logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели урока: сформировать знания об особенностях питания растений, взаимосвязи почвенного и воздушного питания, роли фотосинтеза в биосфере.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- суть понятий и терминов «почвенное питание», «воздушное питание», «фотосинтез»

Учащиеся должны уметь:

- определять и показывать на таблице органы, участвующие в питании растений;

- объяснять сущность почвенного и воздушного питания у растений;

- сравнивать особенности питания разных растений;

- наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;

- исследовать строение отдельных органов организмов;

- фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

- организовывать свою учебную деятельность;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- составлять план работы;

- осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;

- работать с текстом параграфа и его компонентами.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, комнатное растение, лейка, датчики кислорода и углекислого газа, колба

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение целей и задач урока.

3. Актуализация знаний учащихся.

4. Изучение нового материала.

5. Первичное закрепление учебного материала.

6. Выводы по уроку (рефлексия).

7. Задание на дом.

1.  Сообщение целей и задач урока.

Все живые организмы питаются, и это понятно: пища содержит химические вещества, необходимые для создания новых клеток и обеспечения энергией процессов, происходящих в организме.

Деятельность учащихся

Вступают в  невербальный контакт с учителем

2. Актуализация знаний учащихся.

Деятельность учителя

Питание – процесс получения организмами веществ и энергии. Источником энергии для многих организмов на нашей планете является Солнце. Солнечная энергия поступает на Землю в виде тепла и света. Но из всех населяющих Землю живых организмов только растения и некоторые бактерии могут использовать солнечную энергию непосредственно. Давайте рассмотрим, как они питаются.

Деятельность учащихся

Отвечают, высказывают свои предположения, предъявляют доказательства к своим предположениям

3. Изучение нового материала. Питание.

Деятельность учителя

Растения, в отличие от нас вами, не имеют специальной пищеварительной системы, так как питательные вещества образуются у них непосредственно в клетках либо проникают в них через клеточные мембраны. Большинству растений свойственно почвенное и воздушное питание.

Деятельность учащихся

Отвечают, высказывают свои предположения

4. Почвенное питание растений

Деятельность учителя

Наверняка вы знаете, что растения не могут существовать без воды. В природе источником воды для растений служат атмосферные осадки, подземные воды. Для обеспечения водой комнатных растений их необходимо регулярно поливать. При поливе следует держать лейку близко к поверхности, чтобы вода не размывала почву. Лучше поливать растения редко, но обильно, чем часто, но понемногу. С помощью корня растение поглощает воду и растворенные в ней минеральные соли. Вспомним строение корня. Одна из его зон называется зона всасывания. Эта зона покрыта множеством корневых волосков – особых выростов наружных клеток корня. Именно корневые волоски поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества, которые по проводящим тканям поступают в листья.

Деятельность учащихся

Отвечают, повторяют материал предыдущих уроков, обращают внимание на новую информацию, слушают, делают записи

5. Корневое давление

Деятельность учителя

Убедиться в том, что корень действительно поглощает воду, поможет следующий опыт. Срежем комнатное растение бальзамин так, чтобы остался пенек высотой 2-3 см. Срезанный побег поставим в воду, на нем впоследствии образуются придаточные корни и его снова можно будет посадить в почву. А на оставшийся пенек наденем резиновую трубку, которую соединим со стеклянной трубкой. Через некоторое время в стеклянной трубке появится вода, которая будет вытекать наружу. Нетрудно догадаться, что воду из почвы всасывает корень. По сосудам корня вода под давлением поступает в растение, а затем в трубку. Это давление называется корневым.

Деятельность учащихся

Отвечают, повторяют материал предыдущих уроков, обращают внимание на новую информацию, слушают, делают записи

Поглощение листьями углекислого газа

Деятельность учителя

Зеленые листья – основные органы воздушного питания. Вы знаете, что в кожице листа расположены парные зеленые клетки – устьица. Через устьица лист поглощает углекислый газ. Убедиться в этом поможет следующий опыт. Срежем лист зеленого растения и поместим его в колбу. В отверстии колбы закрепим датчик углекислого газа и начнем измерять содержание углекислого газа. Как видим, его количество постепенно уменьшается, так как газ поглощается листом.

Деятельность учащихся

Отвечают, повторяют материал предыдущих уроков, обращают внимание на новую информацию, слушают, делают записи

Образование в листьях органических веществ

Деятельность учителя

Зеленая окраска листьев объясняется наличием в них особого пигмента хлорофилла, входящего в состав особых клеточных органоидов – хлоропластов. Хлорофилл обладает удивительной способностью усваивать солнечную энергию. Используя эту энергию, растения путем сложных химических превращений из простых неорганических веществ образуют необходимые им органические вещества. Проведем опыт: возьмем какое-нибудь комнатное растение, например герань и поместим его на 3-4 суток в темное место. Затем на один из листьев прикрепим с обеих сторон полоски черной бумаги, на одной из которых вырежем слово «свет». Затем поставим растение на яркий свет. Через 8-10 часов срежем лист. Снимем бумагу. Опустим лист в кипящую воду, а затем на несколько минут в горячий спирт. Это приведет к тому, что лист обесцветится. После этого нужно промыть его водой, расправить и облить слабым раствором йода. На листе появятся синие буквы. Известно, что крахмал синеет от йода. Буквы появятся в той части листа, на которую падал свет. Значит, в освещенной части листа образовался крахмал.

Деятельность учащихся

Отвечают, повторяют материал предыдущих уроков, обращают внимание на новую информацию, слушают, делают записи

Образование крахмала в листьях

Деятельность учителя

Исследования показали, что в освещенной части листа первоначально образуется сахар, который затем превращается в крахмал. Крахмал потом опять превращается в сахар, который растворяется в воде и оттекает из листьев в другие органы растения.

Деятельность учащихся

Отвечают, повторяют материал предыдущих уроков, обращают внимание на новую информацию, слушают, делают записи

Выделение кислорода в процессе фотосинтеза

Деятельность учителя

Процесс образования в зеленых листьях органических веществ из углекислого газа и воды называется фотосинтезом. При фотосинтезе растение также выделяет кислород, который используется всеми живыми организмами для дыхания. Выделение растением кислорода можно наблюдать с помощью цифровых датчиков. Поместим в нашу колбу со срезанным листом датчик кислорода и убедимся, что его количество в воздухе увеличивается.

Деятельность учащихся

Отвечают, повторяют материал предыдущих уроков, обращают внимание на новую информацию, слушают, делают записи

6. Выводы по уроку

Деятельность учителя

Питание – процесс приобретения организмом необходимых ему веществ и энергии. Фотосинтез – воздушное питание растений. Это процесс образования в хлоропластах органических веществ из воды и углекислого газа на свету. При фотосинтезе выделяется кислород.

Деятельность учащихся

Записывают выводы в тетерадь

7. Задание на дом

Деятельность учителя

Используя дополнительные источники информации подготовьте сообщение о истории открытия фотосинтеза.

Деятельность учащихся

Записывают задание на дом

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.