не принимали участия в управлении республикой, но и оказывались со временем в долговой зависимости от патрицианской знати. Браки между патрициями и плебеями были запрещены.

Плебеи упорно добивались политических прав. Несколько раз в разгар военных действий они уходили из Рима и оказывались нести военную службу. Они стали созывать свое отдельное народное собрание, которое принимало собственные законы – плебисцит.

В конце концов, плебеи добились того, что из их числа стали выбирать особых должностных лиц – трибунов. Трибуны защищали права плебеев от посягательств патрициев и созывали народное собрание плебеев. Трибун обладали личной неприкосновенностью. Они могли наложить запрет на решения сената или консулов, произнеся лишь одно слово «вето» - что значит «я запрещаю».

В сфере власти плебеи добились определенного равенства с патрициями. Примирение патрициев и плебеев способствовало укреплению Римской республики.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.