logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель: осознать особенности и задачи современной географии; выделить источники географических знаний4 уяснить роль ученых в развитии географической науки.

Оборудование: физ.карта России, глобус, карты атласа, портреты путешественников.

 

Ход урока

 

I. Орг.момент.

II. Проверка домашнего задания.

 - Побережье какого моря освоили новгородцы-поморы? (Балтийское)

 - Ради чего плавали поморы в Мангазею? (за пушниной)

 - Кто разведал путь в Сибирь? (Ермак)

 - Кто открыл озеро Байкал? (Курбат Иванов)

 - К какому морю вышел Иван Москвитин? (Охотское)

 - Он в 1696г совершил поход на Камчатку? (В.Атласов)

 - В честь братьев названо море.

 - Он изучал Уссурийский край. (Пржевальский)

 - В 1932г О.Шмидт и В.Воронин прошли … (Северный морской путь)

 - Моряк. Родом из Дании, известный российский мореплаватель, возглавивший Камчатскую экспедицию и там погибший. (Беринг)

III. Изучение нового материала.

Вводное слово учителя.

 - на всех этапах развития географическая наука ставила перед собой определенные задачи. На первых этапах познания человеком своего окружения география должна была отвечать на вопрос: где что находится? Значит, первым этапом было составление географической карты. Следующий этап – составление подробного описания (географической характеристики) территории. На третьем этапе происходит теоретическое обобщение, выявление географических закономерностей. Но задачи географии этим не ограничиваются. Четвертый этап – разработка программы преобразования территорий. Примером тому служит комплексное исследование ученого В.В.Докучаева.

Задание 1. Ученики читают текст в учебнике.

 - Работа в парах.

1) Найти в дополнительных источниках информацию о первооткрывателях  и ученых-географах, фамилии которых записаны на доске.

 - Обмен информацией.

1.В.Н.Татищев (1686 – 1750г.) – исследовал европейскую часть России. Выполнил первое географическое описание России и районирование Европейской части. Составил историко-географический словарь «Лексикон» до буквы К.

2.Витус Беринг (1681 – 1741г.) – первая Камчатская экспедиция (1725 -1730гг.)  Поиски места, где Азия «сошлась с Америкой». Путешествие через всю Сибирь до Охотска, выход экспедиции в море, прохождение Берингова пролива. 3.В.Беринг и А.И.Чириков (Лаптевы, Челюскин, Прончищевы. Малыгин, Овцын и др.). Вторая

Камчатская экспедиция (1733г). Разнообразие задач (изучение северных берегов, описание крупных рек, изучение внутренних районов Сибири). Великая Северная экспедиция (1733 – 1743гг.) Использование Географическим департаментом результатов составления Атласа Российской империи.

4.М.В.Ломоносов (1711-1765гг.) – Основатель Московского университета, возглавлял Географический департамент Академии наук. Изучение строения Земли, атмосферных явлений, поддержка ученых, организация экспедиций. Обобщил результаты академических экспедиций по Европейской России, Уралу и Сибири (природа, население, культура, быт, религии).

5.В.Я.Чичагов (1726 – 1809гг.) – освоение Северного морского пути. «Поиск морского походу  Северным океаном в Камчатку». Прохождение по северному морскому пути, записи. Карты.

6.В.В.Докучаев (184 – 1903гг.) – учение о почвах и природных зонах. Взаимосвязь явлений и компонентов природы. Труды «Русский чернозем», «Наши степи прежде и теперь», закон широтной и высотной зональности.

7.А.И.Воейков (1842 – 1916гг.) – климатология, изучение изменений в атмосфере. Главный труд «Климаты земного шара».

Вывод: в разные исторические периоды перед учеными вставали разные географические задачи. Даже изучая карту, можно представить, сколько сил, средств, человеческих жизней положено на освоение огромной территории России. Имена многих путешественников запечатлены на географической карте.

 - Вопросы:

1) Какие источники информации доносят до нас события, которые происходили много лет назад?

2) Существуют ли новые источники информации?

 - Источниками информации являются карты, атласы, космические снимки, справочники, географические книги, журналы, отчеты о научных исследованиях, фотоальбомы, документальные фильмы, прогнозы  погоды, сводки о текущих событиях.

IV. Итог урока.

Современная география как наука не менее актуальна, сложна и интересна. Среди основных задач – поиски разумных путей организации хозяйства и улучшения жизни людей. Ученые-географы в настоящее время обладают новейшими методами исследований, используют информационные технологии для решения поставленных задач.

V. Домашнее задание. § 5., подготовиться к проверочной работе по теме «Пространства России».

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.