logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели урока: 1)сформировать представление о научном методе как совокупности основных способов получения новых знаний; 2) развивать представление о многообразии методов изучения живой природы; 3) пробудить интерес к изучению нового предмета; 4) воспитывать ответственное отношение к практической деятельности.

Предметные результаты:

– умение объяснять значение термина «научный метод»;

– умение понимать суть конкретного метода и сферу его применения.

Метапредметные и личностные результаты

1. Личностные УУД:

смыслообразование («какое значение, смысл имеет для меня учение»);

самоопределение (мотивация учения).

2.  Регулятивные УУД:

умение самостоятельно определять цель учебной деятельности (формулировка и принятие учебных задач урока);

умение обнаруживать и формулировать учебную проблему;

умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Познавательные УУД

умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.);

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

4. Коммуникативные УУД

умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

Учебные задачи урока:

1. Используя информацию, предоставленную учителем, сформулировать и записать определение понятия «научный метод».

2. Используя свой жизненный опыт и сведения, предоставленные учителем, понять суть и оценить спектр применения наблюдения как метода исследования в биологии.

3. Используя свой жизненный опыт и сведения, предоставленные учителем, понять суть и оценить спектр применения эксперимента как метода исследования в биологии.

4. Используя свой жизненный опыт и сведения, предоставленные учителем, понять суть и оценить спектр применения эксперимента как метода исследования в биологии.

5. Формулирование проблемного вопроса, его осознание и проработка в парах или индивидуально (основная учебная задача урока).

6. Применение нового знания в ходе практической деятельности.

7. Формулирование домашнего задания в соответствии с логикой дальнейшего изучения предмета.

Тип урока:

Урок решения учебных задач (урок открытия новых знаний).

Методы:

1. Словесный (беседа, диалог).

2. Наглядный (демонстрация лабораторного оборудования).

3. Практический (поиск информации).

4. Дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

 

Ход урока

 

I. Актуализация знаний, целеполагание

Деятельность учителя

1. Проводит беседу о сути научного метода:

- Ребята, когда люди говорят о методе, который они используют в своей деятельности, речь обычно идёт о совокупности способов действия, использование которой приводит к определённому результату. Эта совокупность способов действия и является методом.

2. Задает вопросы:

- о целях применения различных методов;

- о средствах, необходимых для реализации того или иного метода.

3. Определяет (в ходе диалогового взаимодействия) ключевые слова урока и записывает их:

- В ходе изучения биологии мы с вами будем проводить направленное, подчинённое определённым целям, изучение природных объектов, то есть будем исследовать. Исследованием называется процесс целенаправленного получения знаний.

- Для достижения цели такого исследования необходимо пользоваться научным методом. Иначе результаты исследования не могут быть признаны достоверными.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы. Определяют ключевые слова урока: исследование, научный метод.

II. Изучение нового материала. Наблюдение как метод

Деятельность учителя

1. Объясняет суть данного метода:

- Наблюдаем – значит фиксируем органами чувств или приборами изменение различных параметров изучаемого объекта: внешний вид, внутреннее строение движение, Наблюдая, можно также отслеживать процессы жизнедеятельности и поведение организма.

2. Демонстрирует устройство и способ использования подзорной трубы и микроскопа.

3. Предлагает учащимся самостоятельно определить область применения данных приборов.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы. По указанию учителя формулируют и записывают определение изучаемого понятия.

Эксперимент как метод

Деятельность учителя

1. Объясняет суть данного метода:

- Экспериментом называется проверка на практике нашего предположения (гипотезы) относительно свойств живого организма. Гипотеза, подтвердившаяся в ходе эксперимента, становится теорией.

2. Демонстрирует простейшие опыты на определение физических и химических свойств различных тел и веществ.

3. Предлагает учащимся самостоятельно определить область применения данного метода.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.

По указанию учителя формулируют и записывают определение изучаемого понятия.

Измерение как метод

Деятельность учителя

1. Объясняет суть данного метода:

- Для выяснения качеств организма, выраженных через числа и формулы, необходимо провести измерение. Измерить можно размеры организма, его, массу, температуру и прочее.

2.  Демонстрирует простейшие опыты по измерению физических параметров различных объектов.

3. Предлагает учащимся самостоятельно определить область применения данного метода.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.

По указанию учителя формулируют и записывают определение изучаемого понятия.

Постановка проблемного вопроса, открытие нового знания

Деятельность учителя

1. Задаёт вопрос о многообразии и различиях между различными научными методами в биологии:

- Для чего, по-вашему, ребята, учёные используют такой широкий перечень научных методов?

2. Предлагает учащимся сформулировать вопрос, который является логическим продолжением предыдущего («Учёные каких специальностей используют то оборудование, которое вы сегодня видели?»)

3. Предлагает учащимся сформулировать ответ на поставленный ими вопрос.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.

 Формулируют проблемный вопрос, согласовывают друг с другом и с учителем его формулировку.

Отыскивают ответ на поставленный вопрос.

III. Первичное закрепление нового материала

Деятельность учителя

Предлагает выполнить задания

1. Рассмотрите рисунки учебника. Найдите лабораторное оборудование, которое не демонстрировалось во время урока. 

2. Обсудите в парах назначение и возможности применения этих приборов и инструментов.

3. Задает вопрос:

- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на проблемный вопрос урока вы можете дать?

4. Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы.

Деятельность учащихся

Выполняют задание.

Выполняют задание в парах и затем обсуждают. 

Отвечают на проблемный вопрос урока, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения.

IV. Подведение итого, рефлексия

Деятельность учителя

1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом:

Какой ответ на проблемный вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? Что нового вы узнали на уроке?

2. Оценивает работу учащихся.

Деятельность учащихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

V. Домашнее задание

Деятельность учителя

1. Параграф № 3.

2. Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос: «Чем существенно различаются наблюдение и эксперимент, а что объединяет два этих метода?»

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.