Цели урока:
- сформировать представление об органах растительного организма;
- выявить характерные отличия однодольного семени от двудольного;
- раскрыть взаимосвязь строения органов и выполняемой ими функции на примере семени.
Предметные результаты:
- умение обнаруживать и формулировать общие черты и различия в строении и физиологии органов растительного организма;
- умение морфологически правильно делить цветковое растение на органы (на муляжах и рисунках);
- умение понимать и интерпретировать смысл биологических терминов.
Метапредметные и личностные результаты
1. Личностные УУД:
- самоопределение (мотивация учения).
2. Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цель учебной деятельности (формулировка и принятие учебных задач урока);
- умение обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Познавательные УУД
- умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.);
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
4. Коммуникативные УУД
- умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Учебные задачи урока:
1. Используя информацию, предоставленную учителем, а также свой опыт изучения биологии, сформулировать и объяснить, в чём заключаются отличия в строении семян однодольных и двудольных растений.
2. Используя свой жизненный опыт и сведения, предоставленные учителем, сформулировать основные функции семени.
3. Формулирование проблемного вопроса, его осознание и проработка в парах или индивидуально (основная учебная задача урока).
4. Применение нового знания в ходе практической деятельности.
5. Формулирование домашнего задания в соответствии с логикой дальнейшего изучения предмета.
Тип урока:
Урок решения учебных задач (урок открытия новых знаний).
Методы:
1. Словесный (беседа, диалог)
2. Практический (поиск информации)
3. Дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)
Оборудование:
Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.И. Сонин, В.И.Сонина. - М.: Дрофа, 2013;
компьютер;
экран;
маркерная доска.
Ход урока
1. Актуализация знаний, проверка домашнего задания, целеполагание
Деятельность учителя
1. Проверка домашнего задания. Проводит опрос учащихся, выясняет, какие варианты классификации плодов учащиеся предложат:
- Ребята, в основе любой классификации лежит какой-то признак, который, по мнению классификатора, является существенным. Итак, на какие существенные признаки плодов Вы предлагаете обратить внимание?
- Сегодня и на последующих уроках мы рассмотрим с вами строение и физиологию семян, которые напрямую зависят от плода.
2. Задает вопросы:
- о значении плода в жизни растения;
- о необычных и редких плодах;
- об использовании плодов человеком.
3. Определяет (в ходе диалогового взаимодействия) ключевые слова урока и записывает их:
- Итак, ребята, вы поняли, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Какие биологические понятия мы будем изучать? А какие знания нам необходимы для изучения органов растений? И какие сведения помогут нам разобраться в многообразии строения и функций различных органов растений?
Деятельность учащихся
Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.
Определяют ключевые слова урока: орган, семя.
2 . Введение терминов «цветок», «плод»
Деятельность учителя
1. Проводит эвристическую беседу о строении и функциях семени:
- Важную роль в жизни каждого растения играет семя. Какую именно? А как взаимосвязаны семена с плодом?
2. Даёт задание на формулирование определения понятия «семя» и подводит итог:
- Какое определение вы можете дать понятию «семя»?
- Итак, семя – это орган растения, который предназначен для размножения.
Деятельность учащихся
Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.
По указанию учителя формулируют и записывают определение понятия «семя».
3. Постановка проблемного вопроса, открытие нового знания
Деятельность учителя
1. Предлагает учащимся предположить, какие органы и в каких частях растений имеются.
2. Предлагает учащимся описать строение предложенных ими органов и связать их строение и расположение с функциями.
3. Помогает учащимся сформулировать проблемный вопрос урока:
- Семенное размножение – признак высокого уровня развития растений в сравнении с другими растительными организмами. Почему?
4. Предлагает учащимся сформулировать ответ на поставленный ими вопрос.
Деятельность учащихся
Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.
Формулируют проблемный вопрос, согласовывают друг с другом и с учителем его формулировку.
Отыскивают ответ на поставленный вопрос.
4. Применение нового знания (знакомство с органами цветкового растения на примере СЕМЕНИ)
Деятельность учителя
Предлагает выполнить задания
1. Работа с текстом учебника (стр. 44-45):
- Знакомство со строением цветкового растения мы продолжим на примере СЕМНИ. Предлагаю вам самостоятельно познакомиться с материалом на страницах ваших учебников. А для простоты запоминания предлагаю вам новый материал оформить в виде таблиц и рисунков:
Строение однодольного семени (рисунок)
Строение двудольного семени (рисунок)
2. Обсудите в парах, какие черты сходства и различия имеются между однодольными и двудольными семенами?
3. Задает вопрос:
- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на проблемный вопрос урока вы можете дать?
4. Подводит итог по решению основной задачи урока:
- Итак, сегодня на уроке мы выяснили, что семена бывают однодольными и двудольными; каждый тип семени имеет особенности строения.
5. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы.
Деятельность учащихся
Выполняют задание.
Выполняют задание в парах и затем обсуждают.
Отвечают на проблемный вопрос урока, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения.
5. Рефлексия
Деятельность учителя
1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом
- Какой ответ на проблемный вопрос урока мы можем дать? (Семенное размножение – признак высокого уровня развитости цветковых растений, потому что этот способ размножения даёт возможность растениям обеспечить надёжное воспроизведение.)
- Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? О чём хотели бы узнать на следующем уроке?
2. Оценивает работу учащихся.
Деятельность учащихся
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.
6. Домашнее задание
1. Параграф №4 (стр. 44-46).
2. Подумайте, семена каких однодольных и двудольных растений встречаются вам в жизни?