logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели урока: способствовать раскрытию индивидуальных способностей учащихся, возбудить интерес к изучению строения и функций собственного организма, формировать знания о значении питательных веществ в жизни человека, гигиене питания.

Метапредметные результаты: развитие умения внимательно слушать, воспроизводить информацию, сравнивать, делать выводы, работать с текстом и рисунками учебника, начать формирование умения работать с интерактивной доской.

Предметные результаты: обеспечить понимание содержания учебного материала всеми учениками; сформировать знания об особенностях питания животных, о разнообразии способов получения пищи в связи с условиями жизни.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, интерактивная доска(экран),

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение целей и задач урока.

3. Актуализация знаний учащихся.

4. Изучение нового материала.

5. Первичное закрепление учебного материала

6. Задание на дом:

Учебное содержание

1. Сообщение целей и задач урока.

Деятельность учителя

На предыдущем уроках мы начали изучение темы «Питание и пищеварение», познакомились с особенностями питания растений. Сегодня мы продолжим изучение этого материала, узнаем, чем питание растений отличается от питания животных, познакомимся с различными способами получения пищи животными.

Деятельность учащихся

Вступают в  невербальный контакт с учителем

2. Актуализация знаний учащихся.

Деятельность учителя

Ребята, напомню вам, что питанием называется процесс получения организмами веществ и энергии. Питательные вещества для растений – углекислый газ и вода. Каким же образом происходит питание растений? Из углекислого газа и воды, за счет энергии солнечного света они создают органические вещества. Этот процесс называется фотосинтез.

Деятельность учащихся

Отвечают, высказывают свои предположения, предъявляют доказательства к своим предположениям

3. Растительноядные животные

Деятельность учителя

Животные в процессе питания используют солнечную энергию, накопленную в растениях. Такие животные как корова, лошадь ил заяц поедают сами растения, а другие  - мышы, белки, клесты, свиристели  - их плоды и семена.

Деятельность учащихся

Отвечают, высказывают свои предположения

4 Хищники

Деятельность учителя

В свою очередь растительноядными животными питаются хищники. К ним относятся, например, волки, лисы, тигры, ястребы, совы. Хищники встречаются и в царстве растений. На бедных почвах, на болотах обитает росянка. Это небольшое растение ловит насекомых с помощью клейких волосков, которые покрывают ее листья. К ним и прилипают неосторожные насекомые, привлеченные блеском клейких капелек сладкого сока. Они вязнут в нем, волоски, волоски плотно прижимают жертву к листовой пластинке, которая, заворачиваясь, схватывает жертву. Выделяется сок, напоминающий пищеварительный сок животных и насекомое переваривается, а питательные вещества всасываются листом. Другое хищное растение – венерина мухоловка обладает листьями, напоминающими челюсти животных. Она может захватывать ими не только насекомых, но даже позвоночных животных, например, лягушенка.

Но хищный способ питания у этих растений не главный. Он лишь дополняет основной способ питания – фотосинтез.

Деятельность учащихся

Отвечают, повторяют материал предыдущих уроков, обращают внимание на новую информацию

5. Симбиоз

Деятельность учителя

В природе встречаются организмы, ведущие совместное существование, их называют симбионтами (от греческого «симбиозис» - совместная жизнь). Например грибы – знакомые вам подберезовики, подосиновики – растут около определенных деревьев. Это не случайно. Грибница гриба оплетает корни растения и даже врастает внутрь его клеток, корни дерева получают от гриба дополнительную воду и минеральные соли, а гриб от растения – органические вещества, которые он, не имея хлорофилла, сам синтезировать не может.

Деятельность учащихся

Слушают, запоминают

6. Трупоеды

Деятельность учителя

В природе есть животные, поедающие трупы других животных. К трупоедам относятся многие насекомые, некоторые птицы (грифы, вороны) и млекопитающие (гиены). Кроме того, многие бактерии, грибы также питаются мертвыми организмами или их разлагающимися остатками. Трупоеды играют в природе роль санитаров, очищая поверхность планеты от мертвых тел.

Деятельность учащихся

Отвечают, повторяют материал предыдущих уроков, обращают внимание на новую информацию

7. Паразиты

Деятельность учителя

В природе встречаются организмы, которые забирают у других необходимые питательные вещества и ничего не дают им взамен, - это паразиты. Они целиком существуют за счет организма-хозяина. На многих животных поселяются кровососущие паразиты – вши, клещи, блохи. Внутри организмов могут обитать  паразитические черви – аскарида, бычий цепень, печеночный сосальщик.

Среди растений также встречаются паразиты. Например, известна своими гигантскими цветками раффлезия, которая обитает в тропических лесах Юго-Восточной Азии. Поселившись на корнях лиан, она питается только за счет  соков растения-хозяина.

Деятельность учащихся

Отвечают, повторяют материал предыдущих уроков, обращают внимание на новую информацию

8. Способы поглощения пищи

Деятельность учителя

У животных есть различные приспособления, помогающие им  поглощать пищу. Так, мелкие растительноядные животные, питающиеся грубой растительной пищей, имеют крепкие жевательные органы. У насекомых, питающихся жидкой пищей, - бабочек – ротовой орган превращен в сосущий хоботок.

Ряд животных имеют приспособления для отцеживания пищи. У китов эту функцию выполняют роговые пластинки – китовый ус. Набрав в рот воды, кит процеживает ее через пластины, а потом заглатывает застрявших между ними мелких ракообразных.

Млекопитающие  животные (кролики, кошки, собаки) имеют хорошо развитые зубы, с помощью которых они откусывают и перетирают пищу. Форма, величина и количество зубов зависят от способа питания животного.

Деятельность учащихся

Отвечают, повторяют материал предыдущих уроков, обращают внимание на новую информацию

9. Закрепление изученного материала

Деятельность учителя

Заполните в тетради таблицу «Способы питания животных».

Способ питания

Примеры животных

Деятельность учащихся

Заполняют таблицу

10. Задание на дом

Деятельность учителя

Станицы 50-54.

Деятельность учащихся

Записывают задание на дом

Ссылки на ресурсы

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.