logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Вводный урок по истории России в 8-м гуманитарном или 10-м общеобразовательном классе.

Цели урока

знакомство с декабризмом как общественно-политическим движением и литературным направлением;

формирование навыков работы с информацией (анализ документов);

повышение эмоционального восприятия темы.

Оборудование урока

доска (на центральной части тема урока и портреты декабристов, на левой и правой сторонах эпиграфы урока – стихотворение и слова К.Рылеева);

видеоаппаратура (для демонстрации фрагмента учебного фильма "Русская революция”);

выставка книг о декабристах;

распечатки текстов для анализа;

аудиозапись песни "Пловец” на стихи Н.Языкова;

эпиграфы: "Каждый день убеждает меня в необходимости моих действий, в будущей погибели, которой мы должны купить нашу первую попытку для свободы России и вместе с тем в необходимости примера для пробуждения спящих россиян”.

"Известно мне: погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа, —
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертвы куплена свобода!”

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

14 декабря 1825 года и 26 декабря — 3 января 1826 года — даты выступления декабристов. В 2000 году этим событиям исполнилось 175 лет. С причинами возникновения декабризма мы уже познакомились, с декабристскими обществами, самими событиями и итогами движения мы познакомимся на следующих уроках, а наш урок сегодня — вводный в тему "Движение декабристов в России”.

Записываем в тетрадь тему урока.

Декабристы — участники этого движения (по названию месяца), но основным понятием темы является понятие декабризм. Декабризм — общественно-политическое движение дворян в первой четверти XIX века в России (записываем понятие в тетрадь и объясняем его). Из понятия видно, какое российское сословие приняло участие в этом движении. Перечислите привилегии дворян. Логичным является вопрос: что они хотели изменить в России своими действиями? Цель нашего урока — знакомство с некоторыми участниками событий и попытка с помощью исследования их творчества понять, что они хотели изменить в России.

2. Демонстрация фрагмента фильма "Российская революция”

Это все, что посчитали необходимым сообщить о декабристах создатели английского фильма по истории России. Конечно, этого мало, чтобы понять, почему и зачем они пошли против власти и тем более мало для знакомства с людьми. Поистине удивительное явление даже в масштабах мировой истории явление: столько людей, и каких людей: блестяще образованных, обеспеченных, имевших признание в обществе, словно подхваченные вихрем выломились из своего класса, и перешли на сторону трудящихся, народа. Поэты, мыслители, мечтатели и деятели — они первыми поднялись на неравную борьбу с самодержавием и крепостничеством.

3. Исследовательская работа

Наша исследовательская работа будет основываться на литературном наследии декабристов, ведь их творчество для нас — исторический документ.

Задание 1

Перед вами стихотворение К.Рылеева (коротко о личности). Возьмите карандаш, разделите стихотворение "Ах, тошно мне” на четверостишья, читаем по очереди, вслух, разбираем каждое по вопросам:

О какой неволе в родной стране идет речь?

О каком незаконном явлении говорит поэт? Почему незаконное?

Кто закабалил? Что такое кабала?

В чем упрекают крестьяне бар?

О чем мечтают? Как устроят жизнь?

Кого винят в бедах ? Почему их (его)?

В чем упрекают царя?

К чему призывают?

От чьего лица написано стихотворение?

В чем угроза России?

Что надо изменить? (Крепостное право и самодержавие)

В тетради записываем — Программа декабристов.

1. Отмена крепостного права.

Задание 2

Перед вами второй документ — "Русская правда” (отрывки из главы) П.И. Пестеля (коротко о личности). Читаем вслух, обсуждаем и сразу ведем запись в тетрадь.

2. Ликвидация дворянских привилегий.

3. Равенство всех перед законом.

4. Уничтожение сословий.

5. Гражданское равноправие.

6. Уничтожение дворянских титулов

Два этих документа были написаны до начала выступления декабристов, а вот следующий документ — стихотворение "Желания” — уже на каторге, после поражения. Автор стихотворения — Ф.Ф.Вадковский (коротко о личности). Читаем, обсуждаем, дополняем программу, выбирая то, о чем еще не шла речь.

7. Уничтожение цензуры.

8. Сокращение срока службы.

9. Свобода слова.

10. Самоуправление (демократия).

11. Законодательное народное собрание.

Итак, у нас появилась программа будущего России. (Варианты урока: — изучение "Конституции” Н.Муравьева и "Русской правды” П.Пестеля — продолжение работы над программой на этом уроке или на следующем, в зависимости от времени).

4. Слово учителя

Все, что хотели изменить в России декабристы два века назад — мы с вами сегодня имеем. Для нас все это стало нормой. А тогда говорить и думать об этом было страшно. Выступление декабристов закончилось поражением. 5 были повешены, 121 — сосланы на каторгу в Сибирь, лишены всех привилегий и званий. Но и там они не потеряли веру в то, что в будущем все их мечты сбудутся.

Звучат два стихотворения: А.С.Пушкин "Послание в Сибирь” и А.Одоевский "Ответ”.

Декабрист Н.Языков обращался к своим друзьям и потомкам с призывом-песней "Пловец”. (Песня может быть озвучена в записи или исполнена учениками).

5. Заключение

Одни повешены… Другие убиты на Кавказе… Третьи сведены в могилу чахоткой и непосильными каторжными работами в Сибири...

Немногие выжили, сохранив честь, достоинство, любовь к Отечеству.

Ими сделано великое и вечное. Вся жизнь этих богатырей — яркое свидетельство единства слова и поступка, великой мечты и бескорыстного дела.

Но вечен род! Едва слетят
Потомков новых поколенья,
Иные звенья заменят
Из цепи выпавшие звенья… А.Одоевский (можно использовать как эпиграф)

Таков завет декабристов, в этом бессмертие их Великой Мечты о счастье народном. Я надеюсь, что эта мечта станет и вашей путеводной звездой. А сейчас давайте познакомимся с теми, о ком еще не шла речь на уроке.

6. Сообщения учащихся о декабристах

7. Домашнее задание

Материал для исследования

К.РЫЛЕЕВ
Ах, тошно мне...

Ах, тошно мне
И в родной стороне:
Все в неволе, в тяжкой доле,
Видно век вековать.

Долго ль русский народ
Будет рухлядью господ,
И людями, как скотами,
Долго ль будут торговать?

Кто же нас кабалил,
Кто им барство присудил,
И над нами, бедняками,
Будто с плетью посадил?

По две шкуры с нас дерут,
Мы посеем — они жнут,
И свобода у народа
Силой бар задушена.

А что силой отнято
Силой выручим мы то,
И в приволье, на раздолье
Стариною заживем...

Уж так худо на Руси,
Что и боже упаси!
Всех затеев Аракчеев
И всему тому виной.

Он царя подстрекнет,
Царь указ подмахнет,
Ему шутка, а нам жутко,
Тошно так, что ой, ой, ой!

А до бога высоко,
До царя далеко,
Да мы сами ведь с усами,
Так мотай себе на ус.
                          <1824 г>.

П.И.ПЕСТЕЛЬ. "Русская правда”

Отрывки из 3 главы

Все люди в государстве имеют одинаковое право на все выгоды, государством доставляемые и все имеют равные обязанности нести все тяготы, нераздельные с государственным устроением.

Все люди в государстве должны быть непременно перед законом совершенно равны, а всякое постановление, нарушающее это равенство, есть зловластие, которое должно быть непременно уничтожено.

Должно быть уничтожено различие граждан и разделение их на сословия, имеющие совсем различные виды и выгоды.

Сословия тем пагубны, что некоторым членам народа выгоды дают, а другим отказывают без всякой причины.

Все люди в государстве должны составлять одно сословие, могущее называться гражданским, и что все граждане в государстве должны иметь одни и те же права и быть перед законом все равны.

Преимущества дворян должны быть также уничтожены, а титлы: князь, герцог, граф, барон и т.д. отменены, поскольку удовлетворяют одному только надутому тщеславию и гордому самолюбию.

Ф.ВАДКОВСКИЙ
Желания

Помнешь ли ты нас, Русь святая, наша мать,
Иль тебе, родимая, не велят и вспоминать?
Вот за что хотели мы нашу кровь пролить:
Чтобы кровью тою волюшку тебе купить,
Чтобы на Руси цепь народа разорвать,
Чтоб солдатушкам в службе век не вековать.
Чтобы всякий мог смело мыслить и писать,
Правду-матушку на весь мир провозглашать,
Чтобы твой народ сам собою управлял,
Чтобы через избранных он законы поставлял,
Чтобы всяк берег те законы пуще глаз,
Помня про себя: глас народа — божий глас!
Чтобы не было ни вельможей, ни дворян,
Дармоедов тех, что живут за счет крестьян.
Вот чего тебе мы хотели добывать,
Вот за что твой царь велел нас заковать!

А.ОДОЕВСКИЙ
Ответ...

Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли.
К мечам рванулись наши руки,
Но лишь оковы обрели.

Но будь покоен, бард: цепями,
Своей судьбой гордимся мы,
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.

Наш скорбный труд не пропадет:
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя.

Мечи скуем мы из цепей
И пламя вновь зажжем свободы!
И с нею грянем на царей –
И радостно вздохнут народы!

Н.ЯЗЫКОВ
Пловец

Нелюдимо наше море,
День и ночь шумит оно
В роковом его просторе
Много бед погребено.

Смело, братья! Ветром полный
Парус мой направил я:
Полетит на скользки волны
Быстрокрылая ладья!

Облака бегут над морем
Крепнет ветер, зыбь черней,
Будет буря: мы поспорим
И поборемся мы с ней.

Смело, братья! Буря грянет,
Закипит громада вод,
Выше вал сердитый встанет,
Глубже бездна упадет!

Там за далью непогоды,
Есть блаженная страна:
Не темнеют неба своды,
Не проходит тишина...

Но туда выносят волны
Только сильного душой!
Смело, братья, ветром полный
Прям и крепок парус мой.

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.