logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Дидактические цели.

1.  Предметные:

Формирование представлений об исторических знаниях как системы понятий устоявшихся, крылатых выражений; развитие умений соотносить исторические знания и языковые нормы, сравнивать и анализировать исторические факты.

2.  Метапредметные:

2.1. Познавательные: формирование способности обобщать и сравнивать информацию.

2.2. Регулятивные: умение организовывать работу с различными видами информации, с различными источниками.

2.3. Коммуникативные: формирование готовности формулировать собственное представление о языковых нормах в соответствии с историческими фактами.

Личностные: формирование интереса к важнейшим событиям прошлого

Основные виды УУД: развитие умения работать с историческими документами, овладение знанием об исторических документах; умение анализировать и делать выводы; осмысление опыта поколений

Основные дидактические единицы: Древний Рим, Древний Мир, время, сражение, исторические уроки, нравственные законы истории.

1. “Гуси Рим спасли”

Римская республика быстро расширяла свои границы. За V в. до н.э. территория увеличилась в 2 раза. Но были и трудности. В 390 г. до н.э. племя галлов выдвинулось с территории нынешней Франции и отправилось через Альпы на Апеннинский полуостров. Римское войско было разгромлено. В руках римлян оставался только Капитолий. Ночью галлы попытались неслышно подняться на Капитолий. Воины и собаки не заметили приближения врагов. Но гуси, жившие в храме Юноны, стали гоготать и разбудили нерадивую стражу. Галлы были оттеснены, а у римлян появилась поговорка «Гуси Рим спасли». Однако галлы подожгли Рим и вынудили его жителей заплатить выкуп. Когда драгоценные сосуды и изделия стали взвешивать на весах, предводитель галлов, издеваясь, бросил на чашу в добавление к гирям свой тяжёлый меч. Римляне стали протестовать, но галл свирепо закричал: «Горе побеждённым!» Вскоре после этого поражения римляне создали новую армию и разгромили галлов. Те были вынуждены уйти из Рима и из Италии.

2. Самнитские войны

После изгнания галлов римляне продолжили захват территории Апеннин. 40 лет они вели сражения с племенами самнитов, населявших плодородные земли на юге. Победа была то на стороне римлян, то на стороне самнитов. В итоге юг Апеннин подчинился Риму, и там (по предложению цензора Аппия Клавдия) была построена дорога, соединявшая Рим с Капуей. Она получила название “Аппиевой” и стала «родоначальницей» знаменитых римских дорог. Их прокладывали везде, где проходили римские войска. Там, где дорога подходила к реке, римляне строили мосты. Иногда над мостами надстраивались водопроводы — акведуки. Такие мосты до сих пор сохранились в Южной Франции, Испании и в других местах. Римские дороги давали возможность быстро добираться до отдалённых окраин государства, развивать торговлю.

3. Пиррова победа

В 290 году до нашей эры римляне объединили все покоренные народы Италии в римско-италийский союз. Города, добровольно подчинившиеся Риму, сохраняли самоуправление, но подставляли свои отряды в римскую армию. Города, оказавшие сопротивление, платили дань и подчинялись решениям Римского Сената. Большинство греческих городов колоний на юге Италии добровольно вошли в союз с римлянами. Однако самый большой торговый город Тарент решил оказать сопротивление и призвал на помощь родственника Александра Македонского, эпирского царя Пирра. Боевые слоны, привезенные царем, побеждали римские легионы. В 279 году до н. э. Пирр одержал новую победу над римлянами, но и его армия несла такие потери, от которых уже не смогла оправиться. Об этом царь сказал: “Еще одна такая победа, и я останусь без войска”. Так родилось выражение «пиррова победа», то есть победа, за которую было слишком дорого заплачено. Окончательное поражение от римлян Пирр потерпел в 275 году до н. э. В решающем сражении римские воины поражали слонов зажженными стрелами и копьями. Разъяренные слоны повернули назад и затоптали своих хозяев.

4. После победы над Пирром Рим превратился в хозяина Италии. Образовалась Римская федерация — союз подчинённых Риму племён и городов. Покорение римлянами Италии завершает историю Ранней республики.

Домашнее задание

Используя карту, разбей завоевание Римом Италии на этапы и дай название каждому этапу.

Задание А1

Древнегреческий историк Полибий о поведении римлян в завоеванной стране

По взятии города римляне поступают приблизительно так: или для совершения грабежа выделяется из каждого манипула (подразделения римского войска, насчитывавшего от 60 до 120 человек) известное число воинов, смотря по величине города, или воины идут на грабеж манипулами. Для этой цели никогда не назначается больше половины войска, прочие воины остаются внутри города, как того требуют обстоятельства. Все воины, выделенные для грабежа, сносят добычу в лагерь легионов (легион — часть римской армии, состоявшая из манипул и конницы и насчитывавшая от 4,5 до 10 тысяч человек). После этого по окончании трибуны разделяют добычу поровну между всеми воинами — не только теми, которые оставались в строю для прикрытия, но и теми, которые стерегут палатки, а также больными и выполняющими какое-либо задание… Итак, если половина войска отправляется на грабеж, а другая половина остается в боевом порядке для прикрытия грабящих, то у римлян никогда не случается, чтобы дело страдало из-за жадности к добыче.

Вопросы к документу

1. Ради чего римляне отправлялись на войну?

2. Как вели себя римские воины на захваченных землях?

3. Что позволяло римским командирам контролировать своих солдат даже во время грабежа побежденного населения?

Задание В1

По карте определи, в какой период было присоединено больше всего территорий?

Задание G2

Приведи пример современной бытовой ситуации, когда можно применить выражение “пиррова победа”.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.