Цели урока:
- сформировать представление об органах растительного организма;
- выявить характерные особенности строения и функций цветка и плода;
- раскрыть взаимосвязь строения органов и выполняемой ими функции на примере цветка и плода.
Предметные результаты:
- умение обнаруживать и формулировать общие черты и различия в строении и физиологии органов растительного организма;
- умение морфологически правильно делить цветковое растение на органы (на муляжах и рисунках);
- умение понимать и интерпретировать смысл биологических терминов.
Метапредметные и личностные результаты
1. Личностные УУД:
- смыслообразование (какое значение, смысл имеет учение).
2. Регулятивные УУД:
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- умение обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
3. Познавательные УУД
- умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.);
- структурирование знаний.
4. Коммуникативные УУД
- умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Учебные задачи урока:
1. Используя информацию, предоставленную учителем, а также свой опыт изучения биологии, сформулировать и объяснить, в чём заключается особая важность цветка и плода в жизни цветкового растения.
2. Используя свой жизненный опыт и сведения, предоставленные учителем, сформулировать основные особенности строения органов растения на примере цветка и плода.
3. Формулирование проблемного вопроса, его осознание и проработка в парах или индивидуально (основная учебная задача урока).
4. Применение нового знания в ходе практической деятельности.
5. Формулирование домашнего задания в соответствии с логикой дальнейшего изучения предмета.
Тип урока:
Урок решения учебных задач (урок открытия новых знаний).
Методы:
1. Словесный (беседа, диалог)
2. Практический (поиск информации)
3. Дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)
Оборудование:
Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.И. Сонин, В.И.Сонина. - М.: Дрофа, 2013;
компьютер;
экран;
маркерная доска.
Ход урока
1. Актуализация знаний, проверка домашнего задания, целеполагание
Деятельность учителя
1. Проверка домашнего задания. Проводит опрос учащихся, выясняет, какие из своих функций побег может «передать» другим органам:
- Ребята, побег является уязвимым органом растения: механические повреждения, болезни, вредители могут нанести непоправимый вред растению. Как в такой ситуации будет «себя вести» пострадавшее растение?
- Сегодня и на последующих уроках мы рассмотрим с вами строение и физиологию других органов цветковых растений.
2. Задает вопросы:
- о значении побега в жизни растения;
- о различных видоизменениях побегов.
3. Определяет (в ходе диалогового взаимодействия) ключевые слова урока и записывает их:
- Итак, ребята, вы поняли, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Какие биологические понятия мы будем изучать? А какие знания нам необходимы для изучения органов растений? И какие сведения помогут нам разобраться в многообразии строения и функций различных органов растений?
Деятельность учащихся
Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.
Определяют ключевые слова урока: орган, цветок, плод.
2 . Введение терминов «цветок», «плод»
Деятельность учителя
1. Проводит эвристическую беседу о строении и функциях цветка и плода:
- Важную роль в жизни каждого растения играют цветок и плод. Какую именно? А как взаимосвязаны эти части растения между собой?
2. Даёт задание на формулирование определений понятий «цветок» и «плод» и подводит итог:
- Какое определение вы можете дать понятию «цветок»?
- Итак, цветок – это орган растения, который предназначен для обеспечения сохранности семян и их распространения.
- Плод – орган растения, который служит для защиты семян и их распространения.
Деятельность учащихся
Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.
По указанию учителя формулируют и записывают определения понятий «цветок» и «плод».
3. Постановка проблемного вопроса, открытие нового знания
Деятельность учителя
1. Предлагает учащимся предположить, какие органы и в каких частях растений имеются.
2. Предлагает учащимся описать строение предложенных ими органов и связать их строение и расположение с функциями.
3. Помогает учащимся сформулировать проблемный вопрос урока:
- Почему цветковые растения считаются наиболее прогрессивной формой, несмотря на сложность организации?
4. Предлагает учащимся сформулировать ответ на поставленный ими вопрос.
Деятельность учащихся
Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.
Формулируют проблемный вопрос, согласовывают друг с другом и с учителем его формулировку.
Отыскивают ответ на поставленный вопрос.
4. Применение нового знания (знакомство с органами цветкового растения на примере ЦВЕТКА и ПЛОДА)
Деятельность учителя
Предлагает выполнить задания
1. Работа с текстом учебника (стр. 40-44):
- Знакомство с органами цветкового растения мы продолжим на примере ЦВЕТКА и ПЛОДА. Предлагаю вам самостоятельно познакомиться с материалом на страницах ваших учебников. А для простоты запоминания предлагаю вам новый материал оформить в виде таблиц и рисунков:
Строение цветка (рисунок)
Многообразие цветков (анализ рисунков на странице 40)
Соцветия
Название |
Схема расположения цветков |
Примеры растений |
Зонтик |
|
|
Кисть |
|
|
Корзинка |
|
|
Колос |
|
|
Головка |
|
|
Типы плодов (сухие)
Название |
Особенности строения |
Примеры растений |
Семянка |
|
|
Зерновка |
|
|
Боб |
|
|
Стручок |
|
|
Коробочка |
|
|
Типы плодов (сочные)
Название |
Особенности строения |
Примеры растений |
Костянка |
|
|
Ягода |
|
|
Тыквина |
|
|
Яблоко |
|
|
Померанец |
|
|
2. Обсудите в парах, как функции цветка и плода связаны между собой?
3. Ответьте на вопросы учебника № 9-12 на стр. 45.
4. Задает вопрос:
- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на проблемный вопрос урока вы можете дать?
5. Подводит итог по решению основной задачи урока:
- Итак, сегодня на уроке мы выяснили, что такое цветок и плод, а также познакомились с его строением и функциями.
6. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы.
Деятельность учащихся
Выполняют задание.
Выполняют задание в парах и затем обсуждают.
Отвечают на проблемный вопрос урока, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения.
5. Рефлексия
Деятельность учителя
1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом
- Какой ответ на проблемный вопрос урока мы можем дать? (Цветковые растения наиболее прогрессивны в сравнениями с другими растительными организмами, потому что эта группа растений обладает наиболее качественной системой размножения, обеспечивающей сохранность семени и его распространение.)
- Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? О чём хотели бы узнать на следующем уроке?
2. Оценивает работу учащихся.
Деятельность учащихся
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.
6. Домашнее задание
1. Параграф №4 (стр. 40-44).
2. Подумайте, какие ещё варианты классификаций плодов вы можете предложить.
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/