logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель: выявить факторы, влияющие на формирование климата России; формирование умений работать с климатической картой России.

Оборудование: карты климатическая и физическая, атласы.

Ход урока

I. Орг.момент.

II. Повторение. Актуализация знаний.

 - Вспомните, что такое климат?

 - Назовите факторы, оказывающие влияние на климат.

Беседа о климатических факторах.

 - Климат России разнообразен, т.к. он формируется под влиянием многих факторов:

1.Географическое положение;    

2.Слонечная радиация;         

3.Циркуляция воздушных масс;

4. Подстилающая поверхность.

 - географическое положение влияет на распределение солнечной радиации и на циркуляцию атмосферы.

 - подстилающая поверхность влияет на величину поглощенной радиации и в конечном итоге на нагрев воздуха.

 - горы задерживают воздушные массы, а с высотой в горах понижается и температура.

III. Изучение нового материала.


1) Географическое положение – чётко выражена смена температурных условий по сезонам года; континентальные и увлажненные районы; арктический, субарктический и умеренный пояса; близость и удаленность от океана.

2)Солнечная радиация – излучение солнцем тепла и света, суммарная радиация;  радиационный баланс.

Солнечная радиация измеряется в килокалориях на см² (ккал/см²). Солнечная радиация, которая проходит через атмосферу Земли, делится на два вида: прямую и рассеянную.

Р суммарная =   Р прямая  + Р рассеян.

 - Количество поступающей на поверхность Земли суммарной радиации определяется, прежде всего, углом падения солнечных лучей, который зависит от географической широты.

 - Суммарная радиация, достигшая поверхности земли, может поглотиться, т.е. нагреть поверхность  земли,  чем подстилающая поверхность, тем больше суммарной радиации поглощается её поверхностью.

 Чернозем поглощает больше суммарной радиации, чем песок. Снег поглощает меньше, чем песок и лес. Снег отражает до 70-80 %  суммарной радиации.

Задание 1. Рассмотреть и прокомментировать рисунки в учебнике.

Радиационный баланс - разница между суммарной радиацией и её потерями на отражение и тепловое излучение.

Радиационный баланс определяет распределение температур в почве и нижних слоях тропосферы, таяние снега, испарение и другие процессы, происходящие в природе. Радиационный баланс за год в России положительный, зимой он отрицательный повсеместно, а  летом – положительный.

 - Работа с климатической картой.

Задание 2. Определите суммарную радиацию и температуры г.Самара и в Красноярске.

Вывод – суммарная радиация одинакова, а климат разный. Часть тепла излучает нагретая поверхность Земли. Чем выше температура поверхности и меньше облачность, тем больше потеря солнечной энергии.

Задание 3. Определить радиационный баланс в Санкт-Петербурге и в низовьях реки Колымы.

Вывод – радиац.баланс в Колыме ниже, чем в Санкт-Петербурге. Здесь меньше солнечного тепла участвует в процессах климатообразования.

IV. Итог урока.

Россия расположена в основном в средних широтах, что предопределяет умеренное постуление солнечной энергии и существенные колебания её величины по сезонам года. Осадки и частая облачность предопределяют рассеивание значительной части солнечной радиации, а снежный покров – отражение большей её части зимой. Всё это оказывает влияние на формирование важнейшей характеристики климата – температуры воздуха.

 Домашнее задание. § 10. работа с клим.картой.

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.