logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение. Реформа учебных программ и соотношение процессов преподавания и обучения в школе находятся в центре внимания нашего общества. Непрерывное образование, интеграция информационных технологий в традиционные образовательные методики и осознание уникальности ученика призваны поднять на качественно новый уровень обучение и воспитание детей, их подготовку к жизни и труду в современных условиях. В основу начального образования информатике в школе положены следующие методические подходы: утверждение принципов гуманистического воспитания, признающих самоценность детства и свободу ребенка в образовательном пространстве, направленных на интеллектуальное и нравственное развитие, использование системного подхода в организации всех сторон школьной жизни и создании условий для всестороннего развития личности и самообучаемости, признание общеобразовательной значимости информатики. Конкретная программа обучения в каждом образовательном учреждении разрабатывается исходя из: типа образовательного учреждения, направленности дифференциации содержания обучения в нем; времени, отводимого в учебном плане конкретной школы на изучение этого предмета, уровня оснащенности образовательного учреждения вычислительной техникой; методических позиций самого учителя".

Так кто же должен и может вести урок информатики в начальной школе?

Существует два мнения по этому поводу. Первое - обучение информатике в начальной школе можно организовать силами учителей начальных классов. Второе – уроки может проводить учитель информатики, работающий в базовой и старшей школе.

Для обеспечения качественного преподавания информатики в начальной школе учителем начальных классов, необходимо желание изучать, вникать в новую сферу знаний, выраженное в письменной форме, так как даже изменение методов, способов изложения уже преподаваемого материала требует значительных, психологических, временных и финансовых затрат, и это при том, что если подходы и изменяются, даже не кардинально и всеми основными методами учитель владеет в совершенстве. Учитель, не вполне владеющий содержанием курса информатики, не понимающий, предмета и целей, не сможет организовать на высоком уровне урок, даже при наличии хорошего учебно-методического комплекта. Если учитель начальной школы выражает желание преподавать информатику, это значит он берет на себя обязательство освоить содержание и методику обучения, освоить компьютерные технологии на уровне, позволяющем вести практические занятия с младшими школьниками и использовать компьютер в качестве средства представления информации, рабочей станции и т. д.. В этой связи, учитель начальных классов должен пройти курсы повышения квалификации в области информатики и информационных технологий, и тем самым получить право преподавать информатику в своем классе.

Для обеспечения качественного преподавания информатики в начальной школе учителем информатики, работающем в базовой или старшей школе необходимо изучить и освоить психологические особенности учащихся младших классов, методику проведения уроков в младших классах, особенности психологии детей младшего школьного возраста,  физкультминуток, манеру задавать детям вопросы и методику организации всевозможных игр. Учитель информатики должен познакомиться с учебниками, по которым занимаются дети, чтобы не тратить время на формирование того, что дети уже освоили на других уроках, опираться на их знания, добавляя то, что дает информатика в начальной школе, и не искажать уже полученные знания. Даже при условии ознакомления учителя с учебно-методическим комплектом, необходимо провести определенную работу по согласованию своих представлений о программе начального образования с реальным положением дел. И лишь после этого принимать ответственное решение о преподавании информатики в начальной школе. Для наиболее эффективного преподавания данного курса учителю информатики необходимо консультационные услуги учителя начальных классов или завуча школы, которые владеют содержанием и методикой обучения в начальной школе. Учитель начальных классов может присутствовать на уроках или просто помогать учителю информатики написать план урока, но их отношения должны быть тарифицированы. Все стороны обучения несут солидарную ответственность за урок и знания учащихся.

Особенности проведения уроков для учителя начальной школы

Так как, мышление детей начальной школы значительно отличается от детей базовой и старшей школы, при проведении уроков необходимо учитывать восприятия понятий и иерархии действительности. На данном этапе развития дети не задают вопросов о фундаментальных законах природы. В данном возрасте их не интересует устройство компьютера и его механические свойства. В процессе обучения у детей не возникает вопросов о механизмах работы ПК (персонального компьютера здесь и далее), естественных процессах и т. д. Заложенные правильные базовые знания позволят в дальнейшем детям самостоятельно, либо с помощью преподавателя изучить и осознать данные механизмы. Задача учителя начальной школы выстроить, сформировать систему первоначальных представлений младшего школьника в соответствии с содержанием курса преподаваемого материала.

Постепенно представления школьника целенаправленно расширяются и к концу шестого класса дети готовы воспринимать серьезные теоретические разделы информатики и без труда осваиваивать информационные технологии, так как в их сознании сформированы прочные истинные представления об отношении человека и компьютера, о возможностя последнего.

К особенностям преподавания в младших классах можно отнести следующие методики обучения: пропедевтика (предварительно обучаю) – это вводный курс, систематически и элементарно изложенный, однако это не означает, что в рамках курса происходит формирование примитивных, ненаучных представлений; информационный подход – это взгляд на предметы, явления или процессы с позиции сбора, накопления, хранения, обработки и передачи информации, когда содержание сообщения, текста, рисунка, то есть конкретный смысл (собственно информация) рассматривается во вторую очередь. А на первом плане нашего внимания непривычные, но очень важные вещи в жизни и деятельности каждого человека: форма представления информации, закономерности управления живыми и неживыми системами и т.д..

Благодаря данным методикам учащиеся начальной школы не просто усваивают учебный материал, но учебный материал активно способствует их развитию. Кроме того, по мере продвижения в освоении информатики, учебный материал начинает «работать» на другие дисциплины, так как многие темы носят развивающий и обобщающий характер.

В начальной школе дети с удовольствием выполняют несложные проекты в группе и часто совершенно самостоятельно (в процессе выполнения несложных заданий) интуитивно осваивают дополнительные приемы и операции. Этому способствуют психологические особенности восприятия, памяти и поведения ребенка 6-9 лет. Часто младшему школьнику достаточно один раз посмотреть «как это делается», и он без особых усилий воспроизводит эти действия.

Дети легко запоминают действия учителя в процессе демонстрации чего-либо на экране компьютера (электронной доске) и визуально осваивают многие операции и способы деятельности с экранными объектами (с символами, словами, абзацами, графическими примитивами, связанные с выделением, изменением цвета, вставкой рисунков и т.д.) В дальнейшем обучении, при возможности поработать самостоятельно, дети активно применяют «умения», полученные «визуально».

 

 

 

 

 

 

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.