logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели урока: продолжить формирование у учащихся представлений об Африке; сформировать знания о населении материка.

Задачи урока.

Образовательные: познакомить учащихся с населением Африки – его особенностями, расовым и этническим составом, внешними признаками, размещением по материку.

Развивающие: продолжить формирование навыков и умений работать с географическими картами, таблицами, схемами; расширить представления о политической карте Африки.

Воспитательные: воспитывать толерантное отношение к людям с разным цветом кожи, формировать коммуникативные и организаторские умения, умения работать в коллективе.

Используемые педагогические технологии: технология конструирования урока с помощью ИКТ.

Мультимедийная презентация проходит центральной нитью через весь материал, является связующим звеном в изучении новой темы, основой для беседы, опорой для самостоятельной работы учащихся, рефлексии своей деятельности.

Презентация включает в себя видеофрагмент, анимационные эффекты, фотографии, схемы, таблицы, текстовую информацию.

Использование медиапродукта на данном уроке актуализируют знания о населении Африки, формируют социально-коммуникативные навыки, закрепляют навыки анализа текста учебника и карт атласа. Работа с использованием ИКТ направлена на формирование информационной культуры и компетентности школьников, развитие наглядно-образного мышления, развитие понятийного мышления.

Методы: продуктивный, поисково-исследовательский, информационный, иллюстративный, групповой.

Приемы: сравнение, анализ.

Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут (закрепят) ученики в ходе урока:

- приобретут знания об особенностях населения Африки: расовый и этнический состав, язык, быт, промыслы, религия;

- актуализируют знания о плотности и размещении населения по материку;

- закрепят навыки анализа текста учебника и карт атласа для заполнения таблицы;

- приобретут опыт ведения эвристической беседы;

- закрепят социально-коммуникативные навыки при работе в группе;

- разовьют способность к рефлексии своей деятельности.

Дидактическое обеспечение урока: карточки с заданиями и вопросами по теме урока

Ход и содержание урока

I. Организационный момент. Приветствие

II. Мобилизация учащихся, определение темы и цели урока, мотивация на работу.

1. Просмотр видеофрагмента “Танец народов Африки”.

2. Просмотрев видеофрагмент, прошу вас, ребята, ответить на вопрос - о ком сегодня пойдет речь на уроке?

Действительно, мы поговорим об особенностях населения Африки. Вы познакомитесь с расовым и этническим составом населения, размещением народов на материке. Продолжим работу с географическими картами, таблицами и схемами. Сделаем выводы после просмотра фильма, при изучении нового материала будем опираться на предложенную презентацию.

?? Чем отличаются жители Африки от нас с вами?

?? Как вы думаете, на территории Африки проживают светлокожие жители?

III. Изучение нового материала.

1. Африка – прародина человека - рассказ учителя.

Палеонтологи, антропологи и археологи в качестве возможного центра зарождения человечества называли самые различные части земного шара (почти все континенты). Однако Ч. Дарвин в качестве прародины человека назвал Африку, отмечая, что именно в Африке обитают обезьяны, стоящие по морфологии и развитию наиболее близко к современному человеку.

В Африке, в частности в Восточной Африке, сложился очень благоприятный для жизни климат с чрезвычайно богатым ландшафтом. Поэтому именно Восточная Африка (территория современных стран - Эфиопии, Кении и Танзании) оказалась прародиной человека.

Именно здесь во второй половине ХХ века были обнаружены останки человека и его орудия труда, имеющих возраст более 20 млн. лет.

2. Расы и народы – работа в группе.

(Учебник стр.117-118), заполнение таблицы “Характеристика рас”. 

Экваториальная раса:

саванны – масаи; тутси, нилоты;

экваториальные леса – пигмеи;

полупустыни и пустыни – бушмены и готтентоты.

(Места обитания, характеристика внешних признаков, жилище и образ жизни)

Европеоидная раса (коренное население):

арабские народы – берберы, алжирцы, марокканцы, египтяне.

Европеоидная раса (пришлое население):

на севере – французы,

на юге – африканеры или буры.

(Места обитания, характеристика внешних признаков, жилище и образ жизни)

Промежуточная раса: эфиопы и малагасийцы.

(Места обитания, характеристика внешних признаков, жилище и образ жизни)

Расы. Основные признаки народов Африки. “Расовый состав народов Африки” - карта.

3. Религиозный состав населения.

Народы Африки исповедуют различные религии.

В арабских странах (Алжир, Марокко, Египет и т.д.), а также в Сомали и Джибути господствует ислам суннитского направления. Много мусульман в Центральной Африке. В целом Центральная Африка отличается преобладанием местных религий. В Южной Африке (Намибия, ЮАР и др.) распространено христианство. Имеются секты индуизма и иудаизма.

4. Распространение языков. Карта. В Африке проживает более 200 народов, относящихся к 16 различным языковым семьям.

5. Размещение и плотность населения Африки – анализ тематической карты “Плотность населения Африки” - устные ответы на вопросы Слайд № 31-32

Вопросы по карте.

1. Покажите на карте районы с наибольшей плотностью населения (более 100 чел/км2).

2. Покажите на карте районы с наименьшей плотностью населения (менее 1 чел/км2).

3. Как изображаются на карте незаселенные территории? Есть ли они на территории материка?

4. Какова плотность населения на востоке материка?

5. Какая плотность населения преобладает в бассейне реки Конго?

Вывод.

Численность Африки на 2011 год составила 1 037694 509 (1,04 млрд.) человек. Средняя плотность населения континента невелика – 34,2 чел./км2. На размещение населения влияют не только природные условия, но и исторические факторы, в первую очередь последствия работорговли и колониального господства.

В целом густо населены долины Нила (1200 чел./км2), приморская зона Средиземноморья (Марокко, Алжир, Тунис), районы орошаемого земледелия Судана, государствах Восточной Африки – Руанде, Бурунди (в пределах 200 чел/км2), оазисы Сахары, окрестности крупных городов (100-200 чел./ км2).

Пониженная плотность населения отмечается в Тропической Африке – 1-5, в сухих степях и полупустынях Намиб и Калахари – менее 1 чел./км2, а в отдельных областях Сахары население вообще отсутствует.

6. Колониальное прошлое материка – самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Слайд № 35

Понятие “апартеид”.

Задание: прочтите текст учебника на стр.119-120 “Колониальное прошлое материка” и выберите в карточке верные утверждения.

7. Рассказ учащихся о лидерах национально-освободительного движения – (опережающее задание).

Нельсон Холилала Мандела (род. 18 июля 1918) — первый чернокожий президент ЮАР c 10 мая 1994 по 14 июня 1999, один из самых известных активистов в борьбе за права человека в период существования апартеида, за что 27 лет сидел в тюрьме, лауреат Нобелевской премии мира 1993. Почётный член более 50 международных университетов.

После того, как в 1999 году Мандела оставил пост президента ЮАР, он стал активно призывать к более полному освещению проблем ВИЧ и СПИД. По оценкам экспертов, в ЮАР сейчас около пяти миллионов носителей ВИЧ и больных СПИДом — больше, чем в любой другой стране. Когда Макгахо, старший сын Нельсона Манделы, умер от СПИДа, Мандела призвал бороться с распространением этого смертельного заболевания.

Патрис Эмери Лумумба (2 июля 1925 — 17 января 1961) — конголезский политический и общественный деятель, первый премьер-министр Демократической Республики Конго после провозглашения её независимости в июне 1960, национальный герой Заира, поэт и один из символов борьбы народов Африки за независимость. Основатель (1958) и руководитель партии Национальное движение Конго.

Снят с поста премьер-министра президентом Конго, затем арестован в ходе Конголезского кризиса в сентябре 1960. Убит 17 января 1961 года.

IV. Закрепление изученного материала.

Вопросы по изученной теме: устные ответы на вопросы.

1. Какой материк ученые считают прародиной современного человека?

2. К какой расе относится большая часть населения Африки?

3. Какие народы проживают в полупустынях и пустынях Южной Африки?

4. Эти “лесные люди” отличаются желтоватым цветом кожи, очень широким носом, малым ростом? Кто это?

5. Где в пределах материка проживает пришлое население европеоидной расы?

6. Какова численность населения Африки? Чему равна средняя плотность населения материка?

7. Как называется страна, лишенная политической и хозяйственной самостоятельности?

Правильные ответы.

Африку.

К экваториальной.

Бушмены и готтентоты.

Пигмеи.

На севере и юге материка.

Более 1 млрд.человек, средняя плотность 34,2 чел/км2.

Колония.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности на уроке

Тест на оценку.

Рефлексия. Подведение итогов. Что нового узнали на уроке. Комментарии полученных оценок.

Тест на рефлексию работы на уроке - слайд № 39, 40. (Ответы)

Домашнее задание

VI. Домашнее задание.

  • 20, вопросы после параграфа (учебник “Наш дом – Земля”).

Подготовить сообщения на темы: мифы, легенды и сказки народов Африки.

Практическая работа в контурной карте: обозначить границы размещения рас.

Освоение информационно-компьютерных технологий на уроках географии способствует формированию мотивации к предмету, активизации деятельности учащихся, лучшему запоминанию материала, более глубокому проникновению в суть изучаемого вопроса.

Использование мультимедиа технологий повышает эффективность образовательного процесса, делает его более современным, обеспечивает успешную социализацию выпускника, согласно одному из направлений модернизации системы географического образования.

Сочетание компьютерных технологий с традиционными позволяет достичь максимального уровня в обучении географии.

Технология конструирования урока с помощью ИКТ позволяет учитывать индивидуальные способности детей и работать в разных по уровню обученности классах. Презентации при необходимости можно изменять и дополнять различным фактическим и статистическим материалом.

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.