Цели урока: 1) сформировать представление о единстве химического состава клетки; 2) развивать представление о круговороте веществ в природе; 3) воспитывать чувство ответственности за сохранение жизни как явления; 4) воспитывать ответственное отношение к живой природе.

Предметные результаты:

– знание и понимание сути химического состава живого мира;

– умение объяснять понятия «химический элемент», «вещество», «неорганическое вещество», «органическое вещество».

Метапредметные и личностные результаты

1. Личностные УУД:

смыслообразование («какое значение, смысл имеет для меня учение»);

нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

2.  Регулятивные УУД:

умение самостоятельно определять цель учебной деятельности (формулировка и принятие учебных задач урока);

умение обнаруживать и формулировать учебную проблему;

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Познавательные УУД

структурирование знаний;

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

моделирование;

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

4. Коммуникативные УУД

умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.

Учебные задачи урока:

1. Используя информацию, полученную на уроке, оформить представление о единстве химического состава живых организмов.

2. Используя информацию, полученную на уроке, оформить представление об элементном химическом составе живых организмов.

3. Используя информацию, полученную на уроке, оформить представление о неорганическом составе живых организмов.

4. Используя информацию, полученную на уроке, оформить представление об органическом составе живых организмов.

5. Наблюдая демонстрационные опыты, сделать выводы о доказуемости единства химического состава живых организмов.

6. Формулирование проблемного вопроса, его осознание и проработка в парах или индивидуально (основная учебная задача урока).

7. Используя свой жизненный опыт и сведения, предоставленные учителем, ответить на вопрос: «О чём может свидетельствовать схожий химический состав различных живых организмов?»

8. Применение нового знания в ходе практической деятельности.

9. Формулирование домашнего задания в соответствии с логикой дальнейшего изучения предмета.

Тип урока:

Урок решения учебных задач (урок открытия новых знаний).

Методы:

Словесный (беседа, диалог)

Наглядный (демонстрация опытов).

Практический (поиск информации)

Дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Ход урока

Актуализация знаний, целеполагание

Деятельность учителя

1. Проводит беседу о единстве химического состава живых организмов:

- Ребята, при всём разнообразии внешнего вида и внутреннего строения живых организмов наблюдается так называемое единство химического состава организмов, то есть вещества, входящие в состав разных организмов, одинаковые или близки по строению.

2. Задает вопросы:

- о том, что известно учащимся по данному вопросу;

- о значении выражения «химический состав».

3. Определяет (в ходе диалогового взаимодействия) ключевые слова урока и записывает их:

- Сегодня на уроке нам необходимо будет усвоить, каков химический состав живых организмов, а также что такое вещество.

Деятельность учащихся

Определяют ключевые слова урока: химический состав клетки, вещества.

I. Изучение нового материала. Элементный химический состав клетки

Деятельность учителя

1. Рассказывает о химических элементах, входящих в состав живых организмов:

- Сейчас на Земле известно более ста химических элементов. Из их атомов состоят все вещества, встречающиеся на Земле. 80 химических элементов обнаружены в составе живых организмов. При этом четыре из них – углерод, водород, азот и кислород составляют около 98% массы любого организма. Остальные химические элементы встречаются в живых организмах в малых количествах.

2. Предлагает учащимся самостоятельно определить область применения и значимость данных сведений.

Деятельность учащихся

Неорганические вещества, входящие в состав живых организмов

Деятельность учителя

1. Объясняет нахождение и роль в клетке воды и минеральных солей:

- Вода составляет в среднем 80% массы клетки (в одних – больше, в других - меньше). Вода служит универсальным растворителем, благодаря её наличию в клетках идут химические реакции, производится доставка веществ и выведение продуктов жизнедеятельности.

2.  Выполняет на доске записи по данному вопросу.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы. По указанию учителя выполняют записи в тетради.

Органические вещества, входящие в состав живых организмов

Деятельность учителя

1. Объясняет нахождение и роль в клетке белков, жиров и углеводов:

- Нахождение этих веществ в различных организмах неодинаково и зависит от выполняемых этими веществами функций: белки – строительный материал, иммунитет, движение, перенос кислорода; жиры – теплоизоляторы, внутренний запас воды, энергетический запас; углеводы – строительный материал, энергетический запас.

2.  Выполняет на доске записи по данному вопросу.

Деятельность учащихся

II. Определение неорганических и органических веществ в составе живых организмов (опыты)

Деятельность учителя

1. Демонстрирует простейшие опыты на определение наличия воды и минеральных солей в составе живых организмов.

2. Демонстрирует простейшие опыты на определение наличия белков, жиров и углеводов в составе живых организмов.

3. Предлагает учащимся самостоятельно оценить значимость полученных ими сведений о качественных реакциях.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы, делают выводы по результатам демонстрационных опытов.

Постановка проблемного вопроса, открытие нового знания

Деятельность учителя

1. Задаёт вопрос о том, что общего мы уже наблюдали у всех живых организмов.

2. Предлагает учащимся сформулировать вопрос, который является логическим продолжением предыдущего («О чём свидетельствует схожий химический состав различных живых организмов?»)

3. Предлагает учащимся сформулировать ответ на поставленный ими вопрос.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы. Формулируют проблемный вопрос, согласовывают друг с другом и учителем его формулировку. Отыскивают ответ на поставленный вопрос.

III. Первичное закрепление нового материала

Деятельность учителя

1. Предлагает выполнить задания:

Ответьте на вопросы № 3-7 на стр. 38. При затруднениях используйте текст параграфа № 6.

2. Задает вопрос:

- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на проблемный вопрос урока вы можете дать?

3. Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы.

Выполняют задание.

Отвечают на проблемный вопрос урока, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения.

Рефлексия

Деятельность учителя

1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

Какой ответ на проблемный вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? Что нового вы узнали на уроке?

2. Оценивает работу учащихся.

Деятельность учащихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Домашнее задание

1. Параграф №6.

2. Рассмотрите диаграммы на стр. 36 – 37 учебника. Чем отличается химический состав тел живой и неживой природы?