logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель: формирование представления о природных комплексах, как частях географической оболочки.

Задачи:

1. Изучить особенности природных комплексов;

2. Изучить виды природных комплексов, в зависимости от размера;

3. Сформировать представления об изменении природных комплексов в зависимости от географической широты;

4. Способствовать развитию пространственно-образного мышления.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

- готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

- освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий;

- способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметные:

- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества.

Ход урока

Организационный момент

Деятельность учителя

Приветственное слово:
- Добрый день! Сегодня для вас проведет урок ___________________________________

В течение урока вам необходимо прослушивать информацию. В конце урока вам предстоит выполнить задания в рабочих листах по изученной теме.

Сопровождение

Видеозапись учителя. Внизу страницы подпись (ФИО, должность, ученая степень и т.д.).
Внизу страницы представлена ссылка для скачивания рабочего листа.

Мотивационный. Целеполагание

Деятельность учителя

Условия на нашей планете не везде одинаковы. Различия в соотношении температуры воздуха и количества осадков в разных частях Земли способствовали возникновению исключительного разнообразия на планете. Сегодня мы переместимся от северного полюса к экватору, поднимемся в горы и узнаем в чем причина смены компонентов природы в различных уголках Земли.

Сегодня мы узнаем:

1. Что такое природный комплекс;

2. Какими размерами обладают природные комплексы;

3. О зональных природных комплексах;

4. О природно-антропогенных комплексах

Сопровождение

На экране появляются свитки бумаги.
На первом свитке представлена тема урока.
На втором свитке «Нам сегодня предстоит…», синхронно, вместе со словами учителя появляются этапы того, что будет изучено на уроке (сообщение задач).

Актуализация знаний

Деятельность учителя

Давайте вспомним, какие компоненты входят в состав географической оболочки? Это вода, горные породы, воздух, растительный и животный мир. Их взаимодействие приводит к образованию природного комплекса.

Изучение нового материала

Деятельность учителя

Рассказ сопровождается видеорядом. Любой природный комплекс,характеризуясь особым составом природных компонентов, является уникальным и имеет неповторимый внешний облик.

Особенности природного комплекса зависят от географического положения территории на которой он сформировался. Устойчивый набор природных компонентов, сложившийся на определенной территории, называют природно-территориальным комплексом.

В природно-территориальном комплексе, вне зависимости от его размеров, все компоненты взаимосвязаны друг с другом. Давайте проследим взаимосвязь компонентов природы на примере одного из них, например, почвы.

По меткому выражению В.В. Докучаева, «почва – зеркало природы», отражающая взаимодействие всех компонентов природы, являясь результатом этого взаимодействия.

Почва взаимосвязана с рельефом. В зависимости от высоты изменяется и почвенный покров в горах (связан с высотной поясностью).

Почвы зависят от климата. Важнейшей причиной зональности почв является изменение климата.

Почвы связаны с водами. Подземные воды принимают участие в формировании почв (почвенных  горизонтов). При выпадении осадков и таянии снега через гумусовый горизонт просачивается влага, которая растворяет и выносит из него часть органических и минеральных соединений.

Почвы связаны с растительностью. Отмирая растения способствуют формированию гумусового горизонта. В степной зоне формируются самые богатые перегноем почвы – чернозем.

Почвы связаны с человеком. Человек, при нерациональном проведении сельскохозяйственных работ способствует разрушению естественного плодородия почв. Рекультивационные мероприятия способствуют восстановлению естественного плодородия почв.

Самым крупным природным комплексом, охватывающим всю планету, является географическая оболочка. Чуть меньше – приодные комплексы второго порядка – отдельные материки и океаны. Небольшими природными комплексами являются холм, овраг, болото. С изменением размера природных комплексов изменяется и его природные условия, становясь более однородными.

Надпись на экране. Зональные природные комплексы.

Наиболее крупными зональными территориями суши и океана являются природные или географические пояса. Природные пояса протягиваются в широтном направлении, совпадая с климатическими и имея те же названия.

В пределах географических поясов на суше выделяются природные зоны – обширные участки Земли с однородными климатическими условиями, растительным и животным миром.

На Земле смена природных зон связана с изменением соотношения тепла и влаги при движении от экватора к полюсам. Размещение природных зон подчинено закону зональности географической оболочки.

Названия природных зон определяются по преобладающему типу растительности, например, тундровая, лесная, степная.

В горах природные комплексы закономерно сменяют друг друга с высотой. Количество поясов в горах зависит от места расположения гор и их высоты. Так в высоких горах, расположенных ближе к экватору, будет большее число поясов, чем в низких горах умеренных и полярных широт.

Влияние высотной поясности оказывает влияние на хозяйство горных территорий. С высотой ухудшаются агроклиматические показатели, становится сложным возделывание теплолюбивых культур, но появляется возможность выращивания холодостойких. Горные луга являются сезонными пастбищами. Высоко в горах условия ведения хозяйства затруднены из-за понижения давления, недостатка кислорода, понижения точки кипения воды, что затрудняет работу транспорта, добычу полезных ископаемых. У человека условия высокогорья вызывают неблагоприятные физиологические ощущения (развитие горной болезни).

Сегодня часто можно встретить территории, существенно измененные человеком – это природно-антропогенные комплексы. Такими природными комплексами становятся (подобрать изображения)  осушенные болота, распаханные степи, искусственные лесополосы, парки и сады, орошаемые и обводняемые участки пустынь.

В городах, вдоль дорог, там где природа полностью изменена человеком, формируются антропогенные комплексы.

Сопровождение

Подобрать короткие видеофрагметны луга, леса, пустыни

Обобщение и систематизация

Деятельность учителя

Перед вами рабочий лист. Прочитайте задание в нем. Последовательно выполняйте задания.

Запишите тему нашего урока;

Какая цель была поставлена перед уроком? Сформулируйте цена на основе поставленных перед уроком задач (Сегодня мы узнаем).

1. Дайте определение понятию «природный комплекс»

2. Укажите, какие компоненты природы являются частью природного комплекса и находятся во взаимодействии друг с другом.

3. Приведите примеры названий природных комплексов, заполнив пропуски.

4. Какими природными условиями можно объяснить возникновение природных зон на Земле.

5. Определите, какой вид зональности представлен на рисунке? От чего зависит количество поясов в горах?

6. Приведите примеры природно-территориальных, природно-антропогенных и антропогенных природных комплексов

В конце реплика учителя. – Обратите внимание, что при возникающих сложностях с ответами на задания в рабочем листе, вы можете повторно просматривать видеозапись первой части урока.

Не забудьте отметить смайликом ваше настроение во время урока.
Веселый (показан на экране) – мне было интересно.
Грустный (показан на экране) – было не интересно.

Рефлексия

Деятельность учителя

Подведем итоги!

На экране всплывают слайды с вопросами.

Учитель отвечает на вопросы.

- Что такое природно-территориальный комплекс?

Устойчивый набор природных компонентов, сложившийся на определенной территории

- Как называется самый крупный природный комплекс Земли?

Самым крупным природным комплексом Земли является географическая оболочка

- От каких причин зависит возникновение широтной зональности?

Возникновение широтной зональности (природных зон) зависит от изменения соотношения тепла и влаги.

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Рабочий лист

Тема урока: ________________________________________________________________________

Цель: _____________________________________________________________________________

1. Дайте определение понятию «природный комплекс» _____________________________

_____________________________________________________________________________

2. Укажите, какие компоненты природы являются частью природного комплекса и находятся во взаимодействии друг с другом.

3. Приведите примеры названий природных комплексов, заполнив пропуски.

Самым большим природным комплексом Земли является - ____________________. Природные комплексы второго порядка _______________ и _______________. Небольшие природные комплексы  - ___________________________.

4. Какими природными условиями можно объяснить возникновение природных зон на Земле ________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Определите, какой вид зональности представлен на рисунке? От чего зависит количество поясов в горах?

6. Приведите примеры природно-территориальных, природно-антропогенных и антропогенных природных комплексов

Природно-территориальные

Природно-антропогенные

Антропогенные

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.