logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели урока: дать учащимся представление о разнообразии растений и животных морей и океанов, их распространении: в прибрежной мелководной части, в толще и на дне, в коралловых рифах, раскрыть взаимосвязи и приспособленность обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях.

Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основных обитателей морей и океанов;
Учащиеся должны уметь:
— выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
— приводить примеры обитателей морей и океанов;
— наблюдать за живыми организмами.

Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— находить и использовать причинно-следственные связи;
— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, гербарии растений, коллекции животных.

Ход урока

Организационный момент, изучение нового материала: разнообразие условий жизни в разных частях морей и океанов. Сообщество поверхностного слоя морей и океанов. Водоросли – основные обитатели морей и океанов их распространение.

Деятельность учителя

Моря и океаны можно сравнить с огромным домом, который заселен от самых верхних, до самых нижних этажей. На разных этажах этого дома складываются самые разные природные сообщества. Знакомство с ними начнем с сообщества поверхности воды.
Вот небольшое, около 30 мс в длину странное синее существо с красным парусом. Это животное с необычным названием португальский военный кораблик. В старину португальцы ярко раскрашивали свои боевые корабли. Существо это – родственник медуз. Оно не тонет, потому что имеет большой легкий воздушный пузырь. Сверху на этом пузыре есть гребень, который и служит парусом. А вниз, в воду, уходят длинные щупальца. С их помощью кораблик ловит себе еду: рыбок, рачков.
На поверхности плавают и другие родственники медуз – парусники. У них плоское, как плот овальное тело, на котором возвышается треугольный парус. Парусник, как и кораблик, хищник, свою добычу он захватывает щупальцами. Плоское тело парусника похоже на палубу корабля, на ней можно увидеть «матросов» - маленьких крабиков. Захотев есть, такой крабик осторожно спускается к «днищу» своего живого корабля и выхватывает из его щупалец пойманных рачков. Другой «матрос» - хищный моллюск янтина – не столь безобиден: он объедает мягкие ткани парусника. На поверхности воды живут морские водомерки, похожие на пресноводных. Они часто отдыхают на «палубе» парусника. А летучие рыбы откладывают на парусник икру. Все эти организмы составляют сообщество поверхности воды.

Деятельность учащихся

Вступают в невербальный контакт с учителем.

Обитатели толщи воды: планктон и активно плавающие организмы (кальмары, различные рыбы, дельфины, киты).

Деятельность учителя

Сообщество толщи воды включает планктон и активноплавающие организмы. Планктоном (от греч. «планктос» - блуждающий) называют все множество живых существ, парящих в толще воды. Это разнообразные водоросли, лучевики, рачки. Все они мелкие и обычно имеют на теле выросты, щетинки, чтобы вода лучше поддерживала их. Активно плавают кальмары, различные рыбы, дельфины, киты. Они имеют вытянутое, обтекаемое тело и сильные мышцы – приспособления для плавания. В толще воды складываются цепи питания: водорослями питаются рачки, рачками – мелкие рыбки, ими – более крупные рыбы, кальмары, дельфины. Удивительно, что многие киты, эти гиганты моря кормятся планктоном. В толще воды обитают водоросли. Они бывают разной окраски: зеленой, бурой, красной. Окраска водорослей зависит от наличия в их теле особых пигментов и является приспособлением к поглощению света.

Деятельность учащихся

Отвечают, высказывают свои предположения, предъявляют доказательства к своим предположениям.

Обитатели морских глубин (донное сообщество), их характерные особенности в связи с жизнью на дне.

Деятельность учителя

Очень богато видами донное сообщество, складывающееся на небольших глубинах. Помимо прикрепленных к дну водорослей, здесь живут всевозможные моллюски с красивыми раковинами, актинии, раки-отшельники, креветки, морские ежи, морские звезд, осьминоги и множество рыб. Среди них наиболее известны камбала, скат, удильщик.

Деятельность учащихся

Отвечают, высказывают свои предположения.

Коралловые рифы, их обитатели. Глубоководные организмы.

Деятельность учителя

Еще более разнообразны живые существа в сообществе кораллового рифа. Коралловые рифы – постройки, созданные бесчисленными маленькими морскими животными – коралловыми полипами. Рифы распространены в теплых тропических морях на мелководье и напоминают роскошные сказочные сады, населенные множеством причудливых обитателей. Это сообщество – одно из неповторимых морских чудес. По богатству жизни оно уступает только влажному тропическому лесу. А на больших глубинах океана. В вечной темноте сложилось глубоководное сообщество. Растений здесь нет. Водятся некоторые виды кальмаров, креветок, причудливой формы рыбы. Питаются эти жители бездны мертвыми остатками организмов, «падающими» из верхних слоев воды, а также хищничают, поедая друг друга. Многие из здешних обитателей светятся. Одни, таким образом приманивают добычу, другие защищаются от врагов, выпуская яркое облачко, сбивают с толку хищников.

Деятельность учащихся

Отвечают, повторяют материал предыдущих уроков.

Подведение итогов. Домашнее задание.

Деятельность учителя

Итак, моря и океаны богато населены живыми организмами. Здесь складываются разнообразные природные сообщества: сообщество поверхности воды, сообщество толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. Наиболее богато видами сообщество кораллового рифа. А в качестве домашнего задания я предлагаю вам подумать, можно ли по внешнему виду организмов, определить, к какому сообществу они относятся?

Деятельность учащихся

Записывают задание на дом.

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.