Цели урока: 1) познакомить учащихся с современными взглядами на развитие жизни на Земле, с древними животными, населявшими планету; 2) дать представление об особенностях строения и жизнедеятельности грибов, их роли в природе и жизни человека; 3) познакомить с правилами сбора грибов, отличиями съедобных и ядовитых грибов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
— основные признаки представителей царства Грибы.
Учащиеся должны уметь:
— определять принадлежность биологических объектов к царству Грибы;
— устанавливать черты сходства и различия у представителей царства Грибы;
— различать изученные объекты в природе, на таблицах;
— устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
— объяснять роль представителей царства Грибы в жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
— самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 минуты.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, муляжи грибов.
Ход урока
I. Организационный момент, изучение нового материала.
Деятельность учителя
Когда мы произносим слово «грибы», обычно вспоминаем подберезовики, лисички, маслята, которые наверняка видел и собирал каждый. Грибы не похожи ни на растения, ни на животных. Они образуют особое царство.
Деятельность учащихся
Вступают в невербальный контакт с учителем.
Особенности строения грибов.
Деятельность учителя
Обычно грибом называют ту часть, которая возвышается над почвой. Однако, это лишь часть гриба, так называемое плодовое тело. Основная же часть гриба находится в почве и называется грибница. Грибница состоит из множества тонких нитей, переплетенных другом с другом. А плодовое тело состоит из шляпки и ножки.
Деятельность учащихся
Отвечают, высказывают свои предположения, предъявляют доказательства к своим предположениям.
Особенности процессов жизнедеятельности грибов. Совместное питание шляпочных грибов и деревьев.
Деятельность учителя
Возможно, вы замечали, что некоторые грибы растут рядом с определенными деревьями. На это указывают даже их названия. Подберезовик растет рядом с березами, подосиновик – с осинами. Такая дружба между грибами и деревьями не случайна, между грибницей гриба и корнями дерева существует тесная взаимосвязь. Нити грибницы поглощают из почвы воду и минеральные соли и снабжают этими веществами дерево. А оно, в свою очередь, обеспечивает гриб необходимыми органическими веществами.
Деятельность учащихся
Отвечают, высказывают свои предположения.
Деятельность учителя
Размножение грибов происходит с помощью спор, которые образуются в специальных органах. У шляпочных грибов споры находятся под шляпкой. Созревая, они высыпаются и, попав в почву, прорастают. Кроме того, грибы могут размножаться и частями грибницы.
Деятельность учащихся
Отвечают, повторяют материал предыдущих уроков.
Плесневые грибы. Дрожжи.
Деятельность учителя
Помимо шляпочных грибов, в природе встречаются и другие. Например, на испортившихся продуктах, можно увидеть белую плесень. Это гриб мукор. Его тело – это одна, сильно разросшаяся клетка. К плесневым грибам относится и пеницилл, который используется для получения ценных лекарств. Необычный для грибов вид имеют дрожжи. Каждый такой гриб представлен микроскопической клеткой округлой формы. Но, тем не менее, дрожжи – это также живые организмы. Убедиться в этом поможет следующий опыт. Возьмем емкость с водой и добавим туда немного дрожжей. Поместим в емкость датчик кислорода. Увидим, что количество кислорода в колбе уменьшается. Затем поместим туда датчик углекислого газа. Его количество наоборот, увеличивается. Уменьшение количества кислорода и увеличение количества углекислого газа свидетельствует о том, что дрожжи дышат, а это один из признаков живых организмов.
Деятельность учащихся
Перечисляют названия грибов вместе с учителем. Приводят примеры из личного опыта, о том, где можно встретить грибы.
Съедобные и ядовитые грибы. Отличительные признаки. Правила сбора грибов.
Деятельность учителя
Все грибы можно разделить на съедобные и несъедобные. Собирать и употреблять в пищу можно только съедобные грибы. Однако, не стоит собирать старые съедобные грибы, а также те, которые растут вблизи автомобильных дорог. Такими грибами можно отравиться. Наиболее опасны ядовитые грибы. К ним относят мухомор, бледную поганку, ложный опенок. При употреблении в пищу ядовитых грибов можно умереть.
Деятельность учащихся
Записывают в тетеради.
Роль грибов в природе и жизни человека.
Деятельность учителя
Роль грибов в природе очень велика. Они, как и бактерии, превращают мертвые остатки организмов в минеральные вещества, доступные для растений.
Деятельность учащихся
Слушают, запоминают.
Деятельность учителя
Люди употребляют грибы в пищу, используют их для получения продуктов питания, лекарств. Например, дрожжи необходимы при приготовлении хлеба, вина, пива. Также, в природе существуют грибы-паразиты. Они вызывают болезни у человека, животных, растений. Эти грибы наносят большой вред сельскому и лесному хозяйству.
Деятельность учащихся
Слушают, делают записи.
Домашнее задание
Деятельность учителя
А в качестве домашнего задания, я предлагаю вам заполнить таблицу «Значение грибов».
Деятельность учащихся
Записывают задание.
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/