logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели:

Сформировать знания о размерах Земли – радиусе и длине экватора.

Сформировать знание о масштабе и его видах, умение читать масштаб и объяснять его величину; переводить численный масштаб в именованный и именованный в численный.

Сформировать умение измерять расстояние с помощью линейного масштаба.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:

Презентация;

раздаточный материал: текст с рассказом;

глобусы;

масштабная линейка (Приложение 1)

карточки для домашнего задания (Приложение 2)

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку

Готовность к уроку

2. Целеполагание

Объявление темы урока.
Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.

Цель записывается на доске и обсуждается.

3. Новый материал

1. Представления о форме Земли

Рассмотрите рисунки на слайде  4 и расскажите, как представляли себе форму Земли в прошлом?
Как изменились их представления в дальнейшем?

– Анализируют рисунки и отвечают на вопросы.

– Земля имеет шарообразную форму

Слайд 13.
Задание: Прочитайте отрывок. Запишите в тетрадь три косвенных признака шарообразности Земли, которые могли наблюдать ребята.
«…Мы сидели на берегу моря и любовались закатом. Это было то волшебное время суток, когда на небе уже появился молодой месяц, море и небо были окрашены в нежнейшие цвета: от сиреневого до бледно-бирюзового. У самой линии горизонта показались маленькие огоньки далёкого корабля, через какое-то время их стало больше, и мы поняли, что корабль движется к берегу…»

Читают текст и записывают в тетрадь три косвенных доказательства о шарообразности Земли:
1. На небе уже появился молодой месяц.
2. Солнце уже ушло за горизонт, но его последние лучи ещё освещали самые вершины гор.
3.  У самой линии горизонта показались маленькие огоньки далёкого корабля, через какое-то время их стало больше.

Величайшими и важнейшими для развития географии были открытия Х.Колумба и Ф. Магеллана. Почему?

Слайд 14. Показ по карте и на глобусе маршрута мореплавателя, называя при этом ориентиры (материки, океаны, проливы и т.д.)

Слайд 15.

Задание: Первое кругосветное путешествие Ф.Магеллана традиционно считают одним из первых доказательств шарообразности Земли. Так ли это на самом деле?

– Х. Колумб совершил открытие Америки, а Ф. Магеллан первое кругосветное плавание.

Слушают и отслеживают маршрут на карте и глобусе и находят ориентиры (материки, океаны, проливы и т.д.)

Размышляют и находят новое в ранее известном (доказательства шарообразности Земли)
– Нет, это если бы Земля имела форму цилиндра или конуса, тоже можно было бы совершить кругосветное плавание

Слайд 5. 

Новый термин урока ГЕОИД.

Под действием силы тяжести сформировалась близкая к шарообразной форма планеты. Её назвали ГЕОИД, чтобы подчеркнуть своеобразие формы Земли. Поверхность геоида условно проводят по поверхности Мирового океана, которую мысленно проводят под континентами.

Геоид (происходит от корней: «Гео» — Земля и «Идос» — вид), фигура, дающая обобщённое представление о поверхности Земли, как планеты

Записывают новое понятие в тетрадь.

2. Размеры Земли.

Слайд 6. Знакомит учащихся с размерами Земли.

Задание: выполнить рисунок в тетради «Размеры Земли» (помогает усвоению знаний о размерах Земли).

Делают рисунок в тетради «Размеры Земли», указывают на нём соответствующие размеры: длину экватора – 40000 км, полярного радиуса – 6378 км. И экваториального радиуса  – 6356 км.

3. Глобус.

Слайд 7. Что такое глобус?

Смысл слова «модель» ясен ученикам, но если  они затрудняются  с его формулировкой, то учитель помогает в ходе беседы:
– «Модель – это уменьшенное (или в натуральную величину) воспроизведение объекта».
– О каких особенностях планеты Земля вы можете узнать по глобусу?
Слайды 8, 9. Дополнительные сведения: самый большой глобус, первый глобус.

Дают определение понятия «Глобус» – это уменьшенное изображение Земли.

1) форма Земли
2) её размеры
3) расположение материков и океанов на её поверхности
4) положение земной оси и возможное движение вокруг неё.

4. Масштаб

Глобус – это уменьшенная модель Земли, следовательно у него есть масштаб.

Слайды 10, 11, 12.

Задание: Прочитайте текст учебника с.25
Что показывает масштаб?
Виды масштаба?

Знания о масштабе учащиеся получают при самостоятельном чтении текста учебника.

Дают объяснение.

5. Формирование умения читать масштаб и объяснять его величину; переводить численный масштаб в именованный и именованный в численный.

Слайды 16,17

Задание:

1.  Прочитайте численный масштаб и объясните степень уменьшения: 1) 1:1 000 000 2) 1: 500 000 3) 1: 10 000 – позволяет определить понимание прочитанного и потренироваться в чтении масштабов, в переводе численного в словесный.

2. Прочитайте именованный масштаб: 1) в 1 см – 10 км  2) в 1 см –  200 км 3) в 1 см – 100 км – позволяет определить понимание прочитанного и потренироваться в чтении масштабов, в переводе словесного в численный.

3. Переведите численный масштаб в именованный 1) 1:83 000 000 2) 1: 50 00 000 3) 1: 5 000 4) 1: 25 000 – формирование умения переводить численный масштаб в именованный

4. Переведите именованный масштаб в численный: 1) в 1 см – 50 км  2) в 1см –  750 м  – формирование умения переводить именованный масштаб в численный

Первичное закрепление:

Почему глобус, в отличие от Земли имеет геометрическую форму шара?

Решают задачи.

Учащимся известно, что разница между экваториальным и полярным радиусом составляет около 22 км. Путём несложных вычислений учащиеся могут объяснить отличия.

6. Формирование умения измерять расстояние с помощью линейного масштаба

Слайды 18,19

Задание:

1. Измерьте с помощью масштабной линейки расстояние на глобусе от Москвы до

1) экватора;
2) северного полюса;
3) южного полюса.

Измеряют расстояния с помощью масштабной линейки или сантиметровой ленты.

4. Закрепление

На выбор вопросы или тесты.

Вопросы:

1. Каково главное преимущество изображения Земли на глобусе?
2. Величина, показывающая, во сколько раз расстояния на глобусе уменьшены по сравнению с реальными.
3. Близкая к шарообразной форма планеты Земля.
4. Какое доказательство шарообразности Земли наиболее убедительное?
5. Воображаемая окружность на поверхности Земли, проведённая на равном расстоянии от Северного и Южного полюсов.

Тест:

1. Наиболее правильное представление о форме Земли даёт

1) карта полушарий;
2) глобус;
3) аэрофотоснимок.

2. Величина, показывающая, во сколько раз расстояния на глобусе уменьшены по сравнению с реальными, называется

1) масштабом;
2) легендой карты;
3) условными знаками;
4) диаграммой.

3. Переведите численный масштаб 1: 2 000 000 в именованный

1) В 1 см – 200 км; 
2) в 1см – 20 км; 
3) в 1 см – 2 км.

4. Верно ли утверждение, что полярный радиус Земли больше экваториального?

1) да;  2) нет.

5. Линия, равноудалённая от полюсов Земли и имеющая протяжённость 40 076 км, называется

1) экватором;
2) меридианом;
3) тропиком.

Ответы на вопросы и решение теста.

6. Подведение итогов

Возвращение к целям урока, записанным на доске. Анализ совместно с учащимися.

Анализируют, что им удалось сделать на уроке и достигли  ли они цели.

7. Домашнее задание

§ 6, 7, карточки

Запись домашнего задания в дневники

 

Приложение 1

Как сделать масштабную линейку (линейный масштаб глобуса)

На узкой полоске бумаги (длиной 30-32 см и шириной 1 см) начертите поперечные чёрточки на расстоянии 1 см друг от друга. У чёрточек подпишите «0» и то число километров, которому по именованному масштабу глобуса равно расстояние от первой до каждой последующей чёрточки.

0    500     1000   1500   2000  2500  3000

Масштаб глобуса 1: 50 000 000, величина масштаба 500 км.

 

 

Приложение 2

Домашнее задание по теме «Форма и размеры Земли. Глобус»

Карточка 1.

1. Приведите доказательства, что глобус – это модель Земли.
2. Переведите масштаб 1:1 000 000 в именованный. Пользуясь данным масштабам, изобразите линию длинной 50 км.

Карточка 2.

1. Назовите отличия глобуса от Земли.
2. Переведите масштаб 1:100 000 в именованный. Пользуясь данным масштабам, изобразите линию длинной 10 км.

Карточка 3*.

Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?
Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли»
Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли»
Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли»
Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4 км)

Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.