logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель урока: Ознакомить учащихся с особенностями отдела папоротниковидные, их строением, жизнедеятельностью, многообразием, средой.

Планируемые результаты:

Предметные:

Учащиеся узнают о моховидных как представителях высших споровых растений, их разнообразии, размножении и значении в природе и жизни человека.

Метапредметные и личностные результаты:

1. Личностные УУД:

сформированный познавательный интерес, направленный на изучение растений; умения строить рассуждения;

продолжает формироваться научное мировоззрение;

могут использовать приобретенные знания для ориентации в хвойном и лиственном лесах.

2. Регулятивные УУД:

осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению;

самостоятельное видение учебной проблемы;

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;

ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля;

оценивание своих учебных достижений.

3. Познавательные УУД:

самостоятельно проводят исследования , анализирует, делают выводы;

владеют поиском и способностью выделять необходимую информацию;

ученики могут структурировать найденную информацию;

сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника;

получают возможность  классифицировать, умеют устанавливать причинно - следственные связи.

4. Коммуникативные УУД:

используют для решения задач различные источники информации;

умеют выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, живой объект мхов.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный урок.

Ход урока

Вступительное слово

Деятельность учителя

Настрой на учебную деятельность.

Деятельность учащихся

Вступают в  невербальный контакт с учителем.

Вступительное слово, создание познавательной ситуации

Деятельность учителя

Здравствуйте друзья!

Вы слышали о празднике восточных славян, посвященный летнем солнцестоянию и наивысшему расцвету природы? Это праздник Ивана Купалы.

Если верить легенде - один раз в год 7 июля, в ночь на Ивана Купалу, на поляне среди дремучего леса распускается папоротник. перунов огнецвет. Посередине раскинувшихся листьев, словно светящийся уголек, появляется цветочная почка. Растет это диво прямо на глазах. И ровно в полночь с треском раскрывается, озаряя дивным светом всю поляну и громом сотрясая воздух и землю. Человек завладевший этим цветком, может понимать язык животных, видеть все клады, как бы глубоко они не спрятаны.

Сегодня на уроке мы с вами сделаем открытие! Ведь тема нашего урока – папоротники.

Деятельность учащихся

Слушают, отвечают , высказывают свои предположения, предъявляют доказательства к своим предположениям.

Введение нового материала. Характеристика отдела Папоротниковидные.

Деятельность учителя

Папоротниковидные – или просто – папоротники встречаются в тенистых лесах в нижнем ярусе, можно встретить на болотах, в реках, озерах. Сегодня их насчитывают примерно 1200 видов. Это небольшие многолетние, травянистые растения, которые нуждаются в условиях высокой влажности.

У папоротников хорошо развито корневище, есть укороченный стебель и красивые перистые листья. Интересно, что молодой лист папоротника вначале свернут улиткой.

Повсеместно на территории  России встречается папоротник – Щитовник мужской, длина листьев в среднем 1-1, 5 м. Длина листьев папоротника азоллы лишь 12 мм, растет он в водоемах Центральной Америки. А вот в Новой Зеландии растут папоротники древовидной формы рода циатеа. Листья у них более 5 м., а сами растения в высоту достигают – 40 м., скажем как наши берёза или тополь.

Деятельность учащихся

Ведут запись, обращают внимание на научную информативность терминов.

Деятельность учителя

Размножаются папоротники при помощи спор. На нижней стороне листа папоротников, во взрослом состоянии появляются домики для спор – СОРУСЫ. А вот цветков и семян у папоротников нет!

Первичное закрепление материала

Деятельность учителя

Итак, в своих тетрадях дополните, пожалуйста, предложения:

- к этому моменту я узнал, что…..

- мне интересно знать, почему…..

Итак, папоротники:

- около 1200 видов;

- многолетние, травянистые растения;

- есть корневище, стебель, листья; цветков и семян нет;

- сорусы – место образования спор;

условия жизни связаны с влажной средой.

Деятельность учащихся

Дополняют предложения, сверят свои записи с эталоном.

Расширение нового материала. Образование каменного угля. Значение папоротниковидных.

Деятельность учителя

Знаете ли вы, что папоротниковидные – это очень древняя группа растений. 300 млн. лет назад в палеозойскую эру самыми большими споровыми растениями были именно древние папоротники. Они были высотой более 40 метров, а толщина ствола – 2 метра.

Деятельность учащихся

Активное, анализирующее слушанье, с последующим ответом на проблемный вопрос.

Деятельность учителя

Суша состояла из мелких рек и болот, а климат был влажный тропический. Отмирая гигантские папоротники и родственные им хвощи и плауны падали в воду, прессовались и без доступа кислорода дали начало полезному ископаемому – каменный уголь. Подумайте, а почему сегодня образование каменного угля невозможно?

Деятельность учителя

Значение папоротниковидных: сделайте самостоятельную запись при работе с учебником:

(-источник кислорода;

-в промышленности для получения лаков и пластмасс;

-в ландшафтном дизайне и оформление цветочных композиций;

- в медицине как глистогонное средство;

- молодые листья употребляют в пищу;

-каменный уголь – топливо).

Деятельность учащихся

Самостоятельная работа с учебником.

Подведение итогов. Рефлексия.

Деятельность учителя

Помните, в тетрадях вы записали: «Мне интересно знать, почему…..». Если вы на уроке не получили ответ на этот вопрос, то это ваше домашнее задание.

А вот прокомментировать легенду о цветке папоротника мы доказательно можем!

В природе существуют два весьма редких вида папоротника — ужовник и гроздовник, один из них занесён в Красную книгу Подмосковья. И по внешнему виду они вновь и вновь заставляют людей обращаться к легенде. Я думаю, вы справитесь с верным определением!

И хочу сказать - верьте в чудеса! Они вокруг нас – это наш восхитительный, потрясающий мир природы!

Деятельность учащихся

Получают познавательное задание.

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.