logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели урока:

- актуализировать представление о клетке как единице живого;

- выявить характерные особенности строения и физиологии растительной и животной клетки;

- раскрыть взаимосвязь строения клеток и выполняемой ими функции.

Предметные результаты:

- умение обнаруживать и формулировать черты сходства и различия в строении и физиологии растительной и животной клетки;

- умение понимать и интерпретировать смысл биологических терминов.

Метапредметные и личностные результаты

1. Личностные УУД:

- самоопределение (мотивация учения).

2. Регулятивные УУД:

- умение самостоятельно определять цель учебной деятельности (формулировка и принятие учебных задач урока);

- умение обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Познавательные УУД

умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.);

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

4. Коммуникативные УУД

умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Учебные задачи урока:

1. Используя информацию, предоставленную учителем, а также свой опыт изучения биологии, сформулировать и записать, что значит фраза «клетка – единица живого».

2. Используя свой жизненный опыт и сведения, предоставленные учителем, сформулировать основные особенности строения и физиологии растительной и животной клетки.

3. Формулирование проблемного вопроса, его осознание и проработка в парах или индивидуально (основная учебная задача урока).

4. Применение нового знания в ходе практической деятельности.

5. Формулирование домашнего задания в соответствии с логикой дальнейшего изучения предмета.

Тип урока:

Урок решения учебных задач (урок открытия новых знаний).

Методы:

1. Словесный (беседа, диалог)

2. Практический (поиск информации)

3. Дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Оборудование:

Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.И. Сонин, В.И.Сонина. - М.: Дрофа, 2013;

компьютер;

экран;

маркерная доска.

Ход урока

Актуализация знаний, целеполагание

Деятельность учителя

1. Проводит беседу об истории открытия клетки и значении этого открытия:

- Это произошло более 300 лет назад. Английский ученый Роберт Гук сконструировал простейший микроскоп и рассматривал под ним срез пробки. Он увидел маленькие ячейки, которые назвал «клетками». Голландец Левенгук рассматривал под микроскопом каплю воды из водоема и обнаружил в ней мелких живых существ.

- Так зарождалась наука о клетке – цитология (с греч. «цитос» - клетка, «логос» - учение).

2. Задает вопросы:

- о делении живых организмов на растения и животных;

- о возможности/невозможности жизни вне клетки.

3. Определяет (в ходе диалогового взаимодействия) ключевые слова урока и записывает их:

- Итак, ребята, вы поняли, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Какие биологические понятия мы будем изучать? А какие знания нам необходимы для изучения клеток? И какие сведения помогут нам разобраться в особенностях жизни вне клетки?

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.

Определяют ключевые слова урока: растительная клетка, животная клетка, вирус.

Изучение нового материала. Введение терминов «вирус», «клетка»

Деятельность учителя

1. Проводит эвристическую беседу об организации и жизнедеятельности микроорганизмов (вирусов и бактерий):

- Давайте представим, как живёт неклеточная форма живого - вирус. Он представляет собой молекулу ДНК, одетую в белковую оболочку. Какие трудности будет испытывать такой организм? Для каких целей ему будет необходимо проникнуть в клетку?

- Теперь подумайте, как должна быть устроена клетка, которая очень активно размножается и имеет способность сильно видоизменяться? Так устроены клетки бактерий: у них нет ядра и некоторых других компонентов обычных клеток. Такие организмы называются «безъядерные».

- Но наиболее часто встречаются другие клетки – с ядром. Клетки растений и животных имеют много общего (что?), но имеют ряд различий (какие?).

2. Даёт задание на формулирование определений понятий «вирус», «ткань» и подводит итог:

- Итак, вирус – это неклеточная форма жизни; клетка – единица живого, живая система.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.

По указанию учителя формулируют и записывают определение понятия «клетка».

Постановка проблемного вопроса, открытие нового знания

Деятельность учителя

1. Предлагает учащимся определить, какие существенные различия имеются в функциях растительных и животных клеток.

2. Предлагает учащимся предположить, какие существенные различия в строении должны иметь растительные и животные клетки в связи с разницей в выполняемых ими функциях.

3. Помогает учащимся сформулировать проблемный вопрос урока:

- О чём говорит наличие сходств и различий между растительной и животной клеткой?

4. Предлагает учащимся сформулировать ответ на поставленный ими вопрос.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.

Формулируют проблемный вопрос, согласовывают друг с другом и с учителем его формулировку.

Отыскивают ответ на поставленный вопрос.

Применение нового знания

Деятельность учителя

Предлагает выполнить задания

1. Работа с текстом учебника (стр. 8):

- Прочитайте два первых абзаца и заполните пропуски в схеме:

                        Живые организмы

                                            

            Неклеточные           Клеточные

                (______)                                 

                               Безъядерные       Ядерные

                    (_____________)       (__________)

 2.    Работа с текстом учебника (стр. 8, 11-13):

    - Прочитайте третий абзац на стр. 8, а также текст на стр. 11-13 до заголовка «Вирусы». Найдите в тексте объяснение новых для вас понятий, относящихся к строению клетки.  А для простоты запоминания предлагаю вам новый материал оформить в виде таблицы: 

Части клетки (органиды)

Строение

Функции

Есть ли у растений

Есть ли у животных

Мембрана

Оболочка

Цитоплазма

ЭПС

Аппарат Гольджи

Лизосома

Рибосома

Митохондрия

Пластиды

Вакуоль

Клеточный центр

Ядро

Ядрышко

Хромосома

3. Обсудите в парах, какие из органоидов характерны только для растительной клетки? Только для животной клетки?

4. Ответьте на вопрос учебника № 1 на стр. 16.

5. Задает вопрос:

- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на проблемный вопрос урока вы можете дать?

6. Подводит итог по решению основной задачи урока:

- Итак, сегодня на уроке мы выяснили, в чём сходство и различие между растительной и животной клеткой, а также установили причину этих сходств и различий.

7. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы.

Деятельность учащихся

Выполняют задание.

Выполняют задание в парах и затем обсуждают.

Отвечают на проблемный вопрос урока, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения.

Рефлексия

Деятельность учителя

1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

- Какой ответ на проблемный вопрос урока мы можем дать? (Наличие сходства в строении растительной и животной клетки говорит о единстве происхождения растений и животных, различия – о наличии приспособлений к различным условиям, об эволюционном направлении развития живой природы.)

- Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? О чём хотели бы узнать на следующем уроке?

2. Оценивает работу учащихся.

Деятельность учащихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Домашнее задание

1. Параграф №8 (стр. 13-16: читать текст, соотносить его с рисунками).

2. Выпишите в тетрадь определения понятий «фагоцитоз», «пиноцитоз».

3. Подумайте, что было бы, если бы вместо растительной и животной клетки существовала бы одна «универсальная» клетка.

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.