logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Дидактические цели.

1. Предметные:

Формирование представлений о “золотом веке” Римской империи, развитие умения сравнивать и анализировать исторические факты.

2. Метапредметные.

2.1. Познавательные:

Формирование способности решать проблемные и творческие задачи.

2.2. Регулятивные:

Формирование умения организовывать работу с различными видами и источниками информации, умение осуществлять самооценку.

2.3. Коммуникативные:

Формирование готовности формулировать собственное мнение.

Личностные:

Формирование интереса к важнейшим событиям прошлого.

Основные виды УУД:

Развитие умения работы по сравнительному анализу, овладение знаниями об основных исторических понятиях, осмысление опыта поколений.

Основные дидактические единицы:

“Золотой век” Римской империи, войны Траяна, Марк Аврелий, Парфянское царство.

1. “Золотым веком” - то есть временем расцвета - Римской империи называют время правления императора Траяна и его преемников. Это время пришлось на период с I по II века н.э. Историк Тацит так описывает это время: “Наступили годы редкого счастья, когда каждый мог думать, что хочет, и говорить, что думает”.

2. Император Траян

Император Траян родился в провинции Испания. С юных лет он служил в легионах. Благодаря своей смелости и отваге он дослужился до командующего. Траян всегда шёл в походах впереди войска, ел с легионерами из общего котла, обращался к каждому по имени. Став императором он заботился о справедливости: требовал соблюдения законов, заботился о бедных и даже заставил всех сенаторов отдавать часть своих богатств на развитие хозяйства Италии. Это привело к тому, что Италия перестала зависеть от египетских поставок хлеба.

3. Войны Траяна

Войска Траяна разгромили могучего восточного соседа - Парфянское царство и через Междуречье дошли до берегов Персидского залива. А на колонне Траяна запечатлено другое событие - покорение Даков. Этот народ был родственником скифов. Отважные воины очень долго не сдавались римлянам. Воинам Траяна пришлось построить каменный мост, чтобы подобраться к ним. В итоге Дакия стала римской провинцией. После дакийской войны Рим утвердился на берегах Дуная.

4. Провинции

Римские легионы стали располагаться в лагерях на границах империи. В Британии, на Рейне и Дунае были построены линии крепостей, земляных валов и рвов. Дозорные со сторожевых башен подавали сигнал о приближении врагов - и по проложенным вдоль оборонительной линии дорогам быстро выдвигались войска. По всему Средиземноморью были очищены от разбойников сухопутные и морские пути. Везде расплачивались римскими золотыми, серебряными и медными монетами. Во всех провинциях крупные и средние землевладельцы покупали рабов, производили на продажу хлеб и вино, масло и овощи. Император развернул строительство дорог и мостов в провинциях. Например, была построена дорога от Черного моря до Галлии. кроме дорог и мостов Траян строил каналы, акведуки, термы, каналы. Провинции стали процветать.

5. Рим при Траяне

В Риме высился огромный, в пять этажей, Траянов рынок. Здесь в 150 магазинчиках можно было купить испанские вина, галльские ткани, египетский папирус, сирийские украшения. В городе появлялись новые постройки. Сам император оплатил постройку гимнасия, цирка, после чего начались “соревнования” между богачами: кто сможет превзойти щедростью императора. В других городах воздвигали арки в честь Траяна. Император приказал увеличить тираж монеты с его изображением. Римские монеты имели хождение по всей империи. Монет эпохи правления Траяна сохранилось очень много. На форуме Рима стоял позолоченный столб, от которого во все провинции по 372 мощеным камнем дорогам развозили почту императорские курьеры. Через каждую тысячу шагов на этих дорогах стояли столбы с указанием расстояния до Рима. Жители империи говорили: «Все дороги ведут в Рим».

6. Романизация

Служба в армии давала право не только на землю, но и на получение гражданства. Поэтому многие жители провинций стали римскими гражданами. За время службы в армии они учили латинский язык, перенимали обычаи, манеру одеваться, религию. В итоге в провинциях представители самых разных народов говорили по-латыни, одевались в тоги, читали римские стихи, развлекались в цирках и театрах, украшали свои жилища, уподобляя их римским постройкам. Это восприятие римской (романской) культуры называют романизацией.

7. Философ на троне

7.1 Император Марк Аврелий прославился не столько как глава государства, сколько как глубокий философ. Он оставил после себя много записей. Можно сказать, что он исполнил мечту другого философа - Платона, который писал, что или правители должны быть философами, или философы - правителями. Марк Аврелий считал себя слугой народа, а императорский титул - тяжелой пожизненной ношей. Он прославился особым человеколюбием.

7.2 Только из уважения к привычкам народа, император присутствовал на общественных играх в амфитеатрах, в цирке, или бывал на спектаклях в театре, но так мало интересовался ими, что во время игр и спектаклей читал книги, слушал доклады сановников, подписывал правительственные акты. Его мысли были далеки от этих развлечений. Но, будучи очень строг к самому себе, Марк Аврелий был по характеру снисходителен к другим и очень добр. «Он был воздержен без желания принуждать к тому других, – говорит Капитолин, – кроток без слабости, серьёзен без суровости». Он велел давать гладиаторам тупое оружие, чтобы они не могли наносить друг другу смертельных ран.

Задание на усвоение материала ролика

Тест. Правильный ответ стоит первым

Как называется время правления Траяна и его преемников?

золотым веком

Новым Царством

имперским периодом

римской республикой

Поверженный Траяном восточный сосед это

Парфянское царство

Боспорское царство

Сирия

Персидская держава

Кроме войн Траян прославился

строительством в провинциях

любовью к жестоким забавам

безразличием к внутренним делам империи

умение рисовать и писать стихи

Как император Траян вынудил богачей участвовать в постройке общественных зданий?

он подал пример - вложил свои деньги

он повысил налоги для тех, кто не хотел тратиться на гимнасии и цирки

он убеждал богачей поодиночке в частных беседах

он публично осуждал скупых граждан на площади

Покорение какого племени изображено на колонне Траяна?

даков

галлов

германцев

славян

Что не получал римский солдат за службу в армии?

рабов

землю

деньги

гражданство

Что такое “романизация”?

восприятие и копирование римской культуры

римская система счета

романтическое настроение

мода на написание романов

Как называли Марка Аврелия?

философ на троне

величайший из императоров

подобный Зевсу

железноголовый

Какова главная черта характера Марка Аврелия?

человеколюбие

жестокость

терпеливость

вспыльчивость

Чем считал Марк Аврелий императорский титул?

тяжелой ношей

даром богов

возможностью прославиться

своей заслугой

Задание В3

Используя приложенные карты, опиши изменения территории Римской империи от Августа до Траяна.

Задание Е2(С2)

Рассмотри иллюстрации даки1 и даки2. Одна из них - современная реконструкция, вторая - исторический источник. Найди как можно больше несоответствий. Попробуй объяснить, почему они появились.

Задание G3

Представь, что тебе надо нарисовать эскиз колонны Траяна или Марка Аврелия. Какие сюжеты их жизни стоят того, чтобы их увековечили? Какие  - наоборот - лучше забыть как досадные ошибки? Для выполнения воспользуйся источниками информации из ссылок.

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.