logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели урока:

Расширить и углубить знания учащихся о дыхании, выяснить значение дыхания, сформировать знания о строении органов дыхания животных.

Метапредметные результаты:

Учащиеся должны уметь:

- организовывать свою учебную деятельность;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- составлять план работы;

- участвовать в групповой работе;

- использовать дополнительную информацию;

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

Личностные результаты обучения:

- формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение предмета;

- развитие навыков обучения;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

Предметные результаты: определять сущность процесса дыхания. Сравнивать процессы фотосинтеза и дыхания. Называть органы, участвующие в процессе дыхания. Называть типы дыхания у животных. Приводить примеры животных и называть их тип дыхания

Оборудование:  учебник, компьютер, проектор, интерактивная доска (экран), комнатные растения.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение целей и задач урока.

3. Актуализация знаний учащихся.

4. Изучение нового материала.

5. Первичное закрепление учебного материала

6. Задание на дом

Учебное содержание

1. Сообщение целей и задач урока.

Деятельность учителя

На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение процессов жизнедеятельности живого организма и познакомимся с процессом дыхания.

Деятельность учащихся

Вступают в  невербальный контакт с учителем

2. Актуализация знаний учащихся.

Деятельность учителя

Приложив руку к грудной клетке нетрудно заметить, что она попеременно опускается и поднимается. Это дыхательные движения, которые можно считать внешним проявлением сложного жизненного процесса – дыхания. Дышат все живые организмы, так как для поддержания жизни необходимо постоянное поступление кислорода, а его запасы в организме отсутствуют. Кислород необходим для сложных химических процессов расщепления органических веществ. В результате которых выделяется энергия. Эта энергия используется для подержания жизнедеятельности организма, его роста, движения, питания и многих других процессов.

Деятельность учащихся

Отвечают, высказывают свои предположения, предъявляют доказательства к своим предположениям

3. Клеточное дыхание

Деятельность учителя

Одноклеточные организмы – как растения, так и животные – поглощают растворенный в воде кислород всей поверхностью своего тела. Это самый простой тип дыхания – клеточный. Образующийся в процессе дыхания углекислый газ выделяется сквозь оболочки непосредственно в воду. Сходным образом дышат и многие многоклеточные животные, например, кишечнополостные, плоские черви. А среди растений всей поверхностью тела дышат водоросли.

Деятельность учащихся

Отвечают, высказывают свои предположения

4. Дыхание растений

Деятельность учителя

У высших растений для осуществления газообмена имеются специальные приспособления и органы. У цветковых растений это устьица и чечевички. Устьица располагаются обычно на нижней стороне листа. Число устьиц огромно. Так, на 1 мм2 листа подсолнечника их можно насчитать до 220, а на 1 мм2 листа клена – до 550. Периодически то открываясь, то закрываясь, устьица регулируют поступление воздуха в листья. Но они служат не только для дыхания. Через устьица в лист поступает углекислый газ, необходимый для фотосинтеза и выделяется образовавшийся в процессе фотосинтеза кислород. Регулируют устьица и процесс испарения воды. Стебель растения дышит через специальные отверстия среди клеток толстой и плотной пробки – чечевички. Встречаются у растений и дополнительные приспособления: так, у болотного кипариса, растущего на переувлажненной почве, развиваются дыхательные корни.

Деятельность учащихся

Отвечают, повторяют материал предыдущих уроков, обращают внимание на новую информацию

5. Органы дыхания животных

Деятельность учителя

У животных органы дыхания очень разнообразны. У большинства водных обитателей это жабры – особые разветвленные кожные выросты тела. Жабрами дышат рыбы, многие моллюски и членистоногие. Различают внутренние и наружные жабры. У рыб внутренние жабры. Заглатывая ртом воду и проталкивая ее через жаберные щели, рыба создает в них постоянный ток воды. Жабры пронизаны множеством кровеносных сосудов. Из омывающей жабры воды в кровь поступает кислород. А из крови в воду удаляется углекислый газ. Некоторые животные, например, амфибии, на ранних стадиях своего развития  и даже взрослые имеют наружные жабры.

Иначе устроена система дыхания насекомых. В каждом сегменте их тела имеется пара дыхалец – отверстий, от которых внутрь отходят ветвящиеся трубочки – трахеи. Они буквально пронизывают все тело. По этим трахеям в клетки тела насекомого поступает воздух, богатый кислородом.

Наземные позвоночные дышат легкими. Легкие имеют вид ячеистых мешков, пронизанных множеством кровеносных сосудов. Ячеистое строение позволяет увеличить внутреннюю поверхность легких во много раз.

Встречаются среди  наземных позвоночных и животные, у которых легкие отсутствуют, например безлегочные саламандры, - они дышат кожей.

Несмотря на наличие сложных органов дыхания, у позвоночных имеется и кожное дыхание. У лягушки оно даже преобладает над легочным, и при его нарушении лягушка с неповрежденными легкими погибает. Дышит кожей и человек: у него на долю кожного дыхания приходится около 1-2 % от его общего объема. ивотных органы дыхания очень разнообразны. аются дыхательные корни. тной пробки - чечевички.а, а его запасы в организме отсутст

Деятельность учащихся

Отвечают, высказывают свои предположения, предъявляют доказательства к своим предположениям

7. Закрепление изученного материала

Деятельность учителя

Заполните в тетради таблицу «Органы дыхания животных».

Название органов дыхания

Примеры животных

Деятельность учащихся

Заполняют таблицу

8. Задание на дом

Деятельность учителя

Станицы 59-63.

Деятельность учащихся

Записывают задание на дом

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.