logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Как на самом деле нужно произносить церковные термины

«Воцерковленный послушник и его духовник христианского вероисповедания любят древнюю иконопись и постоянно читают Апокалипсис».

Попробуйте прочесть это простое предложение. А теперь, не подглядывая через абзац, посчитайте ошибки.

Нужно так:

«ВоцеркОвленный пОслушник и его духовнИк христианского вероисповЕдания любят древнюю Иконопись и постоянно читают АпокАлипсис».

Этот тест я проводила у ста человек, и все участники прочитали его с ошибками. Количество неправильных ударений было разное: от двух до пяти, как у Корнея Чуковского.

А всё потому, что церковная лексика в русском языке особенная. Слова этой тематики часто произносятся не так, как, на наш взгляд, должны бы произноситься. Не так, как удобно языку и приятно уху. А что самое интересное, именно в этих словах, как правило, нет вариантов: литературная норма всегда предписывает только одно ударение.

 

Евангелие от…

Одно из главных слов христианской тематики – Евангелие, часть Библии, содержащая повествование о жизни и учении Иисуса Христа. Хотя и нечасто, но всё-таки в этом слове несколько раз была замечена ошибка: некоторые говорят ЕвангЕлие. Конечно, это неверно, а правильный вариант звучит с ударением на А – ЕвАнгелие. Это слово пришло в наш язык из древнегреческого, где оно означает «благая весть, благовестие, воздаяние за добрую весть».

Ещё одна часть Библии называется АпокАлипсис (а не АпокалИпсис) – единственная пророческая книга Нового Завета, в которой предсказывается конец мира. В переводе с греческого это слово означает «откровение».

Сейчас АпокАлипсис (с прописной буквы) чаще употребляется в переносном значении – конец света.

                   Над этим островом какие выси,

                   Какой туман!

                   И АпокАлипсис был здесь написан,

                   И умер Пан.

    (Н. Гумилёв, «Стансы»)

 

Всех благ!

Благо, благой – это ключевые слова в христианстве, именно на них основываются многие религиозные термины, через них объясняется большинство церковных понятий. В самом слове «благо» уже очень часто встречается неправильное ударение: когда оно стоит во множественном числе, часто говорят «благА», «благАми», «благАх». На самом деле ударение здесь неподвижное, и во всех падежах и числах ударной сохраняется А в корне: блАга, блАге, блАгам, блАгах.

В христианской терминологии корень -благ-входит в состав некоторых сложных слов, и при этом иногда сохраняет ударение на А, а иногда теряет его.

БлАговест – церковный звон одним большим колоколом (в отличие от перезвона или трезвона), извещающий о начале богослужения, – означает «благая весть». Ключевой частью этого определения является слово «благая», именно поэтому ударение и падает на первый слог – блАговест, а не благовЕст, как говорят многие. БлАговест – звон особенный – начинается тремя редкими, медленными и протяжными ударами, после которых следуют более короткие мерные удары.

                   День православного Востока,

                   Святись, святись, великий день,

                   Разлей свой блАговест широко

                   И всю Россию им одень!

    (Ф. Тютчев)

Именно таким образом колокол блАговестит (ударение в глаголе тоже падает на первую А), и за это его прозвали – внимание! – благовЕстником, а в этом слове ударение уже перемещается на второй корень -вест-. Такое же ударение сохраняется и в названии праздника БлаговЕщение.

Ещё в одном слове с корнем -благ– с ударением часто возникают трудности – благостыня. Благостыня – милосердие, подарок, подаяние бедным, щедрость, благосклонность. Здесь как раз хочется «ударить» первую А, но делать этого не следует – ударение падает на Ы – благостЫня. Дело в том, что суффикс -ын-, с помощью которого образовано это слово, очень сильный, и он почти всегда берёт ударение на себя: святыня, пустыня гордыня твердыня. И здесь он тоже проявил свою силу – благостЫня.

А теперь разберём проблему, уже не связанную с ударением: часто говорят «получить благословЛение», а не благословение. И, в принципе, понятно, почему хочется добавить эту Л: ведь слово образовано от глагола «благословить», который в несовершенном виде имеет форму «благословлять». Но «благословение» пишем и говорим без Л!

С «благими» словами есть множество пословиц, поговорок и популярных устойчивых выражений, которые тоже могут помочь запомнить сложные ударения:

БлАга цивилизации

То и блАго, у кого есть кисель да брага

Собственное блАго и дурак поймёт

На БлаговЕщенье дождь – родится рожь

За неблагодарных Бог благодарит.

Тишь, да гладь, да Божья благодать

Всех благ!

 

Вера + исповедь

Слово «вера» восходит к древнему корню, означающему «истинный, правдоподобный», но более близкое к современному пониманию определение дал Владимир Даль: вера – это отсутствие сомнения.

Слово «исповедь» произошло от греческого корня со значением «покаяние, признание». В современном понимании исповеди как церковного термина заложено раскрытие своих грехов перед Богом через священнослужителя. В родственных словах ударение разноместное, оно может оказаться где угодно: Исповедь, исповЕдовать, исповедАльня.

Нас больше всего интересует глагол «исповедать». Мы сложим два слова и посмотрим, что получится: вера + исповедать = вероисповедание.

И вот здесь как раз и кроется подвох – многие не могут правильно поставить ударение в получившемся слове. Очень популярная ошибка – вероисповедАние! Но делая ударение в этом слове, вспоминаем о глаголе и его ударении «без веры», и тогда всё встаёт на свои места – вероисповЕдание (веру исповЕдать).

 

Воцерковление

ВоцерковлЕние – с ударением этого слова проблем обычно не возникает. Но если образовать прилагательное, то сразу появляется затруднение – ударение переносится на О в корне: воцеркОвленный.

ВоцеркОвленный христианин – тот, кто ясно понимает цель христианской жизни во спасении, тот, кто ощущает себя сыном Церкви.

 

Монахи, и не только

Чтобы стать монахом (или монАхиней), нужно сначала доказать, что ты к этому готов. И промежуточный этап – послушничество. Это слово кажется очень близким к слову «послушаться», где ударение сомнений не вызывает. А вот «послушничество» уже имеет варианты ударения – О и У: пОслУшничество, первое из которых (пОслушничество) считается литературной нормой. А дальше ещё интереснее: «послушник» и «послушница» имеют ударение на О, уже без каких-либо вариантов. Задача пОслушника и пОслушницы – помогать, исполнять послушАния по благословению настоятеля.

Это может показаться невероятным, но такое ударение – факт. На каких-либо лояльных интернет-ресурсах можно найти варианты «пОслУшник» или даже «послУшник», но во всех серьёзных словарях, от Ожегова до самых современных грамматик, рекомендованных Министерством просвещения, зафиксирован единственный вариант ударения – пОслушник (пОслушница). Слово даётся как исключение из правила, по которому образуются подобные слова: работать – работник, наследовать – наследник. Я бы поспорила с тем, что слово «пОслушник» образовалось от глагола «послушать», но не сейчас.

Вероятно, ударение на О ещё связано с устаревшим словом «пОслух» (свидетель, тот, кто что-то слышал), и, кстати, сразу вспоминается «нЕслух». То есть изначально в существительных, образованных от «слушать», ударение падало не на корень, а на приставки по-, не– (в словаре Даля также – пОслушничество).

Продолжаем погружаться в монашество. Не менее интересный с точки зрения языка экземпляр – слово «инок». Инок – монах, живущий в одиночестве (от греческого monahos – одинокий). Само слово «инок» заимствовано из старославянского, где было образовано суффиксальным способом от корня инъ- – один.

Что интересно, ударение на первый слог (Инок) сохраняется во всех однокоренных словах: Иноческий, Инокиня. Сколько раз я слышала последнее слово с другим ударением – инОкиня, инокИня (вероятно, по аналогии с богИня, графИня)! Однако правильным будет всё-таки Инокиня, и, кстати, монАхиня, а не монахИня.

А теперь о других церковнослужителях. Духовник – священник, принимающий исповедь, обязанный хранить её тайну. И хотя очевидно, что слово образовано от прилагательного «духОвный», с ударением на О, в существительном ударение перекочевало на последний слог – духовнИк (духовникА, духовникУ, духовникОм и т. п.). И это же ударение закрепилось в слове «духовнИчество».

 

Церковная жизнь

Распорядок церковной жизни для непосвящённых кажется чем-то таинственным и непонятным. Однако в жизни любого человека, мирского или воцеркОвленного, большое значение имеет питание, без него не обойтись даже самым фанатичным приверженцам веры. В церкви существует свой режим питания, и называются приёмы пищи трапезами. Основных трапез две – обеденная и вечерняя, причём вечерняя имеет в православии большее значение и отменяется только в дни особо строгого поста. Есть немало дней в году, когда по уставу вечерняя монастырская трапеза – единственная за целый день. Так вот называется этот, попросту говоря, ужин – вЕчеря, и я не раз слышала, что это слово ошибочно произносят как с ударением на второй слог, так и на третий.

Если вспомнить знаменитую фреску Леонардо да Винчи «Тайная вЕчеря», то на ней явно виден хлеб. Вокруг других яств, составлявших трапезу Иисуса и апостолов, ведутся споры, но в отношении хлеба вопросов не возникает – он там есть точно. Но это не просфора – вот и подобрались к ещё одному интересному слову.

ПросфорА – освящённый хлеб, чаще пшеничный, опреснок, приношение, подношение, употребляемый на православной литургии для таинства причащения.

ПросфорА (с ударением на окончание, а не просфОра, как говорят многие!) имеет множество вариантов названий – просвирА, просворА, проскурА, просквирА, и во всех ударение на последний слог. А готовит этот хлеб просвИрня – женщина, приставленная специально для печенья просвир, обычно вдова человека, имевшего духовное звание.

Но вернемся к вЕчере. Проходит эта трапеза сразу после вечЕрни – вечернего богослужения, а в праздничные дни вечЕрня соединяется вместе с Утреней в составе всЕнощной. ВсЕнощная (обращаем внимание на проблемное ударение на Е) – имя существительное, означает церковную службу, продолжающуюся целую ночь.

                   Заунывным карком

                   В тишину болот

                   Чёрная глухарка

                   К всЕнощной зовёт.

    (С. Есенин)

А теперь самое сложное: мы помним, что всЕнощная – существительное, но есть и прилагательное «всенощный», и оно с недавнего времени имеет другое ударение.

ВсенОщный – эта норма новая, а раньше было правильно говорить всЕнощный.

Таким образом, мы получаем полный взрыв мозга: всЕнощная (существительное) = всенОщное (прилагательное) бдение – отказ ото сна в пользу молитвы в ночное время суток.

А теперь перейдем к самому богослужению. В православии клИрос (нечасто, но слышала альтернативный вариант ударения) – место, где во время службы находятся певчие и чтецы. На клИросе в юношестве пели такие люди, как Суворов, Шаляпин, Чехов, Ломоносов.

 

По образу и подобию

Образ, или икона, считается одним из главных феноменов православной культуры. Слово «икона» пришло из греческого языка, где означало картину, подобие, образ, изображение, а на Руси уже получило более конкретное значение – изображение святого, к которому люди обращаются с молитвой. А ряд однокоренных слов получается такой: иконостАс, икОнный, иконопИсец, иконопИсный, но Иконопись. Обратите внимание! В последнем слове ударение на первую И, и больше нигде эта И не «ударяется». Если раньше вы говорили икОнопись, срочно переучиваемся на Иконопись.

Одной из самых древних икон на Руси является образ Божьей Матери «ЗнАмение». Эта новгородская икона написана в середине XII века. Отмечается день этой иконы 27 ноября (10 декабря по новому стилю), и, похоже, праздновать стали ещё до явления ею чуда новгородцам в феврале 1170 года. А про чудо рассказывается следующее. При осаде города новгородцы решили принести на крепостную стену образ Богоматери, и в это время противник выпустил тучу стрел, одна из которых вонзилась в лик Богоматери. Из её глаз заструились слёзы, а на врагов напали ужас и смятение, из-за чего они вступили в схватку друг с другом. Новгородцы не упустили момент, бросились в атаку и одержали победу. После этого икону стали называть «ЗнАмение».

Вы наверняка обратили внимание, что ударение в этом слове ставится на первый слог. Этимология «знАмения» изначально напрямую связана с глаголом знать, и это может являться шпаргалкой для запоминания. А уже по Далю слово «знАмение» трактуется как знак, признак, примета, явление природы или чудо для знаменования, доказательства или предвещения чего-либо.

 

Земля обетованная

ОбетовАнный (а не обетОванный) значит «обещанный», «желанный»; слово произошло от глагола «обетовАть» и существительного «обет» (не путать с обедом и обитанием!). Земля обетовАнная или край обетовАнный – место, куда хочется попасть, так как оно представляется воплощением комфорта, изобилия, этакий рай на земле. По библейскому сказанию Бог привел евреев из Египта в Палестину, страну обетовАнную, выполняя своё обещание – обет.

Еврейская традиция

В Библии поднимается одна очень деликатная тема. Господь заповедал обрЕзание Аврааму: «Да будет у вас обрезан весь мужской пол». В Священном Писании обрЕзанию придается исключительно религиозный характер: именно по этому признаку отличали христиан от язычников.

ОбрЕзание у еврейских мальчиков проводится на восьмой день после рождения как знак принятия в религиозную общину.

ОбрЕзание издавна практиковалось у многих народов – от аборигенов Австралии до африканских племен. Считается, что это первая операция, которую люди научились делать. Чаще всего обрЕзание символизировало дань злому божеству, которому приносили в жертву часть, чтобы уберечь целое, сохранить жизнь. Возможно, изначально обрЕзание было призвано заменить обряд человеческих жертвоприношений. У большинства народов обрЕзание совершается над мальчиками 10–17 лет. Это как бы посвящение в мужчины, официальное признание половой зрелости.

А теперь о самом слове. В русском языке слово «обрезание» имеет два значения, одно из которых относится к вышеописанному обряду, а другое является отглагольным существительным и указывает на процесс по отсечению небольших частей острым предметом. Ударения в этих словах тоже разные: обряд – «обрЕзание», процесс – «обрезАние».

Первая строка Евангелия от Иоанна гласит: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Многие исследователи по-разному трактуют «Слово» в этом контексте. Я же не буду философствовать, а хочу ещё раз напомнить сложные СЛОВА, связанные с религиозной тематикой, и их ударения.

БлАга, блАгам, блАгах

БлАговест, блАговестить

Благословение

БлагостЫня

ВероисповЕдание

ВЕчеря

ВоцеркОвленный

ВсЕнощная, всенОщный

ДуховнИк

ЕвАнгелие

Иконопись

Инокиня

ЗнАмение

МонАхиня

ОбрЕзание

ОбетовАнный

ПОслушник, пОслушница, пОслушничество

ПросфорА, просвирА, просворА, проскурА

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.