logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель:  Формирование знаний о строении, разнообразии и значении водорослей.

Результаты обучения:

Предметные:

Учащиеся научатся выделять особенности царства растения, иметь представление об одноклеточных и многоклеточных организмах;

описывать признаки водорослей;

сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки и черты различия;

понимать значение водорослей в природе и в жизни человека.

Метапредметные и личностные результаты:

1. Личностные УУД:

формирование «стартовой» мотивации к изучению нового раздела;

2. Регулятивные УУД:

осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению;

самостоятельное видение учебной проблемы;

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;

ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля.

3. Познавательные УУД:

ребенок умеет слушать и слышать;

владеет поиском и способностью выделять необходимую информацию;

ученик может структурировать найденную информацию;

сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника;

получает возможность  классифицировать, умеет устанавливать причинно - следственные связи.

4. Коммуникативные УУД:

ребенок умеет слушать и слышать;

умеет выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;

Тип урока: урок изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный урок.

Ход урока

Вступительное слово

Учитель

Настрой на учебную деятельность.

Ученики

Вступают в  невербальный контакт с учителем

 Актуализация знаний

Учитель

В процессе эволюции на нашей планете Земля сформировалось огромное разнообразие живых организмов и часть из них уникальны – они могут самостоятельно синтезировать питательные вещества, используя энергию солнечного света.

Такая группа живых организмов называется – растения, а процесс – фотосинтез.

Отличительная особенность – пигмент зелёного цвета – хлорофилл, именно с помощью него осуществляется сложный процесс питания растений. Он возможен только при наличии солнечного света, и в ходе него в атмосферу также выделяется газ кислород.

Ученики

Отвечают, высказывают свои предположения, предъявляют доказательства к своим предположениям

Постановка учебной темы.

Учитель

Не все зеленые растения появились на Земле одномоментно. В далеком прошлом жизнь возможна была лишь в водной среде и первые растительные организмы были жителями водной среды. О них сегодня и будет наш разговор.

Ученики

Высказывают свои предположения

 Введение нового материала

Учитель

Водоросли – многочисленная и разнообразная группа растений (СЛАЙД водоросли на камнях, на речном и океаническом дне, цветущий пруд, водоросли на стволе дерева). Обитатели водоёмов, однако, можно встретить на поверхности почвы, коре деревьев, заборах, крышах и даже на снегу.

Внимание! Отличительная особенность – тело водоросли не имеет тканей и органов. Оно называется слоевище и похоже на пластину, которая свободно плавает в толще воды или прикрепляется при помощи выростов тела – ризоидов (СЛАЙД Ламинарии). А размножаются чаще всего при помощи спор.

Ученики

Сопоставляют новую информацию с материалом изученным раннее; повторяют материал предыдущих уроков, обращают внимание на научную информативность  названия строения водорослей.

Изучение нового материала, через организацию

исследовательской деятельности

Учитель

Рассмотрите под микроскопом строение нитчатой водоросли. Ребята, при помощи учебника узнайте строение клетки водоросли.

Ученики

Делают зарисовку клетки водоросли, подписывают составные части.

Расширение нового материала с опорой на жизненный опыт учащихся

Учитель

А теперь мы познакомимся с некоторыми представителями отдела Водоросли. Внимательно послушайте и кратко запишите важную информацию.

Вы наблюдали летом «цветение» воды в лужах и прудах, а при сильном освещении и в аквариуме (СЛАЙД «цветение» воды). «Цветущая» вода имеет изумрудный оттенок. Под микроскопом в капле воды видно множество одноклеточных зелёных водорослей, которые и придают ей изумрудный цвет.

В «цветении» воды чаще всего встречается одноклеточная водоросль Хламидомонада. Передвигается она при помощи жгутика (СЛАЙД Хламидомонада).

В пресных водоемах можно встретить и другую водоросль –  хлореллу (СЛАЙД Хлорелла), а также ту, что мы называем «тиной». Это Спирогира (СЛАЙД Спирогира). Таллом Спирогиры состоит из ряда клеток, вытянутых как нить, отсюда и название – нитчатые водоросли. Все водоросли способствуют насыщению воды кислородом, который выделяется в результате фотосинтеза.

Есть водоросли обитающие исключительно в соленных водах, например, Ламинария и Порфира.

Ламинарию ещё называют Морская капуста (СЛАЙД Ламинария и консервы из Ламинарии). С незапамятных времен она используется в пищу людьми, что живут рядом с морем. Сегодня из-за высокого содержания в ней элемента йода, её специально для употребления в пищу разводят на морских плантациях. Бурой окраски слоевище может достигать длиной 20 метров, есть ризоиды.

А вот Порфира – не бурая, а красная водоросль. Из неё изготавливают вещество агар-агар, он используется в пищевой промышленности, например, для изготовления зефира, а также в бумажной и текстильной промышленности.

Водоросли – дом, убежище для многих животных, здесь происходит икрометание.

А как человек использует водоросли в интересах своей жизнедеятельности. О чём-то я вам рассказала, о чём –то вы знаете сами, узнать больше – поможет текст учебника.

Ученики

Рассказ с перечислением представителей отдела Водоросли. Ученики делают краткие записи по ходу рассказа.

Закрепление нового материала (первичное)

Учитель

Составьте таблицу: значение водорослей в природе и в жизни человека.

Ученики

Работают с текстом учебника, со своими конспектами, заполняют таблицу.

Проверка по эталону

Учитель

Молодцы, я не сомневаюсь, что вы справились и много записали важной информации. А теперь сверим свои ответом с итоговой таблицей.

Ученики

Сравнивают, дописывают данные в таблицу.

Закрепление нового материала

Учитель

Попробуйте закончить  предложения:

Водорослям необходим солнечный свет для процесса….. (фотосинтеза);

тело водоросли называется…..(слоевище);

пластиды водорослей называются …… (хроматофоры);

водоросли чаще всего размножаются при помощи….. (спор);

«цветение» воды вызывает водоросль…….. (хламидомонада);

тиной называют водоросль……… (спирогира);

морская капуста это водоросль……(ламинария);

какая связь между космонавтами и водорослями……(ответ школьникам не известен).

Ответ вызвал затруднение? Это ваше домашнее задание.

Ученики

Предлагают свои ответы, проверят их правильность.

Завершение урока

Учитель

Чтобы найти ответ на последний вопрос, вам необходимо дома самостоятельно узнать: «Какая есть взаимосвязь между водорослями и космонавтами?». А также найти информацию об уникальных экстрималах – водорослях, обитающих при низкой температуре среды, высоком давлении, и др.

До новых встреч. Познавайте и удивляйтесь совершенству природы!

Ученики

Запись домашнего задания.

Приложение 1. Значение водорослей в природе и в жизни человека.

В природе

В хозяйственной деятельности человека

1. Насыщение кислородом толщи воды, а также воздуха над водоёмом.

2. Корм для водных животных.

3. Морские водоросли – убежище для многих водных животных.

1. Пища для человека.

2. Сырье для получение агар-агара.

3. Сырье для пищевой, фармацевтической, кондитерской промышленности.

4. Биологическая очистка сточных вод.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.