logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

МАТЕМАТИКА

В свете требований к современному образованию (ФГОС) применение мнемоники на уроках иностранного языка облегчает запоминание и сокращает время работы с изучаемым материалом, а также стимулирует познавательную активность, повышая интеллектуальный уровень развития обучающихся.

Кроме того, в современной методике преподавания иностранного языка мнемотехника рассматривается как технология, целью использования которой является развитие и совершенствование коммуникативной компетенции. Эта технология считается очень полезной и рекомендуется к использованию в инклюзивном образовании.

Согласитесь, каждый из нас стремится преподносить ученикам знания в увлекательной форме: картинки, интересные фильмы, образная речь и т.д.

Чем больше увлекательного, тем интереснее занятия, тем проще обучать учителю и легче научиться ученику.

Что же такое мнемоника?

Мнемоника или мнемотехника — это непосредственная запись в мозг зрительных образов, обозначающих запоминаемую информацию. Запоминается самое важное и в виде зрительных образов.

Мнемотехника - технология, использующая приемы и способы, облегчающие запоминание и увеличивающие объем памяти путем использования зрительных образов и ассоциаций.

Считается, что слово «мнемоника» придумал Пифагор, и произошло оно от имени богини памяти Мнемозины – матери 9 муз. Таким образом, мнемотехника известна с древних времен и насчитывает как минимум 2 тыс. лет. Несмотря на древний возраст мнемотехнику причисляют к современным педтехнологиям. Мнемонические приёмы и правила запоминания являлись весьма эффективными, когда ставилась задача улучшить память. Обнаружили, что память во многом основана на ассоциациях. То, что прочно ассоциируется – запоминается. И хотя мы не подозреваем об этом процессе, он продолжается без участия нашего сознания или желания. Ещё древние греки поняли, что, в дополнении к ассоциациям, объект, подлежащий запоминанию, должен быть воспринят как яркий и различными способами глубоко «прочувствованный» образ. Используя мнемотехнику, древние греки приобретали способность быстро запоминать очень большой, причем часто бессмысленный материал, демонстрируя свое искусство в публичных выступлениях.

Эта методика опирается на использование естественных возможностей человека: воображения, внимания, мышления. Мнемоника включает в себя множество различных приёмов, поэтому она подходит к любому типу восприятия информации: визуалы рисуют себе картинку перед глазами, аудиалы запоминают по звуковым ассоциациям, кинестетики смогут почувствовать слова, эмоционально пропустив через себя то или иное значение.

С уверенностью могу сказать, что через секунду Вы на всю жизнь запомните название этой методики. Посмотрите на картинку «кто мне Моника?» Свяжем эту фразу /слово с картинкой, событиями того громкого политического  скандала, между президентом США Биллом Клинтоном и сотрудницей Белого дома Моникой Левински.

Вообще, мнемотехника настолько распространена, что многие не замечают ее, потому что она слишком глобальна, пронизывает всю нашу жизнь. В настоящее время можно выделить несколько направлений мнемотехники.

Направления мнемотехники

Народная мнемотехника

К этому виду мнемотехники следует отнести те приемы запоминания, которые так прочно вошли в нашу жизнь, что многие люди их даже не замечают. Посмотрите на монитор своего компьютера.

Дорожные знаки — это тоже яркий пример внедрения мнемотехники в повседневную жизнь.

Обычный алфавит - это то же мнемонический прием. Ее яркий пример – славянская азбука.

Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью. « А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол) Д (добро) Е (есть) - письменность есть добро; Р (рцы) С(слово) Т(твердо) – произноси слово твердо и т.д.»

В школе ребенок заучивает соответствие звуков определенным символам - буквам.

Классическая мнемотехника

- это первое направление мнемотехники в истории. Мнемотехникой пользовались еще в древнем Египте, и племена Майя обучали своих детей мнемотехнике — системе внутреннего письма.Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются 86 годом до рождества Христова. Ярким примером классической мнемотехники является метод Цицерона – запоминание информации, предварительно преобразовав ее в зрительные образы.

Педагогическая мнемотехника

делает акцент на естественное запоминание при интенсивном «пережевывании» изучаемого материала. Это многократное чтение текста; многократное повторение вслух (откровенная зубрежка); переписывание изучаемого материала из книги в тетрадь (составление конспектов). Это создание большого количество вспомогательного (дидактического) материала… И многие другие, знакомые нам со школы методы. В 16 веке педагогическая мнемотехника одержала полную победу над классической.

Цирковая мнемотехника

Информация кодируется там во что угодно: в жесты, слова, мимику лица, интонацию голоса, в порядок слов в предложении… Часто, при демонстрации чудес феноменальной памяти исполнителям вообще ничего не приходится запоминать. Они просто передают друг другу сообщения с помощью кода, известного только им. Можно даже сказать, что главное в цирковой мнемотехнике — не запоминание, а передача информации от ассистента к исполнителю с помощью разных хитростей.

Спортивная мнемотехника

Это соревнования по мнемотехнике, они регулярно проводятся в Кембридже. Мнемонисты устанавливают рекорды в запоминании двоичных чисел, другие являются чемпионами по скоростному запоминанию игральных карт, третьи наловчились запоминать на слух двузначные или трехзначные числа. Самым трудным видом соревнований считается запоминание произносимых чисел. То есть запоминание с однократного восприятия. В спортивной мнемотехнике, как и в любых других соревнованиях, борьба идет за наилучший результат. Мнемонисты соревнуются по двум основным показателям. Первое — это скорость запоминания информации. Второй показатель — это объем запоминаемых за один раз сведений.

Приёмы запоминания

В научной литературе описывается много приемов запоминания. Методов мнемотехники тоже очень много. Все они могут использоваться в процессе заучивания учебной информации.

Основные:

Метод составления акронимов (аббревиатур)

Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации

Например, для запоминания сочинительных союзов в немецком языке:

ADUSO

– aber, denn, und, sonder, oder.

адыгейскийузор

Ich trinke Kaffee jeden Tag um 12 Uhr morgens.

Итак, пароль выглядит так: ItKjTu12Um

2. Рифмизация

рифмовки способствуют быстрому и лучшему запоминанию.

«на der Stuhl(е) я сижу das Buch в руках держу»

Для тех, у кого ведущий вид памяти слуховой, предлагается запоминать названия животных в стихах, где звучание иностранного слова рифмуется с русским:

Он умываться не привык –

Чумазый поросенок Pig.

В холодном озере продрог

Лягушонок – просто Frog.

Обезьянка – это Monkey,

Любит она ананас из банки.

Можно придумать стихи почти к любому грамматическому правилу:

Таким образом, использование рифмующихся русских и иностранных слов в связке с интересным сюжетом и подкрепленные каким-либо графическим образом, облегчают запоминание и сокращают время работы с ними.

3. Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных

4. Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией

При изучении иностранных языков важное место среди прочих занимает

метод фонетических ассоциаций.

Суть метода заключается в подборе созвучных слов к запоминаемому иностранному слову из слов родного языка.

Метод фонетических ассоциаций к запоминаемому английскому слову из слов английского языка, например, «puddle», что означает лужа, созвучно русскому глаголу «падал».

Например, слову fish – РЫБА созвучно русское слово ФИШка.

Легче запоминаются слова по ассоциации с родным языком:

die Trauer –траур 

rot – красный как «рот»   

die Schlange – змея длинная как шланг

 

«Метод ассоциаций» - нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией.

Запоминание произношения с помощью фонетических образных кодов.

Чашка-cup [сʌр] (вода в чашку капает «Кап-кап»)

Есть также ассоциации образные:

Puddle (лужа) легко запомнить в таком предложении: Я падал и падал в лужу.

Упоминание похожих способов запоминания иностранных слов встречается уже в литературе конца прошлого века. Описание исследований, посвященных этому методу, встречается в статьях Аткинсона и группы авторов и носит название метода ключевых слов /KEY WORD METHOD/.

Практика показала высокую эффективность применения этого метода по сравнению с обыкновенным заучиванием. Причем, чем более  яркую  и  нелепую  ассоциацию  удастся  создать, тем лучше запомнится слово или фраза.

Для лучшего запоминания нужно найти максимально похоже звучащие слова (или части слов). Многолетний опыт работы показывает, что фонетические ассоциации еще более эффективны при составление сюжета (связки) для перевода и созвучия.

Например, после того как были подобраны созвучные слова к слову mascot  [ˈmæskət] - талисман , составляется сюжет: МЕСтный КОТ был для всех талисманом.

Есть слова, с которым у всех людей возникают стереотипные ассоциации,

например: buy БАЙ |- Бай купил «б[и]руши»    Беру́ши (рус. сокр. от «береги уши»)

Иногда написанное русское слово может походить на иностранное лишь при произнесении вслух.

Дальше можно использовать метод оживления, т.е. ярко представить картинку

/бай идёт по базару/, услышать хруст денег и звон монет (метод соощущений).

Придумать предложение из созвучного  слова  и  перевода. Хорошо, если предложение  будет  смешным, веселым,  т.е. необычным Собака - лучший ДОКтор.

Техника ассоциативных связей - нахождение ярких необычных ассоциаций,  которые  соединяются с запоминаемой информацией.)

sleep – когда хочется спать, слипаются глаза,

buy –покупать, скажи денежкам бай-бай

Часто при изучении лексики по теме «Части тела» учащиеся путают «ear» Ира «ушастенькая», eye. (ай - глазки закрывай), look –смотри на лук, listen-«лисичка наушко –«СЛУШАЙ!».

Психологи отмечают, что чем комичней и необычней ситуация, тем лучше срабатывает непроизвольная память, и полученная таким образом информация, дольше хранится.

Когда ученик сам находит собственные ассоциации, схемы, то процесс понимания и усвоения материала протекает быстрее и эффективнее.

Такая технология способствует развитию самостоятельности мышления, творческих способностей, а, следовательно, повышению мотивации к любому предмету.

Поиск изобразительных и звуковых ассоциаций способствует развитию визуального мышления. Кроме того, развитие эйдетической памяти, умение оперировать визуальными образами помогает решать не только проблемы, связанные с запоминанием при обучении иностранным языкам, но и является эффективным в других областях (точные науки, научная деятельность в целом, бизнес и пр.), и даже вопросов, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, а также стимулирует познавательную активность и повышает общий интеллектуальный уровень развития обучающихся.

5. Метод Цицеронана пространственное воображение

запоминание информации, предварительно преобразовав ее в зрительные образы.

Jj горка, дракон/ Pr Cont дракон/ лампочка, Pr S- /S-рисунок с долларом

 

6. Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти.

 

7. Методы запоминания цифр.

 

8. Метод мнемотаблиц

На уроках вместе со своими ребятами мы практикуем различные виды и способы мнемотехники.

Один, как мне кажется, наиболее простой и эффективный - метод мнемотаблиц.

Кроме того, рисовать мнемотаблицы - очень увлекательное занятие, а необходимость придумывать различные символы для сложных слов и словосочетаний развивает у моих учеников образное мышление и воображение и, действительно, помогает запомнить учебную информацию быстрее и эффективнее.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Схемы помогают детям самостоятельно установить последовательность изложения; обогащают словарный запас детей. Использование мнемотаблиц, т.е. схем, в которых заложена определённая информация ставит своей целью: закреплять различные методы запоминания, расширять словарный запас, развивать образное восприятие, устную речь, умение связно говорить и рассказывать у учащихся.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается символ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, любой ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Допустимо, как подсказку записать слова, которые плохо запоминаются.

Достоинства данного метода: простота применения, не нужно много записывать, задействована ассоциативная память и прием символизации, постепенное наращивание объема запоминаемой информации, метод не надоедает, как обычная зубрежка, т.к. применяется творческий подход.

Пример "записи" стихотворения с помощью такого метода представлен на

Die Schule

Die Schule ist ein großes Haus.

Drin lernt man viele Sachen:

Das ABC, das Einmaleins,

Es gibt auch viel zu lachen.

9. Метод «ключевых слов» (keyword method ).

Иностранное слово запоминается в паре со словом родного языка, звучащим похоже. И оба запоминаются в каком -нибудь образе:

Gabel – грабли (мысленно рисуем картинку: великан ест граблями);

Wetter – ветер (ветер гонит тучи и приносит плохую погоду)


*   *   *

Мнемотехника—это специальные приемы запоминания информации. При обучении мнемотехническими методами важно давать учащимся свободу, поскольку такой личностно окрашенный материал по всем законам психологии запоминается прочнее и хранится в памяти дольше. Применение мнемотехники на уроках иностранного языка развивает способность мыслить, развивать креативность и пробуждает интерес и желание у учащихся изучать необходимый материал. А изучение языка становится качественным и быстрым. Именно эта техника складывает информацию из учебника иностранного языка, прямо в мозг обучающегося, обеспечивает долговременное запоминание, развивает навык говорения и понимание иноязычной речи без внутреннего перевода на иностранный язык. Сделать процесс изучения иностранного языка более ярким, интересным, запоминающимся помогает мне мнемотехника

Считаю, что мнемотехника делает уроки иностранного языка более яркими, интересными, запоминающимися и облегчает процесс изучения языка!

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2020 High School Rights Reserved.