logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Целевая установка урока:

Дать яркое, образное, отвечающее принципам историзма, представление о средневековом городе и его особенностях.

1. Образовательная цель:

учащиеся должны получить образное представление о функциях средневекового города;

о роли городских сословий;

учащиеся должны научиться выявлять особенности взаимоотношений средневековых городов с сеньорами;

уметь рассказать о месте городских коммун в жизни средневековых городов;

уметь объяснить основные термины и понятия данной темы;

2. Развивающая цель:

продолжить развитие логического мышления через умение осознавать и представлять сущность процессов средневековой жизни;

продолжить развитие речи и памяти при работе с документами, учебником и выполнением различных познавательных заданий;

продолжить развитие образного мышления, речи, внимания и памяти при сопоставлении оценок средневекового города глазами его современников и человека наших дней;

продолжить формирование умений работы с иллюстрациями и текстовыми источниками;

продолжить формирование умений анализировать и синтезировать изучаемый материал через сопоставление с ранее изученным , а также умения выделять главное в нарративных источниках информации;

3. Воспитательная цель:

с помощью анализа нарративных документов дать нравственную оценку сеньориальным правам;

показать на примерах из документов позитивное влияние городского самоуправления для формирования личности человека как самостоятельного, независимого труженика;

рассказать о высокой степени сплоченности горожан, об их солидарности в борьбе за свои права и свободы, как примере становления прототипа гражданского общества;

проследить появление новых ценностей в мировоззрении горожан, сделать выводы об особенностях городского и сельского мышления;

Основные термины и понятия:

сеньор, бюргер, ростовщичество, цех, мастер, подмастерье, пошлина, налог, эпоним, патрициат, шедевр, устав цеха, гильдия, бургомистр, собор, ратуша, экспорт, импорт.

Тип урока:

Комбинированный, спаренный урок, в форме эвристической беседы с элементами практической работы

Учебно-методическое обеспечение урока:

Картосхема «Средневековый город», плакаты, рисунки детей, аппликации на данную тему, ксерокопии документов на каждую парту один комплект, цветные карандаши для подчеркивания главных фактов при работе с текстовыми источниками, рабочие тетради к данному учебнику, иллюстрации из учебника, доска с основными понятиями, выписанными в процессе их изучения.

Предыдущее домашнее задание:

Нарисовать по уже пройденным темам представителей средневекового европейского общества, повторить тему «Античный город»

План урока:

  • Наследник двух миров.

А) как возник средневековый город

Б) чем он являлся для обитателей

В) что такое «эпоним»

  • Прогулка по средневековым улицам…

А) дома и кварталы – лицо города

Б) особенности планировки и постройки зданий

В) плюсы и минусы внешних сторон жизни в средневековых городах

Г) город на Западе и город на Востоке (по усмотрению учителя)

  • Города и сеньоры – долгий спор о свободе.

А) кому принадлежит город

Б) какова цена свободы

В) «год и один день»

Г) проигранный спор

  • Кто они – обитатели средневековых городов?

А) бюргеры, патрициат

Б) купеческие гильдии, ростовщики

В) ремесленные цеха

  • Выводы по данной теме
  • Выполнение познавательных заданий 3-х уровней

Домашнее задание (ксерокопии раздаются ученикам в конце урока):

1. объяснить содержание логических цепочек:

ученик – подмастерье – мастер

ученик – подмастерье – вечный подмастерье

меняла – ростовщик – банкир

2. объяснить термины, а также почему они разбиты именно на такие группы?

цех, гильдия

устав цеха, коммунальные вольности

ростовщик, мэр города, вечный подмастерье

шедевр

пошлина

патрициат

3. как горожане относились к своему городу?

а) уважительно б) с гордостью

в) равнодушно г) заботливо

д ) пренебрежительно е) расчетливо

4. Почему умельцы-ремесленники без труда расставались с землей и деревней?

5. Творческое задание:

а) мини-сочинение (от первого лица):

«В мастерской ремесленника»

«Незадачливый подмастерье»

«Купец Марко Поло»

«Как крестьянин Брувер стал свободным»

Кем бы ты хотел быть в средневековом городе?

б) рисунки: бюргер, городская улица, средневековый купец, аристократ, придумать гербы для конкурса гербов - цеха ткачей, цеха ювелиров и т. п.

6. Открытые проверочные тесты на закрепление понятий и терминов:

вещь, изготовленная для продажи (товар)

главная городская церковь (собор)

образцовое изделие, служившее пропуском в ремесленный цех (шедевр)

хозяин мастерской (мастер)

глава городского Совета (бургомистр)

человек, дающий деньги в долг под проценты (ростовщик)

7. Заполните таблицу , основываясь на Уставе Ткачей:

1-ая колонка – особенности цехов, способствовавшие развитию ремесленного производства

2-ая колонка – особенности цехов, тормозившие развитие ремесленного производства

8. Отметить на контурных картах новые города, появившиеся в этот период.

Список используемой литературы:

А. Я. Гуревич, Д.Э. Харитонович. История Средних Веков. М., 1995.

Е. Б. Агибалова , Г.М. Донской. История Средних Веков М., 1998.

Хрестоматия по истории Средних Веков (любое последнее издание)

Набор контурных карт для 6-ого кл . по истории Средних Веков

Ход и содержание урока:

Учитель объявляет тип, тему, цель урока. Работа по плану, основные пункты которого написаны на доске. В начале урока – создание проблемной ситуации с помощью акцента на названиях пунктов плана урока.

Учитель: Чьим наследником был средневековый город, какие противоречия закладывало в нем его происхождение, почему городской воздух делает человека свободным и что общего в облике современных городов и их средневековых предшественников? Это и многое другое нам предстоит сегодня выяснить.

Учитель акцентирует внимание учеников на репродукциях, аппликациях, рисунках, плане, которые расположены на доске. Беседа по предыдущей теме на 5 минут (или небольшое тестирование)

Учитель : Ребята, мы с вами уже изучили три основных сословия средневекового общества, последним из которых было крестьянство. Мы знаем, какой образ жизни был характерен для деревни. А сегодня нам предстоит узнать, насколько похож или не похож на деревню был средневековый город и почему.

ченики: дают основную характеристику деревенскому быту и ценностям в нескольких словах

Учитель: После 1000 года, когда Европа переживала экономический подъем, вблизи древних античных центров стали возникать новые. Старые населенные пункты разрастались и развивались под покровительством светских и духовных сеньоров. Как вы думаете, на каких территориях появились эти города? И почему?

Ученики : Возле рек, бродов, мостов, пристаней. (Работая с документом о возникновении города Брюгге из набора документов к уроку)

Учитель: В названиях многих средневековых городов отразилась история их возникновения (совместно с классом учитель находит в тексте учебника и документов названия средневековых городов и устанавливает происхождение эпонимов) Укрепление – бург , борго . Брод – фурт , форд. Мост – бридж, брюгге . Замок – касл , каструм . Новый – нью , нуово , неф.

Ученики: записывают в тетради схему образования эпонимов, новые определения

Учитель: Представим, что мы во Франции или Германии 13-ого века. Эти страны, подобно другим, заселены в основном крестьянами, но в них уже довольно много городов. Городов уже столько, что путь из деревни до ближайшего города можно одолеть пешком или на повозке всего за один день. Войдем в город. Он ютиться у стен крепости-замка сеньора, за которыми жители искали укрытия от завоевателей, воинственных соседей или просто грабителей. Когда места внутри крепостных стен становилось совсем мало, жители строили новые стены, тесным кольцом охватывающие поселение. Улицы были очень узкие, дома вплотную примыкали друг к другу, разрастаясь не вширь, а вверх. Нередко второй или третий этаж дома нависал над нижними и закрывал свет. Дома в основном были деревянные и пожары сулили настоящую беду всему городу. Второй бедой города того времени была грязь. Хозяйки выливали помои прямо на улицы так, что по ним было нелегко пройти или проехать. В уличной пыли возились свиньи, домашние птицы, здесь же играли дети. Грязь, высокая уплотненность домов, примитивность медицины – все это являлось причинами постоянных эпидемий. Так, например, чума 1348-1349 гг., охватившая Европу, унесла значительно больше жизней горожан, чем крестьян.

Ученики: параллельно с объяснением учителя рисуют в тетрадях примерный план средневекового города

Учитель: Ремесленники и купцы стремились освободиться от власти сеньора, на земле которого вырастал город. Причем горожане часто боролись не только за личную свободу, но и за право самоуправления. С этой целью они объединялись в союзы – коммуны.

Какими же способами коммуны могли добиться официального признания и получения коммунальных вольностей (так тогда называли права на самоуправление).

Ученики : Восстания, денежный выкуп, пожалования от короля.

Учитель: Почему королям иногда было выгодно освобождать город?

Ученики : Для ослабления князей и епископов, которые всегда стремились к сепаратизму.

Учитель: Рассмотрим, что включали в себя коммунальные вольности. Во-первых, это право иметь собственные выборные власти, суды, полицию, ополчение. Во-вторых: устанавливать местные налоги, издавать местные законы, распоряжаться городской казной.

Не все средневековые города имели права коммун, в некоторых – горожане пользовались только личной свободой, а власти назывались сеньором. Иные коммуны были коллективным вассалами короля и обязывались оказывать ему денежную и военную помощь, поставляя отряды пехоты. Другие становились независимыми господами и коллективными господами к сельской округе и близлежащим городам (Венецианская республика). Что давало достижение свободы от сеньора? Власть в городах оказывалась в руках нескольких самых богатых семей – из патрициата. Они имели наследственное право заседать в городском совете и избираться на высшие должности. Однако в некоторых городах добивались политических прав и ремесленники, а городское управление состояло из выборных представителей от цехов, как во Флоренции. Как вы считаете, что способствовало увеличению городского населения?

Ученики: Если население города увеличивалось, то главным образом благодаря притоку в него выходцев из сельской местности.

Учитель: Многие крестьяне убегали от своих господ: они искали свободы, а свободными их мог сделать «городской воздух». В тех городах, которые уже освободились от строгого контроля феодалов, имели собственное управление, крестьянин мог получить личную свободу, прожив там год и один день. Таким образом, прежний сеньор уже не мог получить его обратно. Город еще не полностью оторвался от деревни: часть его жителей имела участки земли в окружавших его полях, которые они возделывали, по утрам городские пастухи выгоняли скот за стены города.

Ученики: Находят в документах описание основных городских сословий и выписывают в тетради (Бюргеры – основная часть населения занимались торговлей и ремеслом. Их самая богатая часть называлась – Патрициат (древнеримский термин). Купцы. Для ведения крупных торговых операций нужны были не только большие капиталы. Но и изрядная смелость.)

Пояснения учителя: Везти товар в дальние поездки было не безопасно. На пути купцов могли подстерегать разбойники, на их товары и деньги были готовы наложить свою руку господа, через владения которых шли торговые пути. Нередко пошлины за проезд через те или иные владения превышала половину цены товара. Все это привело к объединению купцов в гильдии, для отстаивания своих интересов. В 11-13 вв. образуются также торговые союзы городов. Купцы, которых объединялись для ведения торговых дел.

Ученики: Приводят на основе изучения документа пример: 50 городов Севера Германии организовали Ганзу (союз) во главе – Любек.

Учитель: Ганзейские купцы торговали со многими странами .( Показывает расположение на карте) Купцы были просвещенными людьми для своей эпохи. Путешествуя, они вели дневники, писали хроники городских событий, стихи, воспоминания. Купцы нередко занимались и ростовщичеством. Если горожанин или крестьянин не мог расплатиться, он попадал в денежную кабалу или разорялся. Ненависть и зависть к ростовщикам была всеобщей. Почему?

Ученики: Так как ростовщик не работал, а ссужал деньги, требуя вернуть сумму, большую, чем та, что он дал.

Учитель: Но купцы тоже завышали цены на товары, почему это считалось честным заработком?

Ученики: Если купец продавал товар дороже, чем сам его приобрел, то это считалось честным заработком, поскольку он нес расходы и подвергался риску в пути.

Учитель: Ростовщичество осуждалось не только общественным мнением, но и церковью.

Она сулила ростовщикам за грех стяжательства вечные муки в аду. В душе средневекового финансиста алчность боролась со страхом перед загробными муками. И нередки были случаи, когда разбогатевший на денежных операциях человек перед смертью в завещании приказывал своим наследникам вернуть то, что он взыскал с должников в виде процентов.

Для защиты своих прав ремесленники как и купцы создавали союзы такой союз или цех имел свой устав – статут, где содержались основные правила. Например, запрет заниматься ремеслом или торговлей с чужеземцами, выпускать товары только высшего качества, работать определенное количество часов в день. Таким образом, какова была цель цехового объединения?

Ученики: Цель цехового объединения – поставить всех «братьев» по цеху в одинаковые условия, не допустив конкуренции со стороны тех, кто в цех не входил. Овладеть ремеслом и стать мастером было не просто. Учеба длилась до 10-ти лет, после чего ученик становился подмастерьем . ( и зучив указанный учителем отрывок из документа - договор о найме ученика: «Я, Иоганн Тойнбург , объявляю всем, что отдаю золотых дел мастеру Айльфу Бруверу моего сына, для изучения ремесла в Кельне, он обязан верую служить без перерыва восемь лет. Мастер Айэльф обязан кормить моего сына все 8 лет…»)

Учитель: Подмастерье копил понемногу деньги на свою мастерскую и на вступление в цех и старательно изготовлял шедевр, то изделие, по которому члены цеха будут судить об его умении. Цех помогал больным и впавшим в нужду ремесленникам. Его члены по очереди несли службу в городе и составляли отряд городского войска. Цех имел свой герб, знамя, своего святого покровителя, свою церковь и даже кладбище.

Выводы:

1.городская жизнь ориентировала горожан на свободу и независимость, которых они и добивались в споре с сеньорами, используя королевскую власть в своих интересах;

2. возникнув как наследник двух миров и двух культур, средневековый город создал свое трактование свободы, а также новую систему духовных ценностей и уклада жизни;

3.особенности облика средневекового города диктовались насущными потребностями населения, одной из которых была – потребность в защите за городскими стенами;

4. высокая плотность населения, компактно проживающего на небольшой территории в двух и трехэтажных домах, была не только положительным, но и отрицательным фактором

(частые пожары и эпидемии);

5. облик независимого труженика, борющегося за свои права солидарно с другими, подобными ему, станет основой западноевропейской демократии и главных ценностей европейского общества.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.