logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Основная задача начальной школы – так организовать учебный процесс, чтобы каждый ребенок, независимо от своих возможностей, мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельности.

От того, как организован урок и насколько он рационален, зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности. Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.

Правильно организованный урок дает детям возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне.

Поэтому одним из обязательных условий организации урока являются физминутки.

 

 

Роль  физминуток  на уроке

Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.

Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урок (в начале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно в конце недели).

Продолжительность 2-3 минуты.

Физкультминутки проводятся в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Обязательное условие эффективного проведения физминуток – положительный эмоциональный тон.

Физминутки могут быть направлены на снятие локального утомления и физминутки общего воздействия на усталый организм.

По содержанию физминутки способствующие снятию локального утомления различны и предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.

Основные требования при составлении комплекса физкультминуток:

Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой. Это могут быть потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте. Движение кистями: сжимание, разжимание, вращение.

Упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по возможности связаны с содержанием занятий, носить игровой характер.

Комплекс должен состоять из одного двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Замена комплекса проводиться не реже 1 раза в две недели.

Содержание упражнений должно зависеть от характера и условий проведения урока. Так, после письменных заданий, включают движения рук, сжимание и разжимание пальцев и т.д.

 

В состав упражнений для физминуток входят:

  • упражнения по формированию осанки,
  • укреплению зрения,
  • укреплению мышц рук,
  • отдых позвоночника,
  • упражнения для ног,
  • релаксационные упражнения для мимики лица,
  • психогимнастика,
  • дыхательная гимнастика.

Физкультминутки можно отнести к следующим видам:

по степени воздействия на организм, это то, как воздействует каждая физминутка на ту или иную систему организма и по форме проведения – то, какие физминутки следует подбирать для каждого урока.

Оздоровительные физминутки

Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”.

На уроках можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить за движением руки учителя глазами.

 

 

Танцевальные

Эти физминутки особо любимы детьми, так как выполняются под веселую детскую музыку, движения произвольные.

Светит солнышко в окошко,  

(подняв руки над головой, вращаем кистями,«фонарики»)

Потанцуем мы немножко 

Прыг-скок, прыг-скок,        (прыгаем)

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку, 
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
И снова - по порядку.
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!

 

 

Ритмические

В отличие от танцевальных, движения в ритмических физминутках должны быть более четкими, отработанными. Часто ритмические физминутки выполняются под счет.

 

 

 

Физминутки в стихах

1. «Зарядка -1»

Раз- два- три-четыре-пять! (ходьба на месте)

Вышли дети погулять

Дальше я быстрей бегу (лёгкий бег на месте)

Остановились на лугу (приостанавливаются)

Лютики , ромашки. (полуприседания вправо, влево с отрывом руки)

Собирал ….. наш класс - (подпрыгнуть, развести руки в стороны)

Вот какой букет у нас (и показать величину собранного букета)

 

 

2. «Зарядка -2»

Руки в стороны поставим (Стоя, ноги врозь, руки в стороны)

Правой левую достанем

(Поворот влево, правой ладонью сделать хлопок по левой)

А потом наоборот.

Будет вправо поворот.

(Поворот вправо левой ладонью хлопнуть по правой)

Раз – хлопок, два – хлопок.

Повернись ещё разок! (Делая хлопки, повернуться вокруг себя)

Раз- два-три-четыре,

Плечи выше, руки шире!

(Хлопок в ладоши, приподнять плечи, руки развести в стороны)

Опускай-ка руки вниз и на корточки садись!

 

 

3. «Путешествие в лес»

Только в лес мы вошли (маршируют)

Появились комары.

(лёгкое похлопывание по телу)

Дальше по лесу шагаем (маршируют)

И медведя мы встречаем.

(раскачивают из стороны в сторону)

Снова дальше мы идём (маршируют)

Перед нами водоём (руки в стороны)

Прыгать мы уже умеем

(руки на пояс, полуприседания с поворотом вправо- влево)

Раз – два, раз – два! (прыжки)

Позади теперь вода! (маршируют)

 

 

4. «Зарядка - 3»

Каждый день по утрам делаем зарядку.

Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать, руки поднимать.

Приседать и вставать(4 раза)

Прыгать и скакать (7 прыжков)

 

 

5. «Зайка»

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Кто – то зайку напугал. Зайка – прыг и убежал.

(имитировать движения по ходу стиха)

 

 

6. «Зарядка -4»

Мелкие шажки – раз, два, три (вперёд)

Лёгкие прыжки –раз –два –три (назад)

Вот и вся зарядка – раз-два-три.

Мягкая посадка – раз–два-три.

 

 

7. «Ванька-встанька»

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали –

Ванькой – встанькой будто стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мы – упругий мяч.

 

 

8. «Зарядка-5»

Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

1-2-3-4-5.

Наклониться – три, четыре.

И на месте поскакать.

На носок потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

 

 

9. «Если нравится тебе»

Учитель поет песню и показывает движения.

Дети подпевают и вслед за учителем делают все движения.

Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка за коленками)

Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).

Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!»

Если нравится тебе, то и другим ты покажи..

 

 

10. «Дружно маме помогаем»

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

(Подражательные движения по тексту.)

 

 

11. «Едем, едем, долго едем»

Едем, едем, долго едем,

Очень длинен этот путь.

Скоро до Москвы доедем,

Там мы сможем отдохнуть.

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

А в поезде нашем Ребята сидят.

Чу- чу- чу- чу – чу- у -у-у!

Бежит паровоз.

Далеко-далеко ребят он повез.

(Ходьба на полусогнутых ногах.)

 

 

12. «Загадаю вам загадку»

Загадаю вам загадку,

Становитесь на зарядку. (Ходьба на месте.)

Раз - листочки поднимаем. (Руки через стороны вверх.)

Два - листочки загибаем. (Руки за спину.)

Три — ещё разок свернули, (Обхватили руками плечи.)

На четыре - развернули. (Руки в стороны.)

 

 

13. «Льется чистая водица»

Льется чистая водица

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Поверни головку вправо,

Поверни головку влево.

Опусти головку вниз

И тихонечко садись.

(Слова текста сопровождаем действиями.)

 

 

14. «Мы по улице гуляем»

Мы по улице гуляем, (Шагаем на месте.)

Сами вывески читаем. (Наклоны головы влево- вправо.)

Это — «эс», а это — «ка»,

(Повороты туловища влево-вправо.)

«Ж»- похожа на жука. (Хлопок руками спереди- сзади.)

Вот четыре буквы:

«Воды». (4 хлопка в ладоши)

Вот еще четыре:

«Моды». (4 хлопка в ладоши)

«Воды» — «моды» — «лимонад»! (Приседания)

Мы читаем все подряд. (Хлопок руками спереди - сзади)

Вот блестит, белее снега, (Наклоны туловища влево - вправо)

Слово горькое: аптека. (Повороты туловища влево - вправо)

Рядом сладкие слова: (Прыжки на месте)

Фрукты. Пряники. Халва. (Шагаем на месте)

 

 

15. «Мы пройдёмся по дорожке»

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая—

Нас от парт не отпускает.

(Ходьба на месте.)

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой.

(Вращение головой вправо и влево.)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперёд,

другой - вперёд,

А потом наоборот.

(Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься.

(Дети садятся за парты.)

 

Гимнастика для глаз

Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зеленый цвет, поэтому в классе можно повесить зеленый круг из картона и дети  будут выполнять упражнения с его помощью, например можно сфокусировать зрение на круге или дорисовать лепестки (взаимодействие с пальчиковой гимнастикой). Можно глазками посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать круг или первую букву своего имени. Любимое упражнение детей “Сладкий сон” – дети засыпают под счет от 1 до 10 и под обратный счет просыпаются, сопровождая отдых глаз с потягиванием и имитацией засыпания и просыпания. Таким образом, отдыхают не только глаза, но и расслабляется позвоночник, который устает быстрее всего.

 

 

ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз

Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза. 

 

 

Упражнения для снятия зрительного утомления

1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).

2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).

3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).

4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).

5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.

6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.

 

 

Упражнения для профилактики близорукости.

И.п. – стоя на коврике, ноги врозь, руки вдоль туловища: посмотреть вверх-вниз, влево - вправо (6 раз); закрыть глаза, расслабиться; посмотреть в правый верхний угол, в левый нижний (6 раз); закрыть глаза, поморгать, расслабиться; круговые движения глазами по часовой стрелки (3-5 раз); закрыть глаза, расслабиться; движения губами вперед, влево – вправо, вcе Сказки - зарядки. 

 

 

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4—5 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5)). Повторить 4—5 раз,

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4—5 раз.

Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1—4, потом перенести взор вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз

В среднем темпе проделать 3—4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мыш­цы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.

 

 

Гимнастические упражнения и массаж для улучшения зрения

Исходное положение: сесть на стул, руки положить на колени, расслабиться, все внимание сосредоточить на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.

Первое упражнение. На раз - поднять глаза вверх, на два - смотреть прямо, на три - потупить взор книзу, на четыре - смотреть прямо,8 раз.

Второе упражнение. На раз - смотреть на переносицу, на два - прямо.

Повторить 8 раз.

Третье упражнение. На раз - смотреть влево, на два - прямо, на три -

смотреть вправо, на четыре - перед собой. Повторить 8 раз.

Четвёртое упражнение. Круговые обороты глазами - 4 раза влево, четыре вправо.

Пятое упражнение. Широко раскрыть глаза, а потом плотно закрыть. Повторить 5 раз. После выполнения упражнений надо дополнительно легонько массировать активные точки, которые находятся вокруг глаз. Стимуляция этих точек помогает при глазных болезнях.

Сложить пальцы в кулак, мизинец положить на точку внутреннего угла глаза.

Сделать девять главных движений по часовой стрелке и девять против неё.

Провести мизинцем по кромке глазной впадине снизу к внешнему углу глаза и сверху к внутреннему. Эти движения выполнять по три раза.

Сделать три аналогичных движений в противоположную сторону - три раза.

Провести кончиками пальцев по бровям от середины наружу. 9 раз.

После массажа растереть ладони, закрыть глаза и положить ладони рук на глаза так, чтобы центр ладони совпадал со зрачками.

Постараться ощутить тепло, которое выходят из ваших ладоней (1-2мин).

Эти упражнения и массаж можно показывать не только детям, а и взрослым. Если так делать систематически, то ощутим быстрый результат.

Для всех учителей физкультминутка должна стать обязательным условием организации урока в интересах поддержания здоровья ученика.

 

 

Глазодвигательные упражнения

“Взгляд влево вверх”. Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

 

“Горизонтальная восьмерка”. Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.

 

“Глаз – путешественник”. Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.

 

 

Упражнения для тренировки зрения

1. Движение глазными яблоками вправо и влево. 

2. Движение глазными яблоками вверх и вниз.

3. Вращение глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки.

4. Фиксация взгляда на кончике носа.

5. Моргание 

После каждого упражнения, закрыть глаза, расслабиться (30-40 сек.)

 

 

Упражнения для снятия зрительного утомления:

1. «Дождик»

Капля первая упала «кап - кап»                 - пальцем стучать

И вторая побежала «кап - кап»                  - по ладошке

Мы на небо посмотрели                             -   смотреть вверх

Капельки «кап - кап» запели                      -   постучать по голове

Намочились лица,                                       -   вытирать лицо

Мы их вытираем.

Туфли - посмотрите                                    -     посмотреть на туфли

Мокрыми стали                                          -     показать руками

Плечами дружно поведем                             -   трясти плечами

И все капельки стряхнем

От дождя убежим                                      -     бег на месте

Под кусточком посидим                          -     присесть

 

 

2. «Моргание»

Закрыть глаза, подумать о чем-нибудь приятном. Открыть, поморгать ими, как бабочка крыльями машет.

 

 

3. «Прищепочки»

Большими и указательными пальчиками обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам.

 

 

4. Глазодвигательный тренинг.

Если смотришь на предмет И не видишь, есть он или нет. На него ты не смотри, Глаза скорее отводи, Легко и быстро поморгай, Вправо, влево взгляд бросай, Снова глянешь на предмет — Изображенья четче нет!

 

 

Физкультминутка “Гимнастика для глаз”

Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей. 
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочки часов,
Проведем глазами дружно,
Ну, а дальше – будь здоров!
Теперь вы все отдохнули,
Новая забота.
Нужно сделать на “отлично”
Математику.

 

 

Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо,
Смотрит вверх,
Смотрит вниз.
Чуть присела на карниз,
И с него свалилась вниз.

 

 

Проведём, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Влево, вправо посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

За окно ты посмотри.

Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так 8 раз –

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

Раз, два, три, четыре, пять –

Можно глазки открывать!

Потянулись и зевнули,

Спинки дружно все прогнули,

Повернулись вправо, влево

Стало гибким наше тело.

Ножки вытянем вперёд,

Влево, вправо поворот.

Ножки выше поднимаем

И в коленочках сгибаем,

Подбородком дотянулись

И друг другу улыбнулись.

Головой все повращаем

И урок наш продолжаем.


 

 

Пальчиковая гимнастика  

Для учеников начальных классов, особенно для первоклассников, держать в руках ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами, считая, что чем крепче они держат ручку, там красивее у них получатся буквы.

Это воздействие на мелкую моторику рук, развитие и коррекция зрительно-моторной координации, пространственно-образного мышления, креативных способностей, расслабление и тренировка мышц глаз, синхронизация полушарий головного мозга. Сюда можно отнести упражнения “Ленивые восьмерки” – рисование в воздухе, на листочке, рисуем то правой рукой, то левой, то одновременно двумя руками, начиная от серединной точки.

“Двойные рисунки”– рисуем двумя руками одинаковые удивительные формы.

“Постукивание пальчиками” – имитация игры на пианино,

“Пальчики замерзли”– растираем каждый пальчик в отдельности либо все одновременно.

“Салютик”– пальчики сжаты в кулачок, резким движением их расправляем, “Замочек”, “Здравствуй, пальчик” – большой пальчик левой руки здоровается с большим пальчиком правой руки, с соседними пальчиками, с ладошкой, также указательный, средний, безымянный и мизинчик; письмо букв и цифр в воздухе.

 

 

ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ РУК И ПАЛЬЦЕВ

Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.

Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания “цветочек”, “бутончик”

Соедините пальцы обеих рук так, будто в руках держите маленький шарик, и постепенно начинайте шарик надувать. Шарик увеличивается, и пальчики разводятся в стороны.

Раскройте ладошку, поставьте её перед собой и постукивайте пальцами другой руки, изображая бег лошадок.

 

 

Пальчиковая гимнастика.

Для того чтобы руки были в хорошей форме, полезна небольшая разминка, которая поможет улучшить кровообращение и со временем придаст кистям более правильные формы:

Сожмите-разожмите кисти в кулак. Повторите 10 раз.

Сожмите кисти в кулак, затем разожмите, при этом вытянув пальцы. Повторите 10 раз.

Помассируйте каждый палец, как вам удобно: помассируйте снизу вверх, погладьте и т.п.

«Умываем» руки. Имитируем движения, которые вы делаете, когда моете руки: потрите ладони друг о друга, одной кистью как бы «омойте» вторую.

Потрите тыльную сторону ладони 10 раз на одной руке и на другой.

Сцепите кисти «в замок» и выверните «замок» вперед, затем вниз, вбок и вверх. Повторите 10 раз.

Круговые движения «замком» по часовой стрелке и в другую сторону. Повторите 10 раз.

Продолжаем упражнения с «замком». Поверните «замок» влево, затем вправо. Повторите 10 раз.

Представьте, что показываете фиги. Только обеими руками сразу, и большой палец проходит не только между указательным и средним, но и между средним и безымянным, безымянным и мизинцем.

Вспомните, как бить щелбаны. Партнер вам не понадобится — каждым пальцем «выбейте» в воздух по 3 щелбана.

Сожмите ладони и наклоните их влево-вправо, вперед-назад. Повторите 10 раз.

Опустите руки и потрясите кистями. Энергично встряхните их несколько раз в разные стороны.

Помните, что наши руки нуждаются в уходе не меньшем, чем лицо. Чтобы их было не стыдно показать, о руках необходимо заботиться и беречь от повреждений.

 

*   *   *

«Рука является вышедшим наружу головным мозгом», - это высказывание Эммануила Канта прозвучало еще задолго до того, как была доказана физиологическая значимость развития тонкой моторики. Человек - универсальное «мыслящее тело», классический пример этой универсальности - движущая рука человека (Э.В. Ильенко). Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение.

Задачи:

-стимуляция развития речи у детей раннего возраста;

-подготовка руки к письму у старших дошкольников и младших

школьников;

-тренировка внимания;

-координация движений;

-адаптация маленьких левшей в мире праворуких.

Условия проведения. Комплекс упражнений гимнастики для пальчиков рук проводят в течение 6—8 минут. Он включает в себя 6—8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончики пальцев, кисть, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.

 

 

1. Упражнение для рук.

Проговаривая текст, ученик массируют последнюю фалангу каждого пальца ,завершают массаж точкой в центре ладони.

Пальчик, пальчик, где ты был?

- С братцем Васей щи варил.

- А потом с ним кашу ел,

- А потом с ним песни пел,

- А потом гулять пошел

- И копеечку нашел

 

 

Проговаривая текст, ученики поглаживают каждый палец с четырех сторон двумя пальцами противоположной руки.

Наши пальчики трудились,

Хорошо писали.

Они так старались,

А теперь устали.

Мы немного отдохнем,

С силой кулачки сожмем.

Пальцы разжимаем

И опять сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять -

Можно ими помахать.

В чистый ручеек руки опускаем,

И усталость с пальчиков

Мы водой снимаем

(Дети имитируют мытье рук; следующие слова произносят на выдохе.)

Спасибо, водица,

За новые силы.

Теперь мы напишем

Все буквы красиво.

 

 

2.Чтобы нам добыть огонь

Трём ладошки о ладонь

Вдруг ладошка заискрится

И бумажка загорится

 

 

3.Две сестрицы - две руки

Левая и правая,

Две сестрицы - две руки рубят, строят, роют

Рвут на грядке сорняки и друг дружку моют.

Месят тесто две руки - левая и правая

Воду моря и реки загребают плавая.

 

 

4. Лошадка

(и. п. - сидя за партой, руки лежат ладонями вниз)

Вот помощники мои

Их как хочешь, поверни.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы как лошаки.

Чок - чок - чок, скок - скок-скок.

Скачет резвый табунок.

 

 

5.Впарке есть глубокий пруд.

Караси в пруду живут.

Чтобы стаю нам догнать,

Нужно хвостиком махать.

 

 

6.“Дерево”

Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.

 

 

7.“Солнышко”

Ладони соединены, напряженные пальцы разведены в стороны.

 

 

8.“Ёлка”

Елка быстро получается, если пальчики сжимаются, локотки ты подними, пальчики разведены. Ладони от себя под углом друг к другу, пальчики пропускаются между собой и выставляются вперед

 

 

9.“Корзинка”

“Я корзиночку беру,

овощи в неё кладу”.

(Ладони на себя, пальчики переплетаются, локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручки).

 

 

10.“Грабли”

Огород я уберу, граблями мусор я сгребу”

(Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя).

 

 

11.“Ваза”

Округленные ладони соединить со стороны мизинца.

 

 

12.“Стакан”

Прямые вытянутые ладони со стороны мизинца запястья и большого пальца.

 

 

13.“Корни яблони”

Тыльные стороны ладоней соединены, пальцы опущены вниз.

 

 

14.“Сад”

“Неразлучный круг подруг, тянет к солнцу сотни рук, а в руках душистый груз. Разных бус на разный вкус”.

(Слегка согнутые большие и средние пальцы обеих рук, соединены в круг. Обе руки с прямыми пальцами подняты вверх. Слегка согнутые округленные ладони соединены. Указательный и большой палец образуют кольцо).

 

*   *   *

 

1. «Кольца». 
Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках. 
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.

 

 

2. «Кулак-ребро-ладонь».
Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.

 

 

3. «Крестики-нолики». 
Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти движения.

 

 

4. «Зеркальное рисование».
Взять в каждую руку по карандашу и рисовать одновременно зеркально-симметричные фигуры, буквы.

 

 

5. «Ухо-нос». 
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.

 

 

6. «Рыбка». 
Сложить вместе ладони рук – это «рыбка». Двигать «рыбку» в разных направлениях, имитируя плавание.

 

 

7. «Змейка».
Сцепить ладони в замок – это голова «змеи». Руки прижать друг к другу. Двигать «змею» в разные стороны, имитируя ползание.

 

 

8. «Замок». 
Сцепить пальцы в замок и встряхивая «замком», произносить
На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)
Покрутили, покружили (покрутить сцепленными пальцами),
Потянули, потянули
И открыли! (расцепить пальцы, развести руки в стороны).

 

 

9. «Восьмерки». 
Рисовать в воздухе восьмерку указательным и средним пальцем левой, правой руки, затем синхронно.

 

 

10. Разнообразная предметная деятельность, которая развивает мелкую моторику: застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование обуви, игры с мозаикой, конструкторы, пазлы; игры с фасолью и горохом (разложить в разные коробки).

 

 

Физкультурно-спортивные физминутки

Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

 

Общеразвивающие упражнения.

Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

 

Подвижные игры

Это могут быть игры с мягким мячом. Игра может проходить в виде закрепления изученного материала по аналогии игры “Съедобное – несъедобное”, упражнения на координацию движения.

 

 

«Игра с шарфиком» (на напряжение  мышц шеи).

Пришла мама и раздала медвежатам шарфики, чтобы они больше не мерзли. Полусонные медвежата, не открывая глаз, повязали шарфики на свои шейки. Покрутили медвежата головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам.

 

 

«Пчелка мешает спать» (игра лицевых мускулов).

В берлогу снова прилетела пчелка. Решила сесть кому-нибудь на язычок, но медвежата быстро  стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали крутить ими в разные стороны. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова слегка открыли рот – язык отдыхает. Пришла мама- медведица и зажгла свет. От яркого света медвежата крепко зажмурились и сморщили нос. Мама видит: все в порядке; погасила свет. Медвежата перестали жмуриться и морщить нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее у себя на лбу, двигая брови вверх-вниз. Пчелка поблагодарила медвежат за удовольствие и улетела спать.

 

 

Пантомима «Солнышко и туча» (на напряжение и расслабление мышц туловища).

Солнце зашло за тучку, стало свежо (сжаться в комочек, чтобы согреться, задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки, жарко (расслабиться); разморило на солнце (на выдохе).

 

 

«В уши попала вода» (на напряжение и расслабление мышц шеи).

В положении лежа на спине ритмично покачать головой, вытряхивая воду из одного уха, потом из другого.

 

 

 

Двигательно-речевые физминутки

В эту группу входят дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Это упражнения на чередование звуков, чередование дыхания, длительный вдох и выдох, упражнения “Задуй свечу”, “Надуй шарик”, подражания животным,

“Звук вокруг” – дети показывают при помощи звуков: дождь, полет шмеля, летящий самолет, проезжавшую мимо машину и т д. “Сгибание стопы” – упражнение, отвечающее за речь и язык. При помощи этих упражнений происходит воздействие на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, снижение напряжения.

А также в эту группу относим инсценировку небольших стишков.

Дети коллективно читают небольшие стишки и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.

 

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон и два – наклон!

Зашумел листвою клен! (Дети показывают и изображают шум листьев)

 

 

Зайчик беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.

 

 


Утром встал гусак на лапки
Приготовился к зарядке
Повернулся влево, вправо,
Приседанья сделал справно
Клювиком почистил пух
И опять за парту - плюх!

 

 

В огороде рос подсолнух
Вот такой, вот такой!
В огороде рос подсолнух
С ярко-жёлтой головой.
Головою он вертел,
Всё увидеть сам хотел.
Что подсолнух видел там
Он сейчас расскажет нам.

 

 

- А теперь все тихо встали…
- А сейчас мы в лес пойдём…
- А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
Мы маленькие зайки
Скакали на полянке.
Прыгали, скакали,
В школу прибежали.
За парты тихо скок
И продолжим наш урок.

 

 

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали
И дальше пошли.

 

 

Дыхательная гимнастикa

Пepeд физическими yпpaжнeниями peкoмeндyeтcя выпoлнять дыxaтeльнyю гимнacтикy. Зaнимaтьcя лyчшe пo yтpaм, в пpoвeтpeннoй кoмнaтe и oбязaтeльнo нa гoлoдный жeлyдoк. Дыхатeльнoй гимнacтикe cпeциaлиcты пpидaют бoльшoe знaчeниe: блaгoдapя eй yвeличивaeтcя нacыщeниe киcлopoдoм кpoви, a в peзyльтaтe и вcex opгaнoв, пpoиcxoдит oбщee oчищeниe opгaнизмa и зaмeтнo yлyчшaeтcя cocтoяниe кoжи.

 

 

Очищающее дыхание.

Bcтaньтe пpямo, нoги нa шиpинe плeч. Пoднимaя pyки пepeд coбoй ввepx, cдeлaйтe cвoбoдный  глyбoкий вдox. Зaдepжитe дыxaниe, пoкa этo бyдeт пpиятнo, paccлaбьтe гopтaнь и cдeлaйтe энepгичный выдox pтoм, oднoвpeмeннo oпycкaя pyки и нaклoняяcь впepeд. Пpи этoм ecтecтвeннo издaётcя звyк "xa". Meдлeннo pacпpямитecь и oтдoxнитe, cдeлaв 2-3 вдoxa-выдoxa. Пoвтopитe 3 paзa. Bыдыxaйтe вoздyx c oблeгчeниeм, ocвoбoждaяcь oт мыcлeй o зaбoтax.

 

 

Энергетизирующее дыхание.

Cдeлaитe пoлныи вдox и зaдepжитe дыxaниe дo тex пop, пoкa вaм пpиятнo. Cлoжитe гyбы тpyбoчкoй, и peзкo выдoxнитe вecь вoздyx в тpи пpиeмa, cлoвнo cтapaяcь зaдyть плaмя cвeчи. Пoчyвcтвyйтe: cнaчaлa вoздyx выxoдит из живoтa, зaтeм из гpyди, зaтeм из вepxyшeк лёгкиx. Кopпyc и гoлoвy дepжитe пpямo. Bыпoлняйтe yпpaжнeниe энepгичнo, нo нe бoлee 3-x paз, oтдыx мeждy ними - 2-3 циклa.

 

 

Cтимyлиpyющee дыxaниe.

Cдeлaитe гapмoничнo пoлный вдox, зaдepжитe дыxaниe и pacтянyтый выдox чepeз poт. Bыпycкaйтe вoздyx кaк мoжнo мeдлeннee, вecь дo кoнцa, co cвиcтящим звyкoм, пoxoжим нa звyк "c". Пoчyвcтвyйтe, кaк coпpoтивлeниe выxoдящeмy вoздyxy coздaёт язык. Пoвтopить 3 paзa. 

 

 

1. «Ходьба»

Педагог читает текст, дети выполняют соответствующие движения и проговаривают отдельные звуки, слоги.

-Мы проверили осанку, -дети становятся прямо, ноги вместе, голова немного поднята.

-И свели лопатки, - дети отводят плечи назад.

-Мы ходим на носках, - дети идут на цыпочках.

-Мы идем на пятках, - идут на пятках.

-Мы идем как все ребята, - шагают маршеобразно.

-И как мишка косолапый, - идут размашисто, вразвалку.

 

 

2.Педагог предлагает изобразить деревья и листочки на них, которые качает ветерок. Дует легкий ветерок, листочки легка шевелятся (взрослый и дети делают глубокий вдох и длительный выдох). Имитируя легкое дуновение ветра, дети слегка шевелят пальцами.

А теперь ветер становится сильнее (вдох становится еще глубже, а выдох сильнее). Сильный ветер уже не просто шевелит листья. А качает деревья (делаем наклоны туловищем).

Затем педагог читает стихотворение. А дети повторяют движения и гласные звуки.

Осенние листочки на ветвях сидят.

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый: «А-а-а; рябиновый: «И-и-и»;

Березовый: «О-о-о»; дубовый: «У-у-у»

 

 

3. «Подуем на плечо»

Педагог читает слова стихотворения, а дети вместе с ним повторяют движения дыхательной гимнастики.

-Подуем на плечо (голова прямо – вдох, голова повернута – выдох).

-Подуем на другое (дуем на плечо).

-нам солнце горячо пекло дневной порою (поднимают  голову вверх. Дует через губы).

-Подуем мы на грудь (дети дуют на грудь).

-и грудь свою остудим.

-подуем мы на облака (опять поднимают лицо и дуют).

-И остановимся пока.

 

 

4. Пантомима «Мы срываем цветы»

Дети в группе наклоняются – «срывают» цветы – и вдыхают их запах (глубокий вдох и сильный выдох). Потом повторяют это действие еще несколько раз.

 

 

Когнитивные

 

Дидактические игры с движениями.

Например, при показе иллюстрации или названии предмета дети выполняют определенные упражнения. Игра “Умный светофорик” – красный цвет – дети стоят, желтый – сидят за партой, зеленый – шаг на месте, “Зверь-птица-рыба”.

 

 

 

Физкультурные минутки при знакомстве с народными промыслами

 

 

Дидактическая игра «Назови правильно»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках. Умение найти нужный промысел среди других, обосновать свой выбор, составлять описательный рассказ.

 

 

Дидактическая игра «Угадай, какая роспись?»

 

Материал и оборудование. Планшет с изображением народных промыслов России.

Игровое правило. Дети поочередно задают друг другу задание и отгадывают, какой промысел изображен. Поощряется, если ребенок может назвать промысел, место его возникновения и характерные особенности.

Дидактическая задача: Закреплять умение детей узнавать и называть ту или иную роспись; уметь обосновать свой выбор, называть элементы росписей, отгадывать загадки. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край – край умельцев и мастеров.

Материал и оборудование. Карточки с изображением различных узоров росписей.

Игровое правило. Дети поочередно друг другу задают задание, показывая на карточку. Угадывающий должен отгадать, какой промысел изображен на карточке. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа, т.е. назвать элементы росписи, его цветовое решение.

 

 

 Дидактическая игра «Составь хохломской узор»

Дидактическая задача: Закрепить умение детей составлять хохломские узоры способом аппликации. Закреплять название элементов росписи («осочки», «травинки», «трилистики», «капельки», «криуль»). Поддерживать интерес к хохломскому промыслу.

Материал и оборудование: Трафареты посуды хохломских изделий из бумаги желтого, красного, черного цветов, набор элементов хохломской росписи.

Игровое правило. Детям предлагается набор элементов хохломской росписи, из которых они должны выложить узор на трафарете на трафарете посуды методом аппликации.

 

 

Настольная игра «Домино»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве – игрушке; умение находить нужную игрушку и обосновать свой выбор. Закрепить знание об изготовлении народной игрушки и особенности каждой. Воспитывать любовь к прекрасному.

Материал и оборудование: Карточки поделенные пополам. На каждой стороне карточки картинка с промыслом.

Игровое правило. Поиск нужных картинок, соблюдение очередности. Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок, положит их по правилу: филимоновская игрушка к филимоновской игрушке, каргопольская игрушка к каргопольской и т.д.

 

 

Дидактические игры «Собери матрёшку».

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Материал и оборудование. Матрешки, поделенные на несколько частей.

Игровое правило. Собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто больше собрал матрешек.

 

 

«Найди домик матрёшки»

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Материал и оборудование. Карточка с силуэтами матрешек – их домиков, матрешки разные по величине.

Игровое правило. Правильно «заселить» матрешек в свои домики.

 

 

Разминка с кисточкой – 2.

Держим кисточку вот так: (рука на локте.Кисточку держим тремя пальцами выше ее металлической части)

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо-влево, вверх и вниз (водим кисточкой в левую и в правую сторону.Затем вверх и вниз).

Гордо, словно королева,

Кисточка пошла тычком, (выполняют тычки без краски на листе)

Застучала «каблучком».

А потом по кругу ходит, (вращаем кисточкой по кругу)

Как девицы в хороводе.

Вы устали? Отдохнем (положить кисть на стол)

И опять стучать начнем. (держим кисточку вертикально)

Мы рисуем: раз, раз…(выполняют тычки без краски на листе)

Все получится у нас!

 

 

Птички.

Птички полетели, (на первую строчку большой палец отогнут в горизонтальное положение, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы)

Крыльями махали, (на вторую – взмахи ладонями с широко раскрытыми пальцами)

На деревья сели, (на третью – руки вверх, все пальцы широко расправить)

Вместе отдыхали. (на четвертую – то же что на первую)

 

 

Алые цветы.

Наши алые цветки распускают лепестки. (Медленно разгибают пальцы из кулачков)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Покачивание кистями рук вправо-влево)

Наши алые цветки закрывают лепестки, (Медленное сжимание пальцев в кулаки)

Головой качают, тихо засыпают... (Покачивание кулачков вперед-назад.)

 

 

Дружба.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(Первые 2 строчки – обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения.)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(Следующие две строки – обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения.)

Один, два, три, четыре, пять,

Пять, четыре, три, два, один.

(В последних строчках – соединить пальчики обеих рук, начиная с большого, затем соединять начиная с мизинца.)

 

 

Матрешки.

Все они матрешеньки, (На первые две строчки ритмично сгибать и разгибать пальцы.)

Все они милашеньки.

С аленькими щечками (На две следующие строчки коснуться ладошками щек и покачать головой из стороны в сторону.)

Под пестрыми платочками.

Нарядные, пригожие, (На последние две строчки хлопки в ладоши.)

На нас чуть-чуть похожие.

 

 

Теремок.

Стоит терем-теремок (сложить из ладоней «крышу»)

Между двух лесных дорог. (прямые руки вперед от себя)

В этом тереме тетери (скрестить ладони и помахать)

Захотели печь пирог (хлопки ладонями).

Если любишь пироги  –Заходи, заходи. (держим кисти рук прямо ладонями вверх. Загибаем и разгибаем пальцы в кулачок)

 

 

Дом.

На опушке дом стоит, (сложить из ладоней «крышу»)

На дверях замок висит. (руки в «замок»)

За дверями стоит стол. (правый кулак накрыть левой ладонью)

Вокруг дома частокол. (скрестить ладони перед собой)

Тук, тук, дверь открой! (правым кулаком стучим по левой ладони)

Заходите, я не злой. (развести ладошки вертикально)

 

 

Кузнец.

Ой, кузнец-молодец, («зовем» к себе раками)

Захромал мой жеребец. (сжимать и разжимать большой палец на обеих руках)

Ты подкуй его опять. (стучать кулачками)

Отчего ж не подковать. (круговые движения ладонями)

Вот гвоздь, вот подкова, (выставить поочередно каждую раскрытую ладошку)

Раз, два и готово. (хлопать в ладоши)

 

 

Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства; узнавать игрушку по изображению, уметь объяснить свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.

Материал и оборудование: Карточки с изображением изделий народных промыслов.

Игровое правило. Дети поочередно друг у друга вытаскивают карточку и отгадывают, игрушка какого промысла изображена. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа.

 

 

Дидактическая игра «Городецкие узоры»

Дидактическая задача: умение детей составлять Городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запомнить порядок выполнения узора, подбирать самостоятельно цвет и оттенок для него, развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.

Материал и оборудование. Трафареты городецких изделий из бумаги желтого цвета (разделочные доски, блюда и др.), набор элементов городецкой росписи (бумажные трафареты)

Игровое правило. Детям предлагается набор растительных элементов и фигуры коня и птицы. Они должны выложить на трафарете узор методом аппликации.

 

 

Дидактическая игра «Распиши платок»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей об искусстве русской шали. Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т.д.), умение подбирать цветовую гамму узора.

Материал и оборудование. Квадратные трафареты шалей разного цвета (красного, синего, желтого, белого т.д.), растительные и цветочные элементы.

Игровое правило. Детям предлагается набор растительных и цветочных элементов, из которых они должны выложить на трафарете узор для украшения шали методом аппликации.

 

 

Дидактическая игра «Художественные часы»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.

Материал и оборудование. Планшет в виде часов. Вместо цифр наклеены картинки с изображением разных промыслов. Кубик и фишки.

Игровое правило. Играющий бросает кубик и считает, сколько у него очков. Отсчитывает стрелкой нужное количество (отсчет начинается сверху, на картинке вместо цифры 12). Рассказать нужно о промысле, на который указала стрелка. Если ответил правильно – получаешь фишку. Побеждает тот, кто больше наберет фишек.

 

 

 

Курица с цыплятами.

Вышла курочка-хохлатка. (движения указательного и среднего пальцев обеих рук по поверхности стола от себя к краю)

С нею желтые цыплятки.

Квохчет курочка: ко-ко, (держим кисти рук прямо ладонями вверх. Загибаем пальцы в кулачок)

Не  ходите далеко, (правая рука согнута в локте и лежит на ладони левой руки. Грозим указательным пальцем)

Лапками гребите, зернышки ищите.(перебираем пальцами обеих рук по столу)

Давайте поиграем

Пальчик о пальчик тук да тук. (указательными пальцами постукивают палец о палец)

Весело пляшут пальчики наши. (поднимают руки вверх, делают «фонарики»).

Ножками топ, да и топ, топ, да и топ. (дети топают ногами)

Весело пляшут детки наши. (ритм убыстряется).

Ручками хлоп, да и хлоп, хлоп, да и хлоп. (Дети хлопают ладонями.)

Весело хлопают ручки наши. (ритм убыстряется).

Разминка с кисточкой.

Держим кисточку вот так: (рука на локте. Кисточку держим тремя пальцами выше ее металлической части)

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо-влево, вверх и вниз (водим кисточкой в левую и в правую сторону.Затем вверх и вниз).

Побежала наша кисть. (движения убыстряются)

А потом, а потом (держим кисточку вертикально)

Кисточка бежит кругом.(вращаем кисточкой по кругу)

Закрутилась, как волчок. За тычком идет тычок! (выполняют тычки без краски на листе)

Лошадки.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок.

Скачет резвый табунок.

(пальчики «скачут» по столу в ритме стихотворения)

Рисовали.

Мы сегодня рисовали, (ритмичное сжимание кулачков обеих рук)

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем, (встряхивание кистями рук)

Рисовать опять начнем.

 

 

Прятки.

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

(ритмично сгибать и разгибать пальцы.Усложнение: поочередное сгибание каждого пальчика на обеих руках)

 

 

На лужок.

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

На зеленый на лужок

Приходи и ты, дружок!

(Сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки.При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно)

 

 

Рисовали.

Мы сегодня рисовали, (ритмичное сжимание кулачков обеих рук)

Наши пальчики устали.

Пусть намного отдохнут (встряхивание кистями рук)

Рисовать опять начнут.

Руки вместе, руки врозь (свести и развести ладошки рук)

Заколачиваем гвоздь. (имитировать забивание гвоздя)

 

 

Утята.

Встали как-то утром в ряд (постепенно разжать кулаки, по одному пальцу)

Десять маленьких утят. (показать 10 пальцев)

Посчитались, удивились, (указательным и большим пальцами изобразить удивительно раскрытые клювы утят)

На две группы разделились.( развести ладони в стороны)

Перышки почистили, (растопырить пальцы, щепоткой гладить по очереди от основания до кончика пальчики другой руки)

Головками повертели, (пальцы сложить в виде головок утят, покрутить ими из стороны в сторону)

Червячка склевали, (хватательные движения клювами – пальцами)

К речке побежали. (движения указательного и среднего пальцев обеих рук по поверхности стола от себя к краю)

 

 

Конь.

Конь меня в дорогу ждет, (на 1 и2 стр. постукивание пальцами по столу)

Бьет копытом у ворот.

На ветру играет гривой (3-4 стр. махи ладонями из стороны в сторону)

Пышной, сказочно красивой.

Быстро я в седло вскочу (постукивание кулачками по столу)

Не поеду – полечу.

Цок-цок-цок-цок (имитация «топота копыт» пальцами по столу)

Там за дальнею рекой (ритмичное сжимание и разжимание кулачков обеих рук)

Помашу тебе рукой. (помахать ладонями обеих рук)

 

 

Мак.

На пригорке вырос мак. (ладони рук плотно сжаты)

Он склонил головку – так. (наклоны сжатых ладошек влево и вправо)

Бабочка над ним порхает, (кисти рук перекрестить)

Быстро крыльями мелькает. (помахать ладошками)

 

 

Двигательные действия и задания.

Физминутка включает в себя элементы мыслительной деятельности и упражнения, направленные на снятие усталости с определенной группы мышц, например: “Сколько будет 3+2, столько раз присесть, а 9 – 5, столько раз наклонить голову влево…”

 

 

 

Развивающие игры

Игры на развитие познавательных процессов, памяти, воображения, внимания, нахождения различий, сравнения, объединения в целое, выделение противоположностей. Упражнение “Покажи фигуру”, например: “Круг какой? А квадрат какой?” – дети показывают, игры “Летим – плывем” – соотнесение действия с изображенным предметом, “Большой – маленький”.

 

Можешь ли ты сосредоточиться?

Игра проверяет внимательность человека. Игрокам раздают тексты. Игроки в течение 5 минут зачеркивают заданные буквы.

Подводятся и объявляются результаты.

Возраст: от шести лет

Игра развивает:внимательность

Количество игроков: 2 и более

Необходимы вещи: бумага, карандаш

 

 

Морской бой

Одна из самых лучших малоподвижных игр. Хорошо развивает логическое мышление ребенка.

Берутся два листочка в клеточку, на которых размечены поля. По бокам расставляются координаты. Расставляются корабли.

Противники делают «выстрелы» друг в друга, называя координаты.

Попавший игрок «стреляет» до тех пор, пока не промахнется.

Выигрывает тот игрок, который потопит все корабли соперника.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: логика, мышление

Количество игроков: 2

Необходимы вещи: карандаш, бумага

 

 

Повтори-ка

Повтори-ка — познавательная игра на развитие у детей памяти и внимательности. Отлично подойдет для всех школьников, но особенно полезна для детей младших классов школы.

Выбирается тема игры, например «Дикие животные». Один из играющих называет какого-либо зверя, допустим льва.

Второй повторяет «лев» и от себя прибавляет название другого животного «тигр». Третий игрок — лев, тигр, и прибавляет «носорог» и т. д.

Тот, кто не сможет повторить всех животных или перепутает их порядок — выбывает из игры.

Примечание. По желанию играющих слова можно подбирать на любые темы, например: домашние животные, птицы, цветы, города и т. д.

Возраст: от шести лет

Игра развивает:внимательность, память

Количество игроков: 2 и более

 

 

Хлопки

Хлопки — веселая игра на внимание и реакцию для большой группы детей. Эта детская игра хорошо подойдет для проведения на переменах в школе в младших классах.

Игроки встают в круг. Каждому игроку присваивается порядковый номер. Все вместе начинают ритмично хлопать: два раза в ладоши, два — по коленям. Хлопая в ладоши, игрок называет свой номер, а хлопая по коленям, — номер любого другого участника, стоящего в круге. Не успевший назвать свой номер или назвавший номер уже выбывшего участника, выходит из круга и прекращает игру.

Побеждают два последних оставшихся игрока.

Возраст: от шести лет

Игра развивает:внимательность, реакция

Количество игроков: 7 и более

 

 

Отгадай, чей голосок

Отгадай, чей голосок — веселая игра для детей младшего школьного возраста, развивающая слуховое восприятие и способствующая более раскрепощенному общению детей.

Играющие, взявшись за руки, встают в круг. Стоящему в кругу водящему, завязывают глаза шарфом. Все идут по кругу в одну сторону, напевая: «Вот построили мы круг, повернемся вместе вдруг».

Все поворачиваются и идут в другую сторону, говоря: «А как скажем: «Скок-скок-скок», Отгадай, чей голосок?» Слова «скок-скок-скок» говорит только один игрок.

Если водящему удастся отгадать чей это голос, он меняется местами с этим игроком.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: органы чувств, раскрепощенность.

Количество игроков: 6 и более

Необходимы вещи: шарф

 

 

Города-реки

Города реки — настольная игра, способствующая развитию логики и мышления ребенка, что особенно полезно для школьников младших классов школы.

Всем раздают листки бумаги и ручки. Листок делится на шесть колонок под названиями: «Город», «Река», «Животное», «Растение», «Имя» и «ОЧКИ».

По сигналу ведущий начинает произносить про себя алфавит. Его останавливают, и он называет букву, на которой остановился. Все быстро заполняют колонки словами на выбранную букву. Тот, кто заполнил все колонки, кричит «Стоп», все прекращают писать и начинают подсчитывать очки.

Первый заполнивший все колонки читает свои слова. За каждое название, которое ни у кого не встретилось, ставиться 20 очков. При совпадении слов — очки делятся между этими игроками поровну. Если у кого-то слова вообще не оказалось, то 10 баллов записываются ведущему, а остальные 10 делят игроки, у которых есть слово в этой колонке.

Выигрывает, набравший по итогам игры наибольшее количество очков.

Примечание.Играть можно до тех пор, пока не будет перебран весь алфавит.

Можно придумать любые другие названия колонок.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: мышление, память

Количество игроков: 2 и более

Место игры: помещение

 

 

Три слова

Игра развиваетфантазию ребенка. С ее помощью можно интересно провести время в компании друзей.

Ведущий называет три слова. Игрок составляет осмысленное предложение с этими словами.

Примечание. Иногда это бывает трудно сделать.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: фантазия

Количество игроков: 2 и более

 

 

Попади в обруч

Чудесная игра, она наверняка понравится вашему ребенку.

Дети бросают небольшой мяч из-за спины через плечо правой или левой рукой, стараясь попасть в обруч (на расстоянии 2 метров).

Возраст: от шести лет

Игра развивает:моторика рук

Количество игроков: 2 и более

Место игры: улица

Необходимы вещи: мяч

 

 

Мяч соседу

Эта игра увлекает детей и они могут играть в нее часами. Дети стоят по кругу на расстоянии одного шага один от другого. Ведущий стоит за кругом.

Игроки передают мяч то вправо, то влево, но обязательно соседу. Задание ведущего — дотронуться мяча. Если ведущему это удалось, то игрок, у кого был мяч, становится ведущим.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность, ловкость, мышление, реакция

Количество игроков: 4 и более

Место игры: улица

Необходимы вещи: мяч

 

 

Удержи шарик

Дети делятся на пары. Для каждой пары чертиться круг диаметром 1 метр. Игроки встают в этот круг, им дается воздушный шарик. Они должны, не выходя из круга, дуть на шарик так, чтобы он поднимался и опускался над ними и над границами их круга.

Нельзя «поправлять» траекторию полета шарика руками.

Выигрывает та пара, которая сможет продержаться дольше всех.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: выносливость, координация, ловкость, реакция

Количество игроков: 4 и более

 

 

Сардины

Выбирается один игрок, который идет прятаться, в то время, когда остальные закрывают глаза и считают до 30.

Потом игроки по одному идут искать того, кто спрятался, он тоже остается в его убежище.

Цель этой игры: как можно скорее найти игрока, который спрятался.

Тот игрок, который последний находит место, где прячутся все остальные, идет прятаться первым.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: логика

Количество игроков: 3 и более

Место игры: улица

 

 

Защити башню

Интересная коллективная игра.

Все участники игры встают в круг. У одного игрока в руках имеется мяч.

В центре круга расположена «башня» («башню» можно сделать из гимнастических палок, связанных наверху). На ее верхушке лежит мяч.

Защитник находится возле «башни» и охраняет ее от мяча, который кидают игроки в «башню».

Тот, кто попадает мячом в «башню» или в мяч, становится защитником, а бывший защитник присоединяется ко всем игрокам.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность, координация, ловкость, меткость, мышление, реакция, сила

Количество игроков: 3 и более

 

 

Да-нетка

Игра развивает внимательность.

Правила игры. Задаются вопросы. Участник отвечает на них, не говоря «Да» и «Нет». Если участник скажет «Да» или «Нет» с него взимается фант.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность

Количество игроков: 2 и более

Гимнастика ума

Использование игр для развития, логического мышления, воображения, восприятия, памяти, внимания, познавательных процессов умения принимать решения. Это могут быть мини-викторины, кроссворды, загадки, ребусы. Гимнастика ума также включает в себя упражнения для улучшения мозгового кровообращения – это двигательные действия (наклоны и повороты головы) + дыхательная гимнастика.

1. И.п – стоя или сидя. Руки к плечам, кисти сжаты в кулаки, голову наклонить назад, повернуть руки локтями кверху, одновременно сделать вдох. Вернуться в и.п., выдох. Упражнение выполняется 4–6 раз.

2. И.п. – сидя. Наклон головы вправо, и.п., наклон головы влево, т.п., поворот головы вправо, и.п., поворот головы влево, и.п.

В ходе упражнений происходит механическое воздействие на стенки сосудов, повышение их эластичности, расширение сосудов головного мозга и усиление мозгового кровообращения, облегчение и интенсивность умственной деятельности.

 

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА “МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА”

1. Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

2. “Ленивые восьмёрки” (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости “восьмёрки” по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

3. “Шапка для размышлений” (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): “наденьте шапку”, то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

4.“ Зоркие глазки” (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

5.“ Стрельба глазами” (упражнение служит для профилактики нарушения зрения): двигайте глазками вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.

 

 

Комплексы упражнений для физкультурных минут (направленных на возбуждение симпатического отдела вегетативной нервной системы).

Комплекс 1.

1. "Дровосек". И.п. - ноги врозь, руки поднять вверх, пальцы спле­тены. 1- мах руками, наклон вперед; 2- и.п..

2. И.п. - сидя (стоя). 1- вдох (полный); 2- толчкообразный выдох через нос.

3. И.п. - сидя (стоя). 1-выдох; 2-толчкообразный вдох через нос.

4. "Комочек". И. п. - основная стойка. 1-руки через стороны под­нять вверх (вдох); 2- присесть,  сгруппировавшись и обхватив руками ко­лени (выдох); 3- встать, руки через стороны вверх (вдох); 4- и.п. (выдох).

 

 

Комплекс 2.

1. "Ветер качает ромашки". И.п. - руки за голову. 1-наклон влево;

2- и.п.; 3- наклон вправо; 4- и.п.

2. "Ух, устал". И.п. - стойка ноги врозь, руки поднять вверх над головой. 1- наклониться вниз, произнести "У-х-х! У-х-х!"; 2- и.п., вдох.

3. Прыжки на месте (произвольно).

 

 

Комплекс 3.

1. "Лови комара". И.п. - стойка ноги врозь. 1-слегка сгибая коле­ни, поворот корпуса вправо с хлопком в ладоши (впереди, выше головы);

2-и.п.; 3-4 - повторить в другую сторону.

2. "Паровоз". И.п. - стоя. Ходьба на местё, делая поперечные движения согнутыми руками и приговаривая "Ч-у-х! Ч-у-х! Ч-у-х!. Повто­рить 2-3 раза по 10-15 секунд.

3. И.п. - стоя. Бег или быстрые приседания на месте. Продолжи­тельность 15-20 секунд.

 

 

Физминутка «Близнецы»

Дети встают между партами, кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По моему сигналу они выполняют следующие команды:

присесть

встать

встать на пальчики, опуститься

наклониться влево

наклониться вправо

прогнуться назад

постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене

постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене

открыть глаза и тихо сесть.

(учитель демонстрирует карточки с записями, которые должны сопровождаться определенными движениями учеников)

точка – наклоны головы влево-вправо;

развёрнутый угол - руки в стороны;

прямой угол - руки под углом 90;

острый угол - руки в стороны вверх, образуя острый угол;

тупой угол - руки в стороны, образуя тупой угол.

 

 

“ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА”

Встаньте все. Отдохнём.

1) Отдых будет активным и даже полезным. Упражнение рассчитано на координацию движений. Итак, начали: вначале левой рукой дотроньтесь до правого уха, а потом правой рукой – до кончика носа; затем быстро поменяйте положение рук: правая рука – левое ухо, левая рука – нос. (5 раз).

2) Наложите левую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. В это время правой рукой делайте круговые движения по животу. Действия выполняйте одновременно.

Необычные движения.

Задания вида: как может передвигаться пешеход в гору, с горы, по неровной дороге, как плывет корабль в шторм, в штиль.

 

 

Сюжетно – ролевые игры.

Сюжетно-ролевые игры вводят детей в мир взрослых.

Чаще всего физминутки проводятся в стихах.

Например: “Дружно помогаем маме, мы белье полощем сами.

Потянулись, наклонились, хорошо мы потрудились!”

 

 

Пантомимическая гимнастика.

Связана с подражанием животным, птицам, например:

“Петушок гордый, важный;

 кошка ласковая, она умывается;

 лиса хитрая, она крадется”…

“Сова” – релаксационное упражнение на снятие напряжения с зрительного аппарата и мышц шеи.

И.п.– захватите и сожмите мышцу левого плеча правой рукой, поверните голову и посмотрите через плечо. Изображаем сову, хлопаем глазками, делаем вдох, на выдохе произносим “ух”.

При выполнении этого упражнения происходит воздействие на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, снижение напряжения, расслабление мышц шеи, плечевого пояса, позвоночника, восстановление голосовых связок и снятие утомления со зрительного аппарата.

 

 

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.