logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель: формирование представления о водной оболочке Земли и ее взаимодействии с другими оболочками.

Задачи:

1.  Изучить особенности возникновения и закономерности распространения воды на Земле;

2.  Изучить особенности взаимодействия океана  с материком;
3.  Сформировать представления о свойствах воды;
4.  Сформировать представления о возникновении Мирового круговорота воды и цикличности гидросферы;
5.  Сформировать представления о значении гидросферы для человека;
6.  Способствовать развитию пространственно-образного мышления.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:
Готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:
Освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий.
Способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметные:
Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества.

ХОД УРОКА

Этап урока - Организационный момент

 Деятельность учителя:

Приветственное слово: -    Добрый день! Сегодня для вас проведет урок.
В течение урока вам необходимо прослушать учебный курс, в ходе которого вы можете делать необходимые заметки в своих тетрадях. В конце урока вам необходимо систематизировать полученный материал, выполнив все необходимые задания  в рабочих листах, которые вы заранее скачали по представленной ссылке.

Сопровождение:

Видеозапись учителя. Внизу  страницы подпись (ФИО, должность, ученая степень и т.д.).
Внизу страницы представлена ссылка для скачивания рабочего листа.

Этап урока - Мотивационный. Целеполагание

Деятельность учителя:

Сегодня мы с вами начнем изучать важнейшую оболочку Земли, среду, в которой зародилась жизнь.
Тема нашего урока: «Гидросфера».
Нам сегодня предстоит:
1. Узнать сколько воды на Земле и когда она появилась;
2. Познакомиться со свойствами воды;
3. Узнать о закономерностях циркуляции вод Мирового океана на планете;
4. Выяснить значение гидросферы для человека.

Сопровождение:

На экране появляются свитки бумаги. На первом свитке представлена тема урока.
На втором свитке «Нам сегодня предстоит…», синхронно, вместе со словами учителя появляются этапы того, что будет изучено на уроке (сообщение задач).

Этап урока - Актуализация знаний

Деятельность учителя:

Вода – источник всего живого на нашей планете. Человеческое тело на 78 % состоит из воды, а без воды человеческий организм не проживет более 3 дней.
Запасы воды в водоемах огромны, испаряясь вода переходит в атмосферу. Но почему  же она не исчезает с планеты?

Сопровождение:

На экране появляется изображение. Учитель закадрово комментирует.

Этап урока - Изучение нового материала

Деятельность учителя:

Происхождение воды на Земле имеет более чем 4 миллиардную историю. При извержении древних вулканов, из выделявшегося водяного пара  образовывались  облака, из которых выпадали осадки. Но откуда появилась вода при извержении вулканов – этот вопрос неясен до настоящего времени.

Взгляните на нашу планету (на экране вращающийся глобус). 71% объема нашей планеты занимает вода, может быть, правильнее было бы назвать планету «Океан»?

Воды на Земле много. Но не вся вода, покрывающая нашу планету доступна для питья (на экране диаграмма). Около 97,5% всех вод Земли являются солеными.

На долю пресной воды приходится только 2,5 %. Но и эта малая часть доступна нам не полностью. Более 20% воды сосредоточено в труднодоступных районах (многолетняя мерзлота, ледники). Человечество может использовать только воды, сосредоточенные в реках, озерах и подземных водах, но большая часть их сегодня уже загрязнена.

Все воды нашей планеты образуют единую водную оболочку – гидросферу. Частями гидросферы являются части Мирового океана – океаны, моря, заливы, проливы и воды суши – реки, озёра, болота, ледники, подземные воды.

На экране подпись: состояние воды. Перед учителем емкость со льдом, кипящий чайник (можно увлажнитель воздуха – имитация пара) и стакан с водой.

Вы уже знаете, что вода на земле находится в трех агрегатных состояниях. Жидком (показ), твердом (показ) и газообразном (показ).

На экране появляются аналогичные рисунки. На рисунках не указывать высокое и низкое давление, можно оставить подпись как остывает суша и как остывает вода.

Вода обладает удивительными свойствами. Вода, в отличие от суши медленнее накапливает  тепло,  а  затем,  медленнее  его  отдает.  Благодаря  этому,  летом      океан прогревается дольше суши и поставвляет на нее прохладный воздух. (Первое изображние со стрелкой прохладного воздуха, поступающего на материк).

Зимой же океан дольше сохраняет тепло (второй рисунок) и поставляет тепло суше. Еще одна важная особенность воды заключается в том, что она – практически универсальный растворитель. В ней в той или иной степени расстворяются различные вещества. (Для наглядности можно снять, как учитель опускает ложку с солью в  стакан с водой – подпись: растворение поваренной соли).

В водах Мирового океана растворено свыше 60 элементов Периодической системы. Если бы мы извлекли из вод океана все золото, содержащеееся в нем, то на каждого жителя Земли пришлось бы по 3 кг. Но, концентрация золота в океане незначительна и добывать его, при такой концентрации неэффективно.

 В кадре представленно изображение каньонов, фьорды, пещеры, речные долины.

Показать фотографии. Комментарий учителя: Например, на склонах, стекающая вода способствует размыванию мягких горных пород, что становится причиной образования оврагов.

 Вода реки Колорадо на протяжении многих лет прорезала себе путь, размывая плато реки Колорадо. Так образовался самый глубокий каньон – Гранд Каньон, на реке Колорадо.

Как мы уже говорили, вода образовалась на планете более 4 миллиардов лет назад. Но и сегодня мы пользуемся той водой, которая появилась на Земле в процессе извержения вулканов. Вода с нашей планеты никуда не исчезает. Испаряясь с поверхности водоемов, она вновь возвращается в них, образуя гигантский круговорот.

В Мировом круговороте воды участвуют все оболочки. В результате круговорота воды  в природе происходит постоянное обновление воды. Вода в реках обновляется за 12 суток, в подземных водах – за 5 тыс. лет, а в льдах Антарктиды обновление несколько миллионов лет.

На экране появляется информация «Значение гидросферы для человека». Таким образом, вода играет важнейшую роль в жизни человека.

Вода не только является основной составляющей человеческого организма, вода  широко используется человеком в процессе производства необходимых ему благ.

Вода используется в промышленном производстве

Сельском хозяйстве

Движущая сила воды способствует выработке электроэнергии

Богатства Мирового океана имеют важнейшее значение для человека. Человек использует биологические ресурсы океана, из воды добывают множество полезных ископаемых.

Таким образом, гидросфера – важнейшая оболочка Земли, способствующая сохранению жизни на планете 

Этап урока - Обобщение и систематизация

Деятельность учителя:

Перед вами рабочий лист. Прочитайе задание в нем. Последовательно выполняйте задания. 
Запишите тему нашего урока;
Какая    цель    была    поставлена   перед    уроком?    Сформулируйте   цель  на    основе поставленных перед уроком задач (Сегодня мы узнаем);
Перечислите части гидросферы, о которых ву узнали сегодня на уроке. Отчет запишите в рабочие листы.
В рабочих листах опишите изученные свойства воды.
Приведите пример использования воды человеком в различных сферах. Какое значение имеет вода для человека? Внесите ответ в рабочие листы.
В конце реплика учителя. – Обратите внимание, что при возникающих сложностях с ответами на задания в рабочем листе, вы можете повторно просматривать видеозапись первой части урока.
Не забудьте отметить смайликом ваше настроение во время урока. Веселый (показан на экране) – мне было интересно
Грустный (показан на экране) – было не интересно

Этап урока - Рефлексия

Деятельность учителя:

Подведем итоги!
На экране всплывают слайды с вопросами. Учитель отвечает на вопросы.
-Воды Земли – воды мирового океана и суши. Перечислите части Мирового океана и виды внутренних вод Земли  (Воды Мирового океана: Океаны, моря, заливы. 
К внутренним водам относятся: реки, озёра, болота, ледники, искусственные водоемы).
- Почему вода не исчезает, если она испаряется?
Все воды Земли участвуют в Мировом круговороте воды.

Домашнее задание

Тест (указать, где его можно скачать)

1. Выберите верный ответ:

Водная оболочка Земли -
А) гидросфера
Б) атмосфера
В) литосфера
Г) биосфера

2. Вставьте пропущенное слово:

Вода занимает 71% от всего объема земного шара. Но 97,5% всех вод являются, то есть непригодными для жизни.

3. К водам суши не относятся:
А) озёра
Б)  реки
В) океаны
Г) болота

4. Сопоставьте объект гидросферы со скоростью возобновления воды в нем:

А) реки
Б) подземные воды
В) льды Антарктиды

1) 5 тыс. лет
2) 12 суток
3) 100 лет
4) несколько миллиардов лет                                                       

Ответ: А2, Б1, В4

5. Определите название процессов:

Процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное -                                           .
Процесс перехода вещества из парообразного состояния в жидкое -                                          .

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Рабочий лист

Тема урока:                                                                                                                         

Цель:                                                                                                                                   

Перечислите части гидросферы:  .....                                                                                   

Опишите изученные свойства воды:  .....                                                                        
                                                                                                                                          

Приведите пример использования воды человеком в различных сферах. Какое значение имеет вода для человека?
Вода в промышленности ________________________________________________
Вода в сельском хозяйстве _______________________________________________
Вода в процессе жизнедеятельности ______________________________________

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.