logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Оборудование: физическая карта России, картина с изображением реки, стакан с водой.

На доске слова

А. И. Воейкова “Реки можно рассматривать как продукт климата”;

В. О. Ключевского “...русский человек всегда жил с рекой душа в душу...”

Ход урока

1. Организационный момент

Я хочу начать наш урок словами К.Д. Фадеева: “Какую бы задачу вы не решали, в конце вас ждёт счастливая минута – радостное чувство успеха, укрепление веры в свои силы”. Пусть эти слова на нашем уроке обретут реальное воплощение.

2. Актуализация знаний

Стакан воды.

-Перед вами вода. Какие возникают у вас ассоциации со словом вода? В течение одной минуты запишите все ассоциации.

- Зачитаете, свои слова не повторяясь.

Выберите те которые входит в понятие “внутренние воды”

Фиксирует на доске в виде схемы ( кластера).

- Почему первый урок темы посвящён рекам? (работа в парах)

-Прочитайте предположения о теме первого урока.

Фиксирует на доске схему и кратко - предположения ребят о реках, например: их много, несут больше всего воды, дают выход в моря и океаны и т. п.

Заполнение карты ученика.

Справка 1.

В России 2,5 млн. рек;

Из 34 крупнейших рек мира на территории России полностью находятся 6 рек: Енисей, Лена, Обь, Волга, Северная Двина, Колыма.

Годовой сток рек России составляет 10 % от мирового.

На одного российского жителя приходится 22 400 м. куб. воды в год.

Задачи урока:

систематизировать свои знания о речных системах России, их бассейнах, питании и режиме;

научимся определять падение и уклон реки;

увидим зависимость рек от климата и рельефа;

отработаем умение работать с картой, строить диаграммы, составлять схемы;

получить положительные эмоции от работы на уроке.

С термином “река” вы познакомились еще в 6 классе и сейчас мы с вами освежим память.

Вопросы для повторения ранее изученного материала:

А) Поток воды текущий в выработанном им углублении – река.

Б) Как называется начало реки – исток.

В) Что может быть истоком реки – озеро, ледник, болото.

Г) Место, где река впадает в другую реку, в озеро или в море – устье.

Д) Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в главную реку - речной бассейн.

Е) Что образует главная река со всеми притоками – речную систему.

Ж) как определить какой приток у реки правый, а какой левый – необходимо встать лицом по течению реки, все реки, впадающие справа – будут правыми притоками, с лева – левыми.

З) Что значит верхнее, среднее и нижние течение реки – ближе к истоку – верхнее течение, ближе к устью – нижнее течение.

Использование рек в жизни человека.

Велика роль рек в жизни человека. Реки служили источником воды, пищи, преградой для врагов. Никто не имел права отказать в воде человеку – этот не писаный закон нашел отражение в поговорке “Как пить дать”. Русский народ хорошо знал и любил свои реки, величал их уважительно ласково Волга – матушку, Дон – батюшка, Енисей - богатырь, Ока – красавица. В настоящее время вода рек используется очень интенсивно во всех сферах жизни и хозяйственной деятельности.

3. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы постараемся ответить на вопросы:

Куда несут свои воды российские реки?

Как климат влияет на реки?

Почему многие реки России медленно текут?

1. Куда несут свои воды реки России?

Прошу открыть контурные карты и с помощью презентации, мы познакомимся с крупными реками России. Вы внимательно смотрите слайд, изучаете информацию о местонахождении реки – отмечаете реки на контурной карте.

= После того, как отмечены реки: Северная Двина, Печора, Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма.

Учитель задает вопросы:

- Что объединяет отмеченные вами реки? – они впадают в Северный Ледовитый Океан

- Почему крупнейшие реки России текут на север? – большая территория России имеет уклон к северу

= После того как отмечен Амур, Камчатка учитель задает вопросы:

- Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере? – на побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов

= Отметьте реки Волгу, Урал

- В какое море-озеро они впадают? – Каспийское

отметьте Дон и Кубань

- В какое море впадает Дон? – Азовское

- В какое море впадает Нева? – Балтийское

Какой вывод мы можем сделать?

ВЫВОД: реки России относятся к 4 бассейнам. Самый большой бассейн Северного Ледовитого океана.

2. Как реки завися от климата?

Задание: Работая с картами атласа на стр. 17 и текстом учебника на стр. 122, определите влияние климата на реки:

на густоту речной сети;

тип питания рек;

режим реки.

Густота речной системы:

- В какой части России рек больше? Объясните.

Тип питания рек

Давайте проанализируем диаграммы:

- Один ли источник питания у рек России? (нет, смешанное)

- Установите, какие реки нашей страны имеют дождевое питание. Почему?

- снеговое, почему?

- Ледниковое, почему?

- определите три разных режима рек России – с весенним половодьем, с половодьем в летний период, с поводочным режимом.

- Какой режим рек преобладает на территории России? – с весенним половодьем.

- Приведите примеры рек с половодьем в весенний период – Енисей, Лена и т.д.

- С летним половодьем? Почему у рек половодье летом?

Половодье – ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.

Паводок – внезапный подъем уровня воды в реке, вызванный обильными осадками.

Вспомните произведение Некрасова “Дед Мазай и зайцы”, во время половодья или паводка дед Мазай спасал зайцев? Во время половодья

Я раз за дровами в лодке поехал – их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет -
Еду ловлю их. Вода прибывает.

Сделайте вывод, что оказывает влияние на режим и питание рек? - на питание и режим рек большое влияние оказывает климат.

Сообщение учащегося о стихийные явления на реках.

Физ. минутка и активизация внимания.

Сейчас давайте напечатаем ключевые слова следующего этапа урока. Но печатать будем необычно. У каждого из вас есть карточка с буквами.

разминка

РЕЖИМ РЕКИ

МЕЖЕНЬ

ПАВОДОК

3. Почему многие реки России медленно текут?

В зависимости от рельефа реки делятся на 2 типа: горные и равнинные.

– В России, каких рек больше. Почему? (Большая часть территории России – равнинна)

– Равнинная река имеет широкие долины, спокойное течение. Горные реки имеют узкие долины и бурное течение. В горах встречаются пороги и водопады. Они малопригодны для судоходства.

Рельеф влияет еще на две величины: падение и уклон реки.

В тексте учебника на стр. 110 найти определение падения реки.

Падение реки – разница абсолютных высот ее истока и устья.

Например, одна из крупнейших рек Сибири – Ангара вытекает из озера Байкал. Оно лежит на высоте 456 м. над уровнем моря. Ангара впадает в Енисей. Абсолютная высота устья Ангары – 76 м. Таким образом. Падение Ангары составит 456 м - 76 м = 380 м.

В тексте учебника на стр. 111 найти определение уклона реки.

Уклон реки – отношение величины ее падения к длине.

Например, уклон Ангары равен: 38 000 : 1826 км = 20,5 см/км.

Выполнение практического задания на вычисление падения и уклона реки. Произвести математические действия, используя необходимые данные, сведенные в таблицу и сделать вывод падение горных или равнинных рек больше.

Вывод: Падение у горных рек больше.

Закрепление.

1. Используя данные таблицы, построить круговую диаграмму.

Распределение рек по бассейнам

Океан

%

Северный Ледовитый океан

65

Тихий океан

20

Область внутреннего стока

12

Атлантический океан

3

К бассейну, какого океана относится большинство рек России?

2. На реки большое значение оказывают климат и рельеф. Дополните схему из перечисленных характеристик реки:

Питание, уклон, межень, паводок, направление течения, режим, падение, характер течения, половодье.


3. На доске написаны слова Александра Ивановича Воейкова, как вы их понимаете с позиции полученных знаний?

5. Домашнее задание. Изучить параграф 23, ответить на вопросы к параграфу.

Творческое задание по выбору:

- подобрать из художественной литературы описание рек;

- составить кроссворд “Реки России”.

6. Рефлексия.

Ребята, а сейчас, пришло время поделиться своими впечатлениями о нашем уроке : Что вы узнали сегодня? С чем познакомились?

Что понравилось? Как вы думаете, где могут пригодиться полученные сегодня знания?

И в заключение хочу сказать,
Что лучше географии предмета не сыскать.
Мир географии огромен,
Стремитесь вы его познать.

Урок окончен. Спасибо за работу.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут pechenka.online
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.