Цели урока:
- актуализировать представление о живой клетке;
- выявить характерные особенности митоза и мейоза;
- сравнить митоз и мейоз, определить биологическое значение каждого из процессов.
Предметные результаты:
- умение сравнивать биологические процессы (митоз и мейоз);
- умение объяснять биологический смысл различий процессов (митоза и мейоза);
- умение понимать и интерпретировать смысл биологических терминов.
Метапредметные и личностные результаты
1. Личностные УУД:
смыслообразование (какое значение, смысл имеет учение).
2. Регулятивные УУД:
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- умение обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
3. Познавательные УУД
- умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст и схему в таблицу и пр.);
- структурирование знаний.
4. Коммуникативные УУД
- умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Учебные задачи урока:
1. Используя информацию, полученную на предыдущем уроке, а также во время выполнения домашнего задания, сформулировать и записать черты сходства и различия между растительной и животной клеткой.
2. Используя материал учебника, а также сведения, предоставленные учителем, сформулировать основные особенности деления клеток.
3. Формулирование проблемного вопроса, его осознание и проработка в парах или индивидуально (основная учебная задача урока).
4. Применение нового знания в ходе практической деятельности.
5. Формулирование домашнего задания в соответствии с логикой дальнейшего изучения предмета.
Тип урока:
Урок решения учебных задач (урок открытия новых знаний).
Методы:
1. Словесный (беседа, диалог)
2. Практический (поиск информации)
3. Дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)
Оборудование:
Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.И. Сонин, В.И.Сонина. - М.: Дрофа, 2013;
компьютер;
экран;
маркерная доска.
Ход урока
1. Актуализация знаний, целеполагание
Деятельность учителя
1. Проверка выполнения домашнего задания:
- Ребята, дайте определение понятию «фагоцитоз». Каково его значение?
- Ребята, дайте определение понятию «пиноцитоз». Каково его значение?
Как видите, клетка способна жить как живая система, которая сама себя контролирует и защищает.
- А что было бы с клеткой, если бы существовала «универсальная» клетка, не имеющая отличий, характерных для животной и растительной клеток?
2. Задает вопросы:
- о главной задаче любой живой клетки (обеспечить себе замену, продолжить род);
- о том, каким образом клетка может решить эту задачу самостоятельно).
3. Определяет (в ходе диалогового взаимодействия) ключевые слова урока и записывает их:
- Как называется процесс появления новых клеток?
- Что вам известно о делении клеток? Для чего делятся клетки? Как появляются на свет многоклеточные организмы?
Деятельность учащихся
Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.
Определяют ключевые слова урока: деление клетки, митоз, мейоз.
Изучение нового материала. Введение терминов «митоз», «мейоз»
Деятельность учителя
1. Проводит эвристическую беседу о сути и назначении митоза:
- Ребята, объясните, как клетка должна подготовиться перед делением? Какой из этих этапов подготовки является ключевым? Почему?
- Итак, клетки пред делением должны иметь запас питательных веществ, достаточное количество всех органоидов, а также удвоить количество хромосом.
2. Проводит эвристическую беседу о сути и назначении мейоза:
- Ребята, а что должно произойти с материнской и отцовской клеткой, чтобы потомственная клетка имела признаки и отцовской, и материнской?
- Как должен измениться хромосомный набор клеток-родителей? А как на практике можно уменьшить количество хромосом в клетке? Предложите свои варианты.
Деятельность учащихся
Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.
По указанию учителя формулируют и записывают мысль учителя, определения, суть процессов.
Постановка проблемного вопроса, открытие нового знания
Деятельность учителя
1. Предлагает учащимся сравнить суть митоза и мейоза.
2. Предлагает учащимся предположить возможные способы регулирования и направления митоза и мейоза в организме.
3. Помогает учащимся сформулировать проблемный вопрос урока:
- Митоз и мейоз: две стороны единого процесса (какого?) или два разных, не связанных между собой, процесса?
4. Предлагает учащимся сформулировать ответ на поставленный ими вопрос.
Деятельность учащихся
Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.
Формулируют проблемный вопрос, согласовывают друг с другом и с учителем его формулировку.
Отыскивают ответ на поставленный вопрос.
Применение нового знания
Деятельность учителя
Предлагает выполнить задания
1. Работа с текстом учебника (стр. 18-20):
- Авторы учебника предлагают вам сравнить митоз и мейоз. Разбивая митоз на четыре стадии, а мейоз – на два деления: первое и второе, в каждом по четыре стадии. Соответствующие сведения вы найдёте в учебнике на указанных страницах. А для простоты запоминания предлагаю вам новый материал оформить в виде таблицы:
2. Задает вопросы:
Стадии по порядку |
Митоз |
Мейоз |
|
I деление |
II деление |
||
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
-Какая из стадий, по-вашему, наиболее необычна/удивительна? Чем интересна? Нарисуйте и подпишите схему этой стадии в тетради.
- А теперь выделите в таблице схожие по существу стадии митоза и мейоза одинаковыми цветами. О чём это говорит? А в чём значение тех стадий, которые остались невыделенными?
3. Подводит итог по решению основной задачи урока:
- Итак, сегодня на уроке мы выясняли, в чём сходства, отличия и биологический смысл митоза и мейоза. Как же вы думаете, митоз и мейоз - это две стороны единого процесса (какого?) или два разных, не связанных между собой, процесса?
4. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы.
Деятельность учащихся
Выполняют задание.
Выполняют задание в парах и затем обсуждают.
Отвечают на проблемный вопрос урока, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения.
Рефлексия
Деятельность учителя
1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом
- Какой ответ на проблемный вопрос урока мы можем дать? (Митоз и мейоз – две стороны процесса развития и размножения живых организмов. При отсутствии одного типа деления другой становится бессмысленным (особенно – для многоклеточных организмов.)
- Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? О чём хотели бы узнать на следующем уроке?
2. Оценивает работу учащихся.
Деятельность учащихся
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.
Домашнее задание
1. Вопросы № 2, 4, 9, 10 на стр. 21 – устно.
2. А есть ли более простой способ деления, чем митоз? У каких организмов, по-вашему, он приемлем? Почему?
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/