logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Мы продолжаем изучать историю Древнего Рима и поговорим сегодня о культуре и быте римлян.

1. Особенности римского менталитета
Словом французского происхождения «менталитет» называют склад ума, способ мышления с присущим им ценностям, которой разделяет определённая группа людей.

Менталитет определяет поведение людей и их отношение к окружающему миру. На одном из прошлых занятий мы говорили о менталитете древних греков с их стремлением к соревнованию и победе для того, чтобы получить бессмертие. Сегодня мы коснёмся менталитета древних римлян, в котором было две стороны.

С одной стороны, высокая культура гражданственности (Virtus romanus – римская добродетель), которая сформировалась в период римской республики.
Гражданин – не подданный, он не терпит над собой тиранической власти. Поэтому в 510 г. до н.э. римляне подняли восстание во главе с Луцием Юнием Брутом (дальним предком Брута, который убил Цезаря) и свергли царей.
Гражданин знает свои права и обязанности, верно служит своему отечеству и готов отдать за него свою жизнь. Таков был юноша Гай Муций, который, когда этрусский царь Порсена в 509 г. до н.э. осаждал Рим, чтобы восстановить там царскую власть, пробрался во вражеский лагерь, чтобы убить Порсену, но был схвачен и отказался рассказать детали заговора. Когда ему стали угрожать пыткой и смертью, Муций протянул правую руку в разведённый на алтаре огонь и держал её там, пока она не обуглилась. За подвиг Порсена отпустил его, а римляне прозвали «Сцевола» («левша»).
Гражданин служит воспитанным в нём идеалам и принципам, которые для него выше даже самого дорого. Долг превыше чувств и привязанностей. Когда Луций Юний Брут, свергший царей, узнал, что его сыновья вместе с другими молодыми аристократами замышляли вернуть в Риме власть царей, он первым приказал казнить своих сыновей, чтобы, все остальные аристократы, дети которых были осуждены на смерть, не решались просить у Брута милости для своих детей.

Когда Марк Порций Катон Младший, убеждённый сторонник республики, узнал, что жители города сдаются Цезарю (мечтавшему стать императором), он решил покончить жизнь самоубийством. Историк Плутарх пишет: «Катон обнажил меч и вонзил себе в живот пониже груди; больная рука не смогла нанести достаточно сильного удара, и он скончался не сразу, но в предсмертных муках упал с кровати, опрокинув стоявший рядом столик со счётною доской, так что рабы услышали грохот, закричали, и тут же в спальню ворвались сын и друзья. Увидев его, плавающего в крови, с вывалившимися внутренностями, но ещё живого, они оцепенели от ужаса, и только лекарь, приблизившись, попытался вложить на место нетронутую мечом часть кишок и зашить рану. Но тут Катон очнулся, оттолкнул врача и, собственными руками снова разодрав рану, испустил дух». Катон был верен республике до конца и счёл лучшим умереть, чем жить в Риме, который будет объявлен Цезарем монархией.
Римская республика дала примеры настоящей гражданственности. Эти примеры сформировали следующую важную черту римского менталитета: римляне ощущали себя превосходящими все остальные народы. Римляне должны править всем миром, поскольку их для этой важной миссии избрали боги за особые достоинства римского народа, воплощением которых были великие римские герои. Поэтому смысл существования римского государства – постоянно расширять свои границы. Все войны, которые вёл Рим, для римлян были исключительно справедливыми. Вергилий в «Энеиде» чётко сформулировал эту идею:
Будут другие ковать оживленную медь совершенней,
— Верю, — и будут ваять из мрамора лики живые,
Лучше защиту вести на суде, и движения неба
Вычертят тростью, и звезд восходы точнее укажут.
Твой же, Римлянин, долг — полновластно народами править;
В этом искусства твои: предписывать мира законы,
Всех покоренных щадить и силой смирять непокорных.
Это была пафосная сторона римского менталитета. С другой стороны, римская цивилизация была очень практичной, а сами римляне во многом были формалистами.
    Поэтому римляне, например, не любили спортивные состязания (которые очень любили греки): они считали, что лучше пойти и посадить виноградник, чем попросту тратить силы. Хотя и спортом римляне занимались.
    Такое же отношение у римлян было к искусству: в общем, это не очень нужная вещь, если она не приносит пользы, популярности или денег. Когда в 146 г. до н.э. римляне захватили греческий город Коринф и начали грузить награбленное на корабли – в том числе прекрасные греческие статуи, римский консул Луций Муммий Ахейский велел предупредить сопровождающих, что если статуи пострадают при транспортировке, то эти сопровождающие должны будут сделать новые, причём точно такие же. Хотя и во всех сферах искусства римляне оставили свой след:
в архитектуре (например, для проведения специальных церемониальных въездов успешных императоров и полководцев в город, которые назывались триумфами, римляне придумали новый тип сооружения – триумфальную арку)
в живописи (например, росписи римских сооружений) и скульптуре (благодаря римским скульпторам мы знаем облик Цезаря, Августа и Нерона)
в литературе (например, один из самых известных римских поэтов Вергилий в конце
I в. до н.э. написал поэму «Энеида», в которой изложил миф о том, что римляне ведут своё происхождение от жителей древней Трои, с которой воевали греки)
в ораторском искусстве (например, блестящие речи римского оратора
I в. до н.э. Марка Туллия Цицерона).
    Огромное внимание к закону (настоящий культ закона). Именно римляне дали миру лучшую систему законодательства, которая легла в основу права многих современных стран.
Римское сознание было юридическим до мозга костей. В греческих школах детей учили писать на поэмах Гомера, а римских – на переписывании римских законов. Римляне верили, что всё должно быть прописано в законе, все отношения должны быть оформлены договором, который нужно соблюдать.
Кстати, также римляне строили отношения с богами.

2. Особенности римской религии
Римляне были язычниками (до принятия христианства в
IV в. н.э.), т.е. верили в множество богов. Пантеон римских богов в основном копировал греческий, в котором богам были присвоены римские имена: римский Сатурн – это греческий Хронос, Юпитер – Зевс (сын Хроноса) и т.д. Римляне полагали, что за каждый элемент этого мира отвечает отдельный бог, поэтому у римлян было около 7 млн богов (причём римляне постоянно переманивали богов своих врагов, с которыми они воевали). Был отдельный
бог рождения
бог первых родовых схваток
бог, отвечавший за открывание уст ребёнка
бог, отвечавший за первый крик ребёнка
бог, отвечавший за первый шаг ребёнка
бог, отвечавший за открытие глаз ребёнка
Даже боги должны были жить и действовать по римским законам, принятым римским народом. В середине
в. до н.э. принят закон, который запретил римским богам вмешиваться в деятельность народного собрания. Отношения римлян с богами строили на основе договора: заключив его, и бог, и римлянин получал обязанности. Римлян – принести жертву.
О том, что и как жертвовали римляне, красочно рассказывает легенда о том, как один из первых римских царей торговался с Юпитером, когда устанавливал отношения с ним
«Ты принесёшь мне в жертву голову», —требует Юпитер.
«Отлично, — отвечал царь, — ты получишь головку чесноку, которую я сейчас вырву в своём огороде».
«Нет, я подразумеваю нечто человеческое».
«Хорошо, ты получишь человеческие волосы».
«Да нет, мне нечто живое».
«Ладно, ко всему этому мы прибавим небольшую рыбку».
Юпитер стал смеяться и на всё согласился;
Римляне общались с богами по принципу «я даю, чтобы ты дал» (лат. do ut des)». После молитвы и получения жертвы бог должен был её выполнить. В противном случае римлянин не обращался больше к этому богу.
В римской языческой религии основное внимание было обращено не к вере, а к формальному соблюдению обрядов. Если в обряде допускалась ошибка, его повторяли столько раз, сколько будет нужно. К богам нужно было обращаться так, чтобы учесть даже те тонкости, которые римлянам были неизвестны. Например, к Юпитеру в молитвах обращались: «О, Юпитер, великий и вседержащий или как там тебя зовут на самом деле». На холме Капитолий был щит с посвящением «Гению (т.е. покровителю) римского народа» и припиской: «Всё равно: мужчина он или женщина».
Итак, и боги, и люди должны были действовать строго в рамках закона.

3. Быт
Римской цивилизацией тысячелетиями восхищались не только из-за героических войн и огромных завоеваний, но и из-за очень высокого уровня жизни и благоустройства города (достичь римского уровня удалось только в
XIX-XX вв.). Греки в городе первым делом строили храм и театр, а римляне – водопровод, дороги и бани.
Рим был одним из крупнейших городов древности, настоящим мегаполисом: уже в
I в. до н.э. в городе жило 700 тыс. человек, а затем и 2 млн. Для сравнения: в начале XIII в. население Парижа и Лондона составляло около 25 тыс. человек.
В Риме были
Отличные дороги (первая хорошо мощёная дорога была построена в
III в. до н.э. и сохраняется до сих пор)
Бетонные многоэтажные дома, который назывались инсулы. Римляне первыми изобрели бетон и первыми в древности научились строить многоэтажные многоквартирные дома. Тит Ливий сообщает, что во время второй пунической войны дурным знамением было то, что бык забежал на третий этаж дома. В Риме до сих пор стоил инсула, возведённая во II в. н.э.
Водосточные системы и системы парового отопления в домах (в
I в. до н.э. в сельской местности были дома с горячим отоплением). На одного жителя Рима приходилось воды больше (600-900 л воды в сутки), чем на жителя Нью-Йорка в 1960 г. Водопровод в Риме назвался акведук (от латинского aqua – вода и ducere – доставлять), всего их было 11, общая их длина составляла почти 350 км, но только 47 км из них находились над землёй. В Риме были специальные боги, которые отвечали за канализацию и туалеты.
Общественные бани (которых на рубеже новой эры было 170, а через 4 века – уже около 1000). Бани были не только местом, где римляне мылись, но и настоящими торгово-развлекательными центрами, где обсуждались новости, заключались сделки, готовились политические заговоры.

4. Досуг и развлечения римлян
Миллион людей, живших в Риме, жаждал «хлеба и зрелищ» («panem et circenses»). Если любимым зрелищем греков были олимпийские игры и театральные выступления, то римляне предпочитали травли животных, конские бега и гладиаторские бои. Во времена Августа (т.е. рубеж нашей эры) – праздничных дней в году было порядка 64, а во времена императора Константина (
IV в. н.э.) – 175 дней, из которых 65-66 дней посвящены бегам в цирке.
Гладиаторы (от слова gladius – «меч», а гладиолус – маленький меч) – обученные в специальных школах люди, которые боролись друг с другом и с животными на сцене амфитеатра (самый известный – Колизей или амфитеатр Флавиев, построенный с 75 по 80 гг. н.э. и вмещавший 50 тыс. зрителей). Гладиаторами становились в основном рабы, военнопленные и осуждённые на смерть преступники (для них это был единственный способ выжить и получить свободу), но можно было и добровольно стать гладиатором, заключив договор на 5 лет. Проигравшие в сражениях погибали, победившие (если проявляли особенные способности) получали свободу, славу и деньги. Гладиаторские игры продолжались в Риме на протяжении 6,5 веков и только трижды гладиаторы предприняли попытку поднять восстание (самое известное – восстание Спартака 74-71 гг. до н.э.).
Второе популярнейшее развлечение римлян – цирковые зрелища. В первую очередь это были лошадиные бега: обычно 4 колесницы (хотя было 6, 8 и 12), в каждую из которых впряжены 3-4 лошади (хотя умелые возницы управляли даже 10 лошадьми) соревновались в скорости на овальной арене здания Большого цирка в Риме, от которого сейчас осталась только кучка камней. За один заезд нужно было совершить 7 кругов, каждый раз огибая две каменные тумбы, на которые часто налетали колесницы, и возница в лучшем случае оставался калекой, в худшем – погибал прямо на арене. А победители получали всё: пальмовую ветвь, венок и солидную сумму денег, ценные подарки и огромную славу (в том числе – собственную позолоченную статую на римском Форуме). Слава и почёт доставалась и коням: к примеру, очень скандальный римский император
в. н.э. Калигула, который сам выступал в качестве возницы и плясуна, построил для любимого им скакового коня по имени Инцитат дворец с прислугой и утварью, мраморные ясли с золотой поилкой, а также сделал его членом римского Сената и хотел назначить консулом. В промежутках между заездами на арене выступали акробаты, жонглёры, канатоходцы, мимы, а также устраивались травли животных. Из Африки специально привозили пантер, медведей, львов, тигров, страусов, даже слонов и крокодилов, которые боролись друг с другим или которых убивал умелый охотник. Травли устраивались на протяжении почти 800 лет и услаждали глаз обычных римлян, а для политиков, которые тратили деньги на их организацию, были важным способом получить голоса.

Так жили и развлекались жители города, в который (как считалось) вели все дороги.
А дома я предлагаю вам написать небольшое сочинение от имени одного из жителей Вечного города на тему: «Один день римлянина в эпоху расцвета империи».

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.