logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели урока: сформировать представление о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред и заселении их различными организмами, раскрыть особенности каждой среды и приспособленности организмов к ней.

Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные среды обитания живых организмов;

Учащиеся должны уметь:
— сравнивать различные среды обитания;
— характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
— выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
— наблюдать за живыми организмами.

Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— находить и использовать причинно-следственные связи;
— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, коллекции

Ход урока:
I.
II. Проверка домашнего задания, актуализация субъективного опыта учащихся.
III. Изучение нового материала.

Особенности наземно-воздушной среды. Приспособленность растений и животных к жизни в наземно-воздушной среде.

Водные животные, особенности их строения и жизнедеятельности, обеспечивающие их обитание в водной среде. Примеры приспособленности животных к водной среде.

IV. Закрепление изученного материала.
V. Итог урока, оценки, задание на дом.

Организационный момент, изучение нового материала.

Деятельность учителя

Гуляя в лесу или в парке, вы вряд ли задумывались, что находитесь … в наземно-воздушной среде. Но ведь именно так ученые называют тот дом для живых существ, который образован поверхностью земли и воздухом. Плавая в реке или в озере, вы попадете еще в одну среду обитания – водную. А когда, помогаете взрослым перекапывать почву в огороде, видите под ногами почвенную среду.
Итак, вокруг нас три среды обитания, с которыми неразрывно связана жизнь большинства обитающих на нашей планете организмов. Каждая среда обитания обладает своими особенностями. К наиболее важным для живых существ относятся количество кислорода, количество влаги, температура. Давайте познакомимся со средами обитания подрбнее.

Деятельность учащихся

Вступают в  невербальный контакт с учителем.

Многообразие сред обитания. Наземно-воздушная среда.

Деятельность учителя

В наземно-воздушной среде достаточно кислорода, зато часто не хватает влаги. Особенно мало ее в степях и пустынях. Поэтому  растения и животные засушливых мест имеют приспособления для добывания, запасания и экономного расходования влаги. Взгляните на кактус. Его толстый стебель служит для запасания воды, а листья в форме колючек для ее экономного расходования. В наземно-воздушной среде бывают значительные изменения температуры, особенно в районах с холодной зимой. В этих районах в течение года  заметно меняется вся жизнь организмов. Осенний листопад, отлет перелетных птиц в теплые края, смена шерсти у зверей на более теплую и густую – все эти приспособления  живых  существ к сезонным изменениям в природе.

Деятельность учащихся

Отвечают, высказывают свои предположения, предъявляют доказательства к своим предположениям.

Водная среда, ее отличия от наземно-воздушной среды.

Деятельность учителя

В водной среде чего-чего, а уж воды предостаточно. Температура здесь более постоянна, чем температура воздуха. А вот кислорода зачастую не хватает. Одни организмы, например рыба форель, могут жить только в богатой кислородом среде. Другие – сазан, карась, линь выдерживают недостаток кислорода. Зимой, когда многие водоемы скованы льдом, может наступить массовая гибель рыб от удушья. Чтобы кислород проникал в воду, во льду прорубают проруби. В водной среде меньше света, чем в наземно-воздушной. Это справедливо даже для  небольших глубин. Проведем следующий опыт. Воспользовавшись датчиком света, сравним количество света проходящего через пустую стеклянную колбу и через такую же колбу, заполненную водой. Видим, что во втором случае значение на графике намного меньше. В океанах и морях на глубине 200 метро – царство сумерек, а  еще ниже – вечная тьма. Ясно, что водные растения встречаются только там, где достаточно света.

Деятельность учащихся

Отвечают, высказывают свои предположения.

Деятельность учителя

Глубже могут жить только животные. Самая заметная особенность многих водных животных – приспособления для плавания. У рыб, дельфинов, китов – это плавники, у моржей и тюленей – ласты. У бобров, выдр, лягушек – перепонки между пальцами. У жуков-плавунцов – плавательные ножки, похожие на весла.

Деятельность учащихся

Отвечают, повторяют материал предыдущих уроков.

Почва – среда обитания бактерий, грибов, растений и животных. Особенности почвы как среды обитания. Примеры приспособленности животных к жизни в почве.

Деятельность учителя

Почвенная среда – дом для многих бактерий и простейших. Здесь же располагаются грибницы грибов, корни растений. Заселили почву и животные – черви, насекомые, кроты. Обитатели почвы находят здесь все необходимое для жизни – воздух, воду, минеральные соли. Правда, здесь меньше кислорода и больше углекислого газа, а воды бывает очень много. Зато более постоянная температура. А вот свет в глубину почвы не проникает. У животных, населяющих почву обычно овальное, компактное тело. Передние лапы – плоские, с очень большими когтями. Они хорошо приспособлены для рытья. Подобные признаки характерны для крота и слепыша.

Деятельность учащихся

Отвечают, высказывают свои предположения.

Подведение итогов.

Деятельность учителя

Итак, различают наземно-воздушную, почвенную и водную среды обитания. Каждый организм приспособлен к жизни в определенной среде

Деятельность учащихся

Слушают учителя.

Домашнее задание.

Деятельность учителя

А в качестве домашнего задания я предлагаю вам подумать над вопросом: можно ли по внешнему виду организма определить, в какой среде он обитает? Приведите примеры.

Деятельность учащихся

Записывают задание на дом.

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.