logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели урока: 1) сформировать представление о назначении и правильном использовании увеличительных приборов; 2) развивать представление о многообразии методов изучения живой природы; 3) пробудить интерес к изучению нового предмета; 4) воспитывать ответственное отношение к практической деятельности.

Предметные результаты:

– умение объяснять устройство  и назначение увеличительных приборов;

– умение понимать суть конкретного метода и сферу его применения.

Метапредметные и личностные результаты

1. Личностные УУД:

смыслообразование («какое значение, смысл имеет для меня учение»);

самоопределение (мотивация учения).

2.  Регулятивные УУД:

умение самостоятельно определять цель учебной деятельности (формулировка и принятие учебных задач урока);

умение обнаруживать и формулировать учебную проблему;

умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Познавательные УУД

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

моделирование;

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

4. Коммуникативные УУД

умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.

Учебные задачи урока:

1. Используя информацию, предоставленную учителем, сформулировать значение увеличительных приборов.

2. Используя свой жизненный опыт и сведения, предоставленные учителем, понять суть и оценить спектр применения лупы.

3. Используя свой жизненный опыт и сведения, предоставленные учителем, понять суть и оценить спектр применения светового микроскопа.

4. Используя свой жизненный опыт, сведения, предоставленные учителем, а также информацию из Интернета понять суть и оценить спектр применения электронного микроскопа.

5. Формулирование проблемного вопроса, его осознание и проработка в парах или индивидуально (основная учебная задача урока).

6. Применение нового знания в ходе практической деятельности.

7. Формулирование домашнего задания в соответствии с логикой дальнейшего изучения предмета.

Тип урока:

Урок решения учебных задач (урок открытия новых знаний).

Методы:

1. Словесный (беседа, диалог)

2. Наглядный (демонстрация лабораторного оборудования)

3. Практический (поиск информации)

4. Дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Оборудование:

Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. - М.: Дрофа, 2013; компьютер; экран; маркерная доска; лупа, микроскоп.

Ход урока:

I. Актуализация знаний, целеполагание

Деятельность учителя

1. Проводит беседу о назначении увеличительных приборов:

- Природа наделила человека бесценным инструментом – глазом. Благодаря зрению человек получает около 90% всей информации об окружающем мире. Но не всегда невооружённый глаз даёт достаточную возможность для изучения природы. В каких случаях человеку нужна помощь?

2. Задает вопросы:

- о возможностях увеличительных приборов;

- о спектре их применения.

3. Определяет (в ходе диалогового взаимодействия) ключевые слова урока и записывает их:

- Итак, вы верно назвали увеличительные приборы, необходимые для изучения биологии: лупа и микроскоп.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы. Определяют ключевые слова урока: увеличительные приборы, лупа, микроскоп.

II. Изучение нового материала. Устройство и применение лупы

Деятельность учителя

1. Объясняет устройство лупы:

- Устройство лупы довольно простое. Основная её часть – линза, которая помешается в оправу. Оправа снабжена ручкой. Для использования в лаборатории используют также лупу на подставке – штативе. Она так и называется: штативная лупа.

2.  Демонстрирует правильный способ использования лупы.

3. Предлагает учащимся самостоятельно определить область применения лупы на конкретных примерах в видимом пространстве.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.

По указанию учителя выполняют схематический рисунок лупы, подписывают её части.

Световой микроскоп

Деятельность учителя

1. Объясняет устройство светового микроскопа:

- Основная часть светового микроскопа – тубус (трубка) с окуляром (системой линз, к которой примыкает глаз наблюдателя) и объективом (системой линз, расположенной со стороны изучаемого объекта). Тубус крепится при помощи регулировочных винтов к штативу, на котором также располагается предметный столик с зажимами. Сюда помещается изучаемый объект. Свет настраивается при помощи зеркала. В современных микроскопах предусмотрено освещение при помощи электрической лампочки.

2.  Демонстрирует правильный способ настройки и использования светового микроскопа.

3. Предлагает учащимся самостоятельно определить область применения светового микроскопа на конкретных примерах в видимом пространстве.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы. По указанию учителя подписывают части светового микроскопа на заранее выданных учителем шаблоны. Шаблоны необходимо вклеить в тетрадь.

Электронный микроскоп

Деятельность учителя

1. Объясняет принципиальное отличие электронного микроскопа от светового:

- Световой поток в электронном микроскопе заменяется на поток заряженных частиц – электронов.

2. Предлагает учащимся самостоятельно определить область применения электронного микроскопа.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.

Постановка проблемного вопроса, открытие нового знания

Деятельность учителя

1. Задаёт вопрос о многообразии биологических объектов, исследуемых при помощи увеличительных приборов.

2. Предлагает учащимся сформулировать вопрос, который является логическим продолжением предыдущего («Какие объекты удобнее рассматривать с помощью лупы, светового микроскопа, электронного микроскопа?»)

3. Предлагает учащимся сформулировать ответ на поставленный ими вопрос.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы. Формулируют проблемный вопрос, согласовывают друг с другом и с учителем его формулировку. Отыскивают ответ на поставленный вопрос.

III. Первичное закрепление нового материала

Деятельность учителя

Предлагает выполнить задания

1. Рассмотрите рисунки учебника (стр. 23-24). Найдите сходство и различия в устройстве штативной лупы, светового и электронного микроскопа.

2. Обсудите в парах причины такого сходства и различия.

3. Задает вопрос:

- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на проблемный вопрос урока вы можете дать?

4. Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы.

Деятельность учащихся

Выполняют задание.

Выполняют задание в парах и затем обсуждают. 

Отвечают на проблемный вопрос урока, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения.

IV. Подведение итогов, рефлексия

Деятельность учителя

1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом:

- Какой ответ на проблемный вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? Что нового вы узнали на уроке?

2. Оценивает работу учащихся.

Деятельность учащихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

V. Домашнее задание

Деятельность учителя

1. Параграф №4.

2. Подготовьте сообщения об истории создания увеличительных приборов.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.