logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели урока: 1) познакомить учащихся с современными взглядами на развитие жизни на Земле, с древними животными, населявшими планету; 2) дать представление об особенностях строения  и жизнедеятельности грибов, их роли в природе и жизни человека; 3) познакомить с правилами сбора грибов, отличиями съедобных и ядовитых грибов.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

— основные признаки представителей царства Грибы.

Учащиеся должны уметь:

— определять принадлежность биологических объектов к царству Грибы;

— устанавливать черты сходства и различия у представителей царства Грибы;

— различать изученные объекты в природе, на таблицах;

— устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

— объяснять роль представителей царства Грибы в жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

— самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 минуты.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, муляжи грибов.

 

Ход урока

I. Организационный момент, изучение нового материала.

Деятельность учителя

Когда мы произносим слово «грибы», обычно вспоминаем подберезовики, лисички, маслята, которые наверняка видел и собирал каждый. Грибы не похожи ни на растения, ни на животных. Они образуют особое царство.

Деятельность учащихся

Вступают в  невербальный контакт с учителем.

Особенности строения грибов.

Деятельность учителя

Обычно грибом называют ту часть, которая возвышается над почвой. Однако, это лишь часть гриба, так называемое плодовое тело. Основная же часть гриба находится в почве и называется грибница. Грибница состоит из множества тонких нитей, переплетенных другом с другом. А плодовое тело состоит из шляпки и ножки.

Деятельность учащихся

Отвечают, высказывают свои предположения, предъявляют доказательства к своим предположениям.

Особенности процессов жизнедеятельности грибов. Совместное питание шляпочных грибов и деревьев.

Деятельность учителя

Возможно, вы замечали, что некоторые грибы растут рядом с определенными деревьями. На это указывают даже их названия. Подберезовик растет рядом с березами, подосиновик – с осинами. Такая дружба между грибами и деревьями не случайна, между грибницей гриба и корнями дерева существует тесная взаимосвязь. Нити грибницы поглощают из почвы воду и минеральные соли и снабжают этими веществами дерево. А оно, в свою очередь, обеспечивает гриб необходимыми органическими веществами.

Деятельность учащихся

Отвечают, высказывают свои предположения.

Деятельность учителя

Размножение грибов происходит с помощью спор, которые образуются в специальных органах. У шляпочных грибов споры находятся под шляпкой. Созревая, они высыпаются и, попав в почву, прорастают. Кроме того, грибы могут размножаться и частями грибницы.

Деятельность учащихся

Отвечают, повторяют материал предыдущих уроков.

Плесневые грибы. Дрожжи.

Деятельность учителя

Помимо шляпочных грибов, в природе встречаются и другие. Например, на испортившихся продуктах, можно увидеть белую плесень. Это гриб мукор. Его тело – это одна, сильно разросшаяся клетка. К плесневым грибам относится и пеницилл, который используется для получения ценных лекарств. Необычный для грибов вид имеют дрожжи. Каждый такой гриб представлен микроскопической клеткой округлой формы. Но, тем не менее, дрожжи – это также живые организмы. Убедиться в этом поможет следующий опыт. Возьмем емкость с водой и добавим туда немного дрожжей. Поместим в емкость датчик кислорода. Увидим, что количество кислорода в колбе уменьшается. Затем поместим туда датчик углекислого газа. Его количество наоборот, увеличивается. Уменьшение количества кислорода и увеличение количества углекислого газа свидетельствует о том, что дрожжи дышат, а это один из признаков живых организмов.

Деятельность учащихся

Перечисляют названия грибов вместе с учителем. Приводят примеры из личного опыта, о том, где можно встретить  грибы.

Съедобные и ядовитые грибы. Отличительные признаки. Правила сбора грибов.

Деятельность учителя

Все грибы можно разделить на съедобные и несъедобные. Собирать и употреблять в пищу можно только съедобные грибы. Однако, не стоит собирать старые съедобные грибы, а также те, которые растут вблизи автомобильных дорог. Такими грибами можно отравиться. Наиболее опасны ядовитые грибы. К ним относят мухомор, бледную поганку, ложный опенок. При употреблении в пищу ядовитых грибов можно умереть.

Деятельность учащихся

Записывают в тетеради.

Роль грибов в природе и жизни человека.

Деятельность учителя

Роль грибов в природе очень велика. Они, как и бактерии, превращают мертвые остатки организмов в минеральные вещества, доступные для растений.

Деятельность учащихся

Слушают, запоминают.

Деятельность учителя

Люди употребляют грибы в пищу, используют их для получения продуктов питания, лекарств. Например, дрожжи необходимы при приготовлении хлеба, вина, пива. Также, в природе существуют грибы-паразиты. Они вызывают болезни у человека, животных, растений. Эти грибы наносят большой вред сельскому и лесному хозяйству.

Деятельность учащихся

Слушают, делают записи.

Домашнее задание

Деятельность учителя

А в качестве домашнего задания, я предлагаю вам заполнить таблицу «Значение грибов».

Деятельность учащихся

Записывают задание.

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.