logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели урока: дать представление о многообразии организмов, их распространении на Земле, познакомить учащихся с основными царствами живой природы.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

— основные признаки представителей царств живой природы.

Учащиеся должны уметь:

— определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

— устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

— различать изученные объекты в природе, на таблицах.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

— самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 минуты.

Оборудование: коллекции, гербарии, муляжи, интерактивная доска.

Ход урока

Проверка домашнего задания, актуализация субъективного опыта учащихся.

Закрепление изученного материала.

Итог урока, оценки, задание на дом.

I. Организационный момент, изучение нового материала.

Деятельность учителя

Посмотрите вокруг и вы наверняка увидите представителей живой природы. Возле дома растут деревья, травы, кустарники, в небе летают птицы, а в воздухе жужжат и порхают насекомые. Взгляните на экваториальные джунгли, смешанный лес, африканскую саванну или коралловый риф. Все эти сообщества образованы живыми организмами.

Деятельность учащихся

Вступают в  невербальный контакт с учителем

Разнообразие организмов, населяющих Землю, их распространение по ее поверхности.

Деятельность учителя

Мир живой природы бесконечно разнообразен. Попробуйте составить список известных вам животных или растений. Наверняка он займет не одну страницу. И это не случайно. На земле существует огромное количество видов живых организмов. В настоящее время ученым известно около 2,5 миллионов видов живых организмов. Однако они предполагают, что на земле существует не менее 7 миллионов видов живых существ. Просто большая часть из них еще не открыта, поэтому, у каждого из вас есть шанс стать первооткрывателем неизвестного живого существа.

Деятельность учащихся

Отвечают, высказывают свои предположения, предъявляют доказательства к своим предположениям

Многообразие живого и наука систематика. Вид – основная единица  в классификации живых организмов.

Деятельность учителя

Систематика позволяет упорядочивать различные объекты. Рассмотрим следующий пример. Допустим, мне нужно навести порядок на моем рабочем столе, где находятся различные учебные материалы. Я могу сложить мои книги. Используя цветовой принцип или сгруппировать их, используя размер учебника. А могу использовать содержательный принцип – то есть сложить в одну стопку книги по одному предмету.

Деятельность учащихся

Отвечают, высказывают свои предположения

Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные.

Деятельность учителя

Тоже самое и в классификации живых организмов. Есть классификации, в которых живые организмы объединяют в группы на основании их пользы или вреда для человека. Можно распределять живые организмы на группы используя алфавитный принцип. Но все-таки основой систематикой живой природы является та, которая распределяет живые организмы по группам на основании их сходства и родства. Еще древние люди учились разделять растения на съедобные и несъедобные. А животных на опасных и не опасных. Так возникла практическая систематика, некоторыми принципами которой мы пользуемся до сих пор. Всем нам известны такие понятия как лекарственные растения или съедобные грибы. Но ученые используют в систематике следующие принципы: объединение животных или растений в группы на основании их сходства и родства.

Деятельность учащихся

Отвечают, повторяют материал предыдущих уроков, слушают.

Деятельность учителя

Взгляните на следующие изображения: лев, тигр, домашняя кошка, гепард. Наверняка вы обратили внимание на сходство этих животных. И это не случайно. Ведь все они, несмотря на различные размеры, окраску являются родственниками. Поэтому ученые объединяют этих животных в одну большую систематическую группу, которая называется «семейство». Но все-таки каждое из этих животных отличается от своих сородичей. Поэтому существует основное понятие систематики – вид. Вид – это группа особей, сходных по внешнему и внутреннему строению, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство и проживающих на определенной территории. Поэтому каждое из этих животных относится к отдельному виду.

Деятельность учащихся

Дают определение вида вместе с учителем.

Деятельность учителя

Сходные виды живых организмов объединяют в рода. Рассмотри пример: перед вами два растения. Нетрудно заметить, что они отличаются друг от друга, то есть, относятся к разным видам. Однако, форма листовой пластинки, строение стебля, потребности в освещенности и влаге у этих растений довольно схожи. Это означает, что их можно объединить в один род. Сходные виды объединяют в рода, рода  - в семейства, семейства – в отряды.

Деятельность учащихся

Слушают учителя

Деятельность учителя

Самая крупная систематическая категория – царство. Ученые выделяют четыре царства живой природы. Это растения, животные, грибы  и бактерии.

Деятельность учащихся

Слушают, составляют схему в тетради

Деятельность учителя

Практически в каждом царстве живой природы есть одноклеточные организмы, состоящие из одной клетки и многоклеточные, тело которых состоит из множества клеток. Допустим, в царстве грибов примером одноклеточных организмов являются хорошо известные нам дрожжи, которые состоят из одной клетки, а примером многоклеточных организмов являются такие грибы как трутовик и мухомор.

Деятельность учащихся

Приводят примеры

II. Подведение итогов.

Деятельность учителя

Систематика – это наука, занимающаяся распределением живых организмов по группам. Основной единицей систематики является вид. Ученые делят живую природу на четыре царства: Растения, Животные, грибы, Бактерии. Почти в каждом царстве есть одноклеточные и многоклеточные организмы.

Деятельность учащихся

Слушают, анализируют.

III. Домашнее задание.

Деятельность учителя

Запишите как можно больше известных вам растений, животных, грибов и бактерий.

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.