logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели урока: способствовать раскрытию индивидуальных способностей учащихся, возбудить интерес к изучению строения и функций собственного организма, формировать знания о значении питательных веществ в жизни человека, гигиене питания.

Предметные результаты:

Учащиеся должны знать:

- суть понятий и терминов: «питание», «пищеварение», «ферменты»

- органы, составляющие пищеварительную систему;

Учащиеся должны уметь:

- определять и показывать на таблице органы пищеварительной системы;

- объяснять сущность основных процессов питания и пищеварения;

- обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;

- сравнивать особенности питания различных организмов;

- наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;

- исследовать строение отдельных органов организмов;

- фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- организовывать свою учебную деятельность;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- составлять план работы;

- осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

- составлять план ответа;

- узнавать изучаемые объекты на таблицах;

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, интерактивная доска (экран), ватные палочки, накрахмаленный бинт, йод, ванночка с водой.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение целей и задач урока.

3. Актуализация знаний учащихся.

4. Изучение нового материала.

5. Первичное закрепление учебного материала

6. Выводы по уроку (рефлексия).

7. Задание на дом:

Учебное содержание

1. Сообщение целей и задач урока.

Деятельность учителя

На предыдущих уроках вы начали изучение темы «Питание и пищеварение», познакомились с особенностями питания растений и типами питания животных. Сегодня мы продолжим изучение этого материала, узнаем, как устроены пищеварительные системы у разных животных, изучим процесс пищеварения, выясним, что происходит с пищей в организме животного

Деятельность учащихся

Вступают в  невербальный контакт с учителем

2. Актуализация знаний учащихся.

Деятельность учителя

Ребята, давайте вспомним, что называется питанием (Питание – процесс получения организмами веществ и энергии). Мы уже знаем,  что питательными веществами для растений являются вода и углекислый газ, а для животных– органические вещества – белки, жиры, углеводы. Каким же образом происходит питание растений? (из углекислого газа и воды, за счет энергии солнечного света они создают органические вещества. Этот процесс называется фотосинтез). В отличие от растений животные поглощают готовую пищу.

Деятельность учащихся

Отвечают, высказывают свои предположения, предъявляют доказательства к своим предположениям, слушают, делают записи в тетради

3. Изучение нового материала

Деятельность учителя

Дайте подумаем, что же происходит пищей, после того как она попала в организм животного? Конечно, вы правы – она переваривается. И система органов животного, в которой происходит процесс переваривания пищи называется пищеварительная система.  Давайте назовем, из каких органов она состоит: рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие. Но не у всех животных пищеварительная система устроена таким образом. Давайте рассмотрим ее строение у различных живых организмов.

Особенности питания и пищеварения одноклеточных организмов. Рассмотрим как происходит пищеварение у простейших на примере амебы. Встретив на своем пути бактерию, амеба медленно обволакивает ее с помощью ложноножек, которые слившись образуют пузырек – пищеварительную вакуоль. В нее из цитоплазмы поступает пищеварительный сок. Под его действием содержимое пузырька переваривается. Образовавшиеся в результате питательные вещества поступают в цитоплазму. Из них строится тело животного. Непереваренные остатки выбрасываются наружу в любом месте тела амебы.

Особенности пищеварения кишечнополостных. Сложнее идет переваривание пищи у кишечнополостных. Это гидры, медузы, кораллы. Пища – мелкие животные, захваченные щупальцами гидры, - поступает в кишечную полость через единственное отверстие, которое служит как ротовым, так и анальным. Здесь пища под влиянием особых веществ, способствующих ее перевариванию, размельчается, а затем попадает в клетки внутреннего слоя гидры, в которых и заканчивается пищеварение. Непереваренные остатки выбрасываются наружу через уже упомянутое единственное отверстие. У плоского червя планарии уже есть глотка и кишечник, но отверстие, как и у гидры, одно. Поэтому, пока пищеварение не закончится, животное не может заглотить новую жертву.

Усложнение процесса переваривания пищи у червей. Дождевой червь имеет боле сложную и совершенную пищеварительную систему. Начинается она ротовым отверстием и заканчивается анальным, поэтому пища по ней проходит только в одном направлении – через глотку, пищевод, зоб, желудок и кишечник. Поэтому, в отличие от планарии, червь потребляет пищу независимо от процесса переваривания.

Органы пищеварительной системы у позвоночных. Подобный план строения пищеварительной системы имеют многие животные – от кольчатых червей до млекопитающих. Пищеварительная система позвоночных обычно состоит из ротового отверстия, глотки, пищевода, желудка, кишечника, анального отверстия, а также много численных желез.

Ферменты пищеварительной системы, их роль. Процесс пищеварения начинается в ротовой полости. Здесь под влиянием слюны начинается процесс переваривания. Далее он продолжается в желудке. В кишечнике пища окончательно переваривается, и питательные вещества всасываются в кровь. Непереваренные остатки выводятся из организма. Таким образом, ребята, давайте попробуем сформулировать определение термина «пищеварение». Пищеварение – это процесс механической и химической обработки пищи, в ходе которого сложные органические вещества превращаются в простые доступные для усвоения организмом. Как вы понимаете слово «механическая»? Где она происходит, и с помощью чего? Действительно, этот процесс происходит в ротовой полости, с помощью зубов. А вот химическая обработка пищи происходит с помощью особых веществ - ферментов. Ферменты выделяется пищеварительными железами – слюнными, печенью, поджелудочной железой, железами кишечника и желудка. Ферменты представляют собой особые вещества, обеспечивающие переваривание пищи, то есть превращения ее в простые, доступные для усвоения вещества. Ферменты могут действовать только при определенной температуре и расщеплять определенные вещества. Например, ферменты слюны расщепляют сложные углеводы до простой глюкозы, а ферменты желудочного сока расщепляют белки до аминокислот. Благодаря этому углеводы расщепляются и усваиваются у нас уже в ротовой полости, а они служат главным источником энергии, поэтому, если вы чувствуете усталость, нужно съесть что-нибудь сладкое, например, кусочек шоколада или конфету, но не глотать его, а подождать, пока он растворится во рту. Спустя некоторое время вы почувствуете прилив энергии и сможете приняться за свои дела с новыми силами. Для того, чтобы убедиться в том, что ферменты слюны расщепляют углеводы, проделаем небольшой опыт: возьмем накрахмаленный бинт и ватную палочку. Смочим ее слюной и напишем на бинте какую-нибудь букву. Затем зажмем бинт на несколько минут между ладонями. Пока мы держим бинт между ладонями, ответьте на вопросы: почему мы взяли именно накрахмаленный бинт (крахмал – углевод). Почему смочили бинт слюной? (ферменты слюны расщепляют углеводы). Почему мы держим бинт между ладонями, а не положили на стол? (ферменты должны действовать при температуре тела человека). Итак, посмотрим результат нашего опыта. Для этого положим бинт в раствор йода. Как известно, крахмал под действием йода становится синим. Посмотрите, там, где мы проводили ватной палочкой, смоченной в слюне, бинт не посинел, значит, там нет крахмала, то есть он расщепился под действием ферментов. Таким образом, мы доказали, что под действием ферментов слюны происходит расщепление углеводов, содержащихся в пище.

Деятельность учащихся

Отвечают, высказывают свои предположения, предъявляют доказательства к своим предположениям, слушают, делают записи в тетради

4. Выводы

Деятельность учителя

Таким образом, на сегодняшнем уроке мы вспомнили, как происходит  питание растений, повторили способы питания организмов, узнали особенности строения пищеварительных систем и питания разных животных, выяснили, что происходит с пищей в организме животного. По итогам урока можно сделать следующие выводы:

Человек, как и животные, питается готовыми органическими веществами.

У человека такие же отделы пищеварительной системы, как у животных.

Углеводы перевариваются во рту, а белки – в желудке.

Для быстрого восстановления сил нужно поесть сладкого.

Пища человека должна быть разнообразной, содержать белки, жиры, углеводы.

Деятельность учащихся

Записывают выводы

5. Домашнее задание.

Деятельность учителя

А в качестве домашнего задания я предлагаю вам записать, какие из известных вам продуктов богаты белками, какие жирами, а какие углеводами.

Деятельность учащихся

Записывают задание на дом

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.