logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели урока:

- актуализировать представление о живой клетке;

- выявить характерные особенности митоза и мейоза;

- сравнить митоз и мейоз, определить биологическое значение каждого из процессов.

Предметные результаты:

- умение сравнивать биологические процессы (митоз и мейоз);

- умение объяснять биологический смысл различий процессов (митоза и мейоза);

- умение понимать и интерпретировать смысл биологических терминов.

Метапредметные и личностные результаты

1. Личностные УУД:

смыслообразование (какое значение, смысл имеет учение).

2. Регулятивные УУД:

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- умение обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

3. Познавательные УУД

- умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст и схему в таблицу и пр.);

- структурирование знаний.

4. Коммуникативные УУД

- умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Учебные задачи урока:

1. Используя информацию, полученную на предыдущем уроке, а также во время выполнения домашнего задания, сформулировать и записать черты сходства и различия между растительной и животной клеткой.

2. Используя материал учебника, а также сведения, предоставленные учителем, сформулировать основные особенности деления клеток.

3. Формулирование проблемного вопроса, его осознание и проработка в парах или индивидуально (основная учебная задача урока).

4. Применение нового знания в ходе практической деятельности.

5. Формулирование домашнего задания в соответствии с логикой дальнейшего изучения предмета.

Тип урока:

Урок решения учебных задач (урок открытия новых знаний).

Методы:

1. Словесный (беседа, диалог)

2. Практический (поиск информации)

3. Дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Оборудование:

Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.И. Сонин, В.И.Сонина. - М.: Дрофа, 2013;

компьютер;

экран;

маркерная доска.

Ход урока

1. Актуализация знаний, целеполагание

Деятельность учителя

1. Проверка выполнения домашнего задания:

- Ребята, дайте определение понятию «фагоцитоз». Каково его значение?

- Ребята, дайте определение понятию «пиноцитоз». Каково его значение?

Как видите, клетка способна жить как живая система, которая сама себя контролирует и защищает.

- А что было бы с клеткой, если бы существовала «универсальная» клетка, не имеющая отличий, характерных для животной и растительной клеток?

2. Задает вопросы:

- о главной задаче любой живой клетки (обеспечить себе замену, продолжить род);

- о том, каким образом клетка может решить эту задачу самостоятельно).

3. Определяет (в ходе диалогового взаимодействия) ключевые слова урока и записывает их:

- Как называется процесс появления новых клеток?

- Что вам известно о делении клеток? Для чего делятся клетки? Как появляются на свет многоклеточные организмы?

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.

Определяют ключевые слова урока: деление клетки, митоз, мейоз.

Изучение нового материала. Введение терминов «митоз», «мейоз»

Деятельность учителя

1. Проводит эвристическую беседу о сути и назначении митоза:

- Ребята, объясните, как клетка должна подготовиться перед делением? Какой из этих этапов подготовки является ключевым? Почему?

- Итак, клетки пред делением должны иметь запас питательных веществ, достаточное количество всех органоидов, а также удвоить количество хромосом.

2. Проводит эвристическую беседу о сути и назначении мейоза:

- Ребята, а что должно произойти с материнской и отцовской клеткой, чтобы потомственная клетка имела признаки и отцовской, и материнской?

- Как должен измениться хромосомный набор клеток-родителей? А как на практике можно уменьшить количество хромосом в клетке? Предложите свои варианты.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.

По указанию учителя формулируют и записывают мысль учителя, определения, суть процессов.

Постановка проблемного вопроса, открытие нового знания

Деятельность учителя

1. Предлагает учащимся сравнить суть митоза и мейоза.

2. Предлагает учащимся предположить возможные способы регулирования и направления митоза и мейоза в организме.

3. Помогает учащимся сформулировать проблемный вопрос урока:

- Митоз и мейоз: две стороны единого процесса (какого?) или два разных, не связанных между собой, процесса?

4. Предлагает учащимся сформулировать ответ на поставленный ими вопрос.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.

Формулируют проблемный вопрос, согласовывают друг с другом и с учителем его формулировку.

Отыскивают ответ на поставленный вопрос.

Применение нового знания

Деятельность учителя

Предлагает выполнить задания

1. Работа с текстом учебника (стр. 18-20):

- Авторы учебника предлагают вам сравнить митоз и мейоз. Разбивая митоз на четыре стадии, а мейоз – на два деления: первое и второе, в каждом по четыре стадии. Соответствующие сведения вы найдёте в учебнике на указанных страницах. А для простоты запоминания предлагаю вам новый материал оформить в виде таблицы:

2. Задает вопросы:

Стадии по порядку

Митоз

Мейоз

I деление

II деление

1

2

3

4

-Какая из стадий, по-вашему, наиболее необычна/удивительна? Чем интересна? Нарисуйте и подпишите схему этой стадии в тетради.

- А теперь выделите в таблице схожие по существу стадии митоза и мейоза одинаковыми цветами. О чём это говорит? А в чём значение тех стадий, которые остались невыделенными?

3. Подводит итог по решению основной задачи урока:

- Итак, сегодня на уроке мы выясняли, в чём сходства, отличия и биологический смысл митоза и мейоза. Как же вы думаете, митоз и мейоз - это две стороны единого процесса (какого?) или два разных, не связанных между собой, процесса?

4. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы.

Деятельность учащихся

Выполняют задание.

Выполняют задание в парах и затем обсуждают.

Отвечают на проблемный вопрос урока, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения.

Рефлексия

Деятельность учителя

1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

- Какой ответ на проблемный вопрос урока мы можем дать? (Митоз и мейоз – две стороны процесса развития и размножения живых организмов. При отсутствии одного типа деления другой становится бессмысленным (особенно – для многоклеточных организмов.)

- Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? О чём хотели бы узнать на следующем уроке?

2. Оценивает работу учащихся.

Деятельность учащихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Домашнее задание

1. Вопросы № 2, 4, 9, 10 на стр. 21 – устно.

2. А есть ли более простой способ деления, чем митоз? У каких организмов, по-вашему, он приемлем? Почему?

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.