logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Нет человека, которому не принесла бы радости великая сила искусства. В песне, в народной поэзии, этом неисчерпаемом источнике творческого вдохновения великих поэтов, композиторов, живописцев сказывается душевное богатство, талантливость народа. Каждый человек, как заметил М. Горький,- художник в душе. Искусство выражает самые сокровенные мечты и переживания человека, воспитывает в нём гуманные, добрые чувства, вдохновляет на труд и борьбу за высокие  идеалы.

Учителю  литературы,  которая затрагивает самые глубинные, интимные переживания молодёжи, следует проявлять особую чуткость, внимание к личности каждого ученика, к его переживаниям и мыслям,  какими  бы наивными  они  не казались. В обучении и воспитании  надо  сочетать уважение к школьникам с высокой требовательностью к ним, приучать к самостоятельности, последовательности, логичности, доказательности в устных и письменных выступлениях. Самостоятельность и ответственность  должны  воспитываться всем строем школьной жизни, на занятиях по всем предметам, в том числе – по литературе. Уроки литературы – это и уроки жизни, потому что глубокое усвоение художественных произведений способствует формированию личности.

Главное сегодня в том, чтобы повысить качество обучения, трудового и нравственного воспитания в школе, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся, на деле укрепить связь обучения с жизнью, улучшить подготовку школьников к общественно полезному труду. Дальнейшему совершенствованию подлежат как содержание, так и методы обучения.

Методы преподавания включают специфику восприятия литературы в педагогических условиях, когда раскрывается её внутренняя сторона. Принцип  творческого художественного восприятия даёт основное направление для определения методов преподавания литературы, ориентирует на процесс творческого художественного восприятия и углублённого усвоения.

 

Существенные фазы усвоения отдельных литературных произведений:

- первоначальное восприятие произведения;

- углублённое раскрытие произведения;

- его повторное охватывание и включение в новые связи.

 

Исходя из этих положений, можно назвать три основных метода:

1.Метод творческого восприятия

Метод творческого чтения, имеющий в виду не только буквально чтение литературных произведений, но и слушание чтения, просмотр драматического спектакля, кинофильмов и пр. Цель этого метода – способствовать сильному и длительному художественному впечатлению, которое затем непрерывно углубляется. Восприятие произведения может прерываться комментарием, краткой беседой. Этот метод особенно важен для воспитания культуры художественного восприятия и глубокого проникновения в произведение, он достигает максимально возможной активности и самодеятельности учащихся.

2.Анализирующе- интерпретирующий

Поисковый, исследовательский метод способствует преимущественно более глубокому проникновению в литературное произведение и применяется прежде всего на второй фазе изучения произведения, на которой достигаются также более глубокие переживания от новой встречи с художественным произведением. Приёмы, связанные с этим методом,- комбинации аналитических и синтетических вопросов – охватывают операции при разрешении проблем. Этот метод при усилении эвристического элемента даёт возможность поднять индивидуальное восприятие до уровня коллективного, которое становится связующим звеном      между индивидуальной и общественной рецепцией.

3. Синтезирующий метод

как важное средство реализации двойного аспекта: искусства и науки – в преподавании литературы. Этот метод способствует комплексной умственной деятельности учащихся на заключительной фазе работы, когда  ученик открывает взаимосвязи произведения и автора, произведения и действительности, связи с другими произведениями, получает больше возможностей перебросить мост от своего жизненного и художественного опыта к изучаемым произведениям. Этот метод требует высокой степени творческой деятельности учащихся, проявляется  через ряд методических приёмов – комментарий учителя, эвристические беседы и др. Все указанные методы могут быть применены на всех фазах изучения произведения.

 

 

Методы и приёмы обучения по литературе

Задача учителя заключается в том, чтобы развивать и совершенствовать глубокое, творческое  восприятие художественного произведения, художественные переживания школьников. Выполнению этой задачи способствует метод творческого чтения.

Чтение художественного произведения качественно отличается от чтения научного, публицистического, учебного текста. Оно требует большего внимания к слову, фразе, ритму; оно вызывает живую работу воспроизводящего

и творческого воображения, образно мышления, культуры, чувств.

Произведения разного рода, жанра,  направления, стиля требуют различного  чтения: сказка требует «сказывания», песня полно воспринимается в пении, стихи в таком чтении, которое  передавало бы  и ритм, и звукопись, и интонацию. Надо научить  школьников  слушать и  слышать художественное слово, ценить его, наслаждаться им, учиться самим говорить и писать ясно, выразительно, на хорошем литературном языке. Метод  творческого  чтения наиболее специфичен для литературы как учебного предмета, поскольку важнейшим элементом его является искусство слова. Именно  в  активизации  художественного восприятия, художественных переживаний, в формировании средствами искусства художественных склонностей  и способностей – специфика метода творческого чтения. В  то  же время художественное восприятие, эстетические переживания – первая и необходимая ступень в научном познании литературы, поскольку при этом происходит непосредственное усвоение специфики литературы: её  образности, её специфического языка, без чего невозможно  научное понимание художественной литературы.

Сложностью  и  многогранностью учебного предмета, а также задач обучения, развития и воспитания учащихся обусловлено разнообразие форм проявления этого метода, его приёмов, а также видов деятельности учителя и учащихся.

Метод  творческого  чтения  проявляется большей частью через следующие приёмы: выразительное чтение учителя, чтение мастеров художественного слова, отдельных сцен и пьес в исполнении актёров; обучение выразительному чтению учащихся, чтение учителем  художественного текста с комментариями и его слово, имеющие целью обеспечить правильное и возможно более глубокое, эмоциональное восприятие произведения; беседа, имеющая целью выяснить непосредственные впечатления учащихся от прочитанного произведения и направляющая их внимание на существенные его идейные и художественные особенности, или постановка той или иной – художественной, нравственной, общественно-политической – проблемы, непосредственно вытекающей из прочитанного произведения; слово учителя или беседа после изучения произведения, имеющие целью активизировать художественные переживания учащихся, обогащённые в процессе его изучения.

Метод  творческого  чтения способствует развитию наблюдательности, умению видеть и слышать явления жизни, умению найти верные слова и выражения для передачи своих впечатлений путём выполнения различного рода творческих заданий; обучение творческим работам по живым, непосредственным наблюдениям , по картинам, кинокартинам спектаклям, концертам, выставкам, только что прочитанным книгам, очеркам, рассказам, стихам и пр. – всё это проявление творческого чтения.

Все  эти  приёмы предполагают соответствующие виды деятельности учащихся: чтение произведений дома и в классе, выразительное чтение, заучивание наизусть. Слушание художественного чтения, составление плана, заголовки которого стимулируют живое.  Образное,  эмоциональное  восприятие  отдельных  эпизодов, сцен  произведения.  Близкие к тексту и сжатые пересказы, художественное рассказывание, устные и письменные отзывы о только что прочитанном произведении, инсценировки, составление сценариев, критические заметки, рассматривание иллюстраций и оценка их, сочинения разного  жанра по картинам, по живым впечатлениям. Таким образом, каждый примененный учителем приём должен быть связан  с  соответствующим видом деятельности учащихся.  Учитель систематически руководит этой деятельностью учащихся, учит их, помогает овладевать знаниями, умениями и навыками в определённой системе.

 

 

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД

Следующая ступень в логике познавательной деятельности учащихся – углублённое усвоение произведения, анализ его, в процессе которого мобилизуются предшествующие знания, ранее усвоенные умения, а также приобретаются новые знания и умения. Эта ступень познания, углубляя первоначальное эмоциональное восприятие, особенно стимулирует интеллектуальные усилия. Освоение произведения обычно связано с осмыслением, разрешением возникших вопросов, нравственных, или социальных, или художественных проблем. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся обнаружить эти проблемы, найти пути их разрешения; учить анализировать произведение, понимать его единство в многообразии его компонентов, учить размышлять, оформлять свои раз мышления в словах, в связной, последовательной, доказательной речи – устной или письменной. Этому способствует эвристический метод.

Обычное проявление этого метода – эвристическая беседа. Она может быть заменена самостоятельной работой учащихся по вопросам или заданиям учителя. Задания могут быть различной сложности в расчёте на более сильных и более слабых школьников.  Метод эвристический проявляется через следующие приёмы: обучение учащихся анализу текста художественного произведения; анализу эпизода, нескольких взаимосвязанных эпизодов, целого произведения, образов героев, языка, композиции произведения, сопоставления разных произведений и пр. путём постановки системы вопросов, причём ответ на каждый вопрос логически предполагает переход к следующему вопросу или соответствующим заданиям.

Надо учить школьников самостоятельно обнаруживать проблемы, самостоятельно анализировать произведение. С этой целью применяется такой приём: учитель предлагает учащимся самим поставить вопросы, найти интересную для них и существенную для анализа произведения проблему и попытаться ответить на вопросы, разрешить проблему.

Одним из действенных приёмов эвристического метода является диспут, к которому следует хорошо подготовиться и учителю, и учащимся. Важнейшая задача учителя заключается в том, чтобы:

1) школьники уяснили существо проблемы, подлежащей обсуждению;

2) сумели обосновывать свои суждения фактами;

3) умели выслушать внимательно доводы товарищей и передать суть их высказываний, обоснованно возражать или соглашаться с ними;

4) уточняли значения понятий, терминов, которыми пользуются, чтобы спор помогал понять суть вопроса. Заключая диспут, учитель приоткрывает учащимся дальнейшие возможности углублённого рассмотрения проблемы, перспективы получения новых знаний.

Эвристический метод способствует дальнейшему усвоению учащимися метода науки: метода анализа художественного произведения по преимуществу и некоторым приёмам историко-литературного анализа и в процессе этой работы овладению знаниями по теории и истории литературы.

Виды деятельности учащихся: работа над текстом художественного произведения: анализ  эпизода или целого произведения, пересказ как приём анализа, подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, составление плана как приём анализа композиции части или целого произведения, анализ образа героя, сравнительная характеристика героев; составление плана  к своему развёрнутому ответу, к докладу, сочинению, конспективное изложение результатов анализа произведения, сравнительного анализа произведений разных искусств, анализа поставленной проблемы; выступления на диспуте, сочинения на частные и обобщающие темы как результат своей работы над произведением, критическими статьями и пр.

Эвристический метод развивает научную, критическую мысль учащихся, развивает их литературные способности, учит самостоятельному приобретению знаний, умений в области литературы и искусства.

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД

Его цель – подготовить учащихся к самостоятельному изучению литературных произведений, умению оценивать их идейные и художественные достоинства, вырабатывать критерии их оценки, совершенствовать художественный вкус. Этот метод должен не только приучить школьников к самостоятельной творческой учебной работе, но и побудить их по окончании школы успешно продолжить самообразование, приобрести вкус к чтению художественной литературы, потребность в общении с искусством.

Исследовательский метод близок к эвристическому по функции и наименованию, но   существенное отличие одного от другого заключается в различии обучающейся роли учителя и учебной, познавательной деятельности учащихся. Учащиеся применяют уже усвоенные им умения и навыки и проявляют при этом значительно больше самостоятельности.

Приёмы проявления исследовательского метода: выдвижение учителем проблемы для всего класса. Причём ряд аспектов этой проблемы разрабатывается группами учащихся. Учитель может указать источники и пособия или рекомендовать их найти самим; предложить ряд тем сочинений, причём каждый ученик  берёт наиболее интересную для него и посильную; выдвигает темы для семинарских занятий по одной-двум из центральных тем; учитель предлагает для самостоятельного анализа произведения, не изучаемые по программе, или произведения современной или зарубежной литературы по его указанию или по выбору самих учащихся.

Виды деятельности учащихся при исследовательском методе: самостоятельный анализ части, эпизода изучаемого произведения, анализ целого, не изучаемого в школе произведения; сопоставление в тематическом, проблемно-идейном, теоретико-литературном, историко-литературном планах двух или нескольких произведений; сопоставление, анализ высказанных в критике двух или нескольких точек зрения на произведение, образа героя с обоснованием своего мнения; сопоставление литературного произведения с его экранизацией; самостоятельная оценка спектакля, оценка просмотренной кинокартины, выставки живописи, теле- и радиопостановок; краеведческие изыскания и другие работы.

В процессе этих работ школьники в большей степени овладевают методом литературоведческой науки. Эвристический и исследовательский методы в наибольшей степени способствуют развитию мышления учащихся. Овладению ими умениями, связанными с работой по данному учебному предмету.

 

 

РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД

Требует активной учебной деятельности. Развитию мысли учащихся особенно способствует проблемное изложение материала, в процессе которого учитель выдвигает проблему, раскрывает различные точки зрения на её сущность, а также пути к правильной её постановке и разрешению.

Значение репродуктивного метода не только в сообщении учащимся новых знаний, но в обобщении суммы знаний, полученных учащимися, в раскрытии перед ними перспектив развития искусств и науки.

Приёмы репродуктивного метода: рассказ учителя о жизни и творчестве писателя, лекция о творческом пути писателя, обзорная лекция с использованием ИКТ.

Виды деятельности учащихся при репродуктивном методе: запись плана или конспекта лекции учителя, составление плана, конспекта или тезисов прочитанных статей учебника, критических статей, составление синхронистических таблиц ; подготовка устных ответов по материалу лекции учителя, учебника, учебных пособий; подготовка докладов, рефератов, сочинений обобщающего характера с использованием всего имеющегося материала по данной теме или проблеме.

Репродуктивный метод обеспечивает сознательность и прочность приобретённых знаний в том случае, если ученик умеет на сравнительно небольшом материале самостоятельно творчески работать.

В живом педагогическом процессе все методы теснейшим образом связываются, переплетаются нередко на одном уроке. Учитель в зависимости от содержания материала и педагогической целесообразности может начать изучение темы с любого метода.

 

 

ПРИНЦИПЫ СОЧЕТАНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ОБУЧЕНИЯ. ЧЁТКОЕ ОСОЗНАНИЕ ЦЕЛИ

В выборе методов и их сочетаний следует исходить как из цели всего курса литературы, так и их частной цели изучения данной темы курса и данного урока.

Подготовка учителя к занятиям заключается прежде всего в продумывании всего курса не только с точки зрения его содержания, но и с точки зрения его методической организации. В зависимости от состава класса, своей методической системы учитель строит свой план изучения курса.

Глубина и прочность знаний обусловливаются многими факторами, из которых важнейшее – пробуждение и постоянное развитие интереса учащихся к занятиям, постоянная активная работа их над изучаемым материалом и системность получаемых знаний. Эти три фактора теснейшим образом связаны между собой и взаимно обусловлены.

За последнее время в дидактике и методике широко разрабатывается проблема самостоятельной активной поисковой деятельности учащихся, система проблемного обучения, осуществляемая при помощи проблемного изложения материала, эвристического и исследовательского методов. Но при этом иногда творческую активность учащихся ошибочно противопоставляют процессу прочного запоминания материала как процессу якобы пассивному и не способствующему воспитанию активной личности. Мышление неправомерно противопоставляется памяти. Но, по энергичному выражению П.П. Блонского, «пустая голова не рассуждает: чем больше опыта и знаний имеет эта голова, тем более она способна рассуждать». Надо хорошо знать факты, чтобы размышлять над ними, делать выводы, а размышление – сопоставление, анализ – закрепляет эти факты в памяти.

Интеллектуальная активность в нашем учебном предмете, согласно его природе, направлена и на постижение искусства, что связано с развитием воспроизводящего и творческого воображения, с эстетическими и нравственными переживаниями, и на усвоение основ теории и истории литературы, причём оба эти направления поисковой деятельности учащихся взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Сообщение учащимся системы знаний по литературе требует такой системы методов обучения, которая стимулировала бы многообразие учебной деятельности учащихся, необходимое для овладения предметом, с учётом возможностей школьников.

 

 

ЗАВИСИМОСТЬ МЕТОДОВ ОТ ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЯ ЗАНЯТИЙ

Изучение того или иного материала курса может быть осуществлено путём слова учителя( репродуктивный метод), проблемной беседы и проблемных заданий учащимся(эвристический метод), путём самостоятельного творческого поиска учащихся(исследовательский метод). Возникает вопрос:  что более рационально в отношении усвоения учащимися материала. Качества знаний  и умений, приобретаемых при разных методах, а также затраты времени и сил школьников?

В содержание занятий входит не только то, что дано, но и способы познавательной деятельности учащихся: ведь от того, как знакомится ученик с материалом, как его усваивает, зависит и степень сознательности, и прочность усвоения.

Цель конкретного урока  включает поэтому не только усвоение содержания материала, но и определённые способы этого усвоения, виды учебной деятельности учащихся, развитие их умений, элементы общего развития. В сложном и многообразном процессе обучения  по каждому предмету, а особенно по литературе, количество всевозможных учебных ситуаций практически неисчислимо.

На выбор методов и особенно на их сочетание в процессе урока большое влияние оказывает возраст учащихся. Чем младше школьники, тем менее устойчиво  их произвольное внимание, тем быстрее они устают от однообразия вида работы. Так в 5 классе необходимо в течение часа и поговорить, и почитать, и пописать, нужна « живость и здоровая сменяемость впечатлений». В известной мере это верно и в отношении к более старшим школьникам: разумная смена вида работы повышает их работоспособность в течение всего урока.

Важный фактор, который также оказывает влияние на выбор и смену методов обучения,- количество учебного времени, которым располагает учитель на изучение данного материала. Сообщение знаний с помощью репродуктивного метода экономнее по времени, чем с помощью эвристического и исследовательского метода. Нередко недостаток часов, перегрузка курса вынуждает преподавателя прибегать к лекции или рассказу больше чем следует. В результате приобретённые знания учащихся носят односторонний и менее прочный характер, не усваиваются ими необходимые умения и навыки в самостоятельной работе.

Для глубокого и полного усвоения учащимися курса необходимо, чтобы они включались на уроке в самые разнообразные виды работы, связанные со всеми методами обучения.

Преподавателю необходимо помнить, что активизация учебной деятельности учащихся во всех её проявлениях должна по возможности шире осуществляться при всех методах обучения.

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.