logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели урока:

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- суть понятий и терминов «транспорт веществ», «сосуды», «ситовидные трубки», «корневое давление»

Учащиеся должны уметь:

- определять и показывать на таблице органы, участвующие в транспорте веществ растений;

- объяснять сущность транспорта веществ у растений;

- сравнивать особенности транспорта веществ у разных организмов;

- наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;

- исследовать строение отдельных органов организмов;

- фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- организовывать свою учебную деятельность;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- составлять план работы;

- осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;

- работать с текстом параграфа и его компонентами.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, элодея канадская, пробы воды, микроскоп, комнатное растение бальзамин

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение целей и задач урока.

3. Актуализация знаний учащихся.

4. Изучение нового материала.

5. Первичное закрепление учебного материала.

6. Выводы по уроку(рефлексия).

7. Задание на дом:

Учебное содержание

1. Сообщение целей и задач урока.

Деятельность учителя

На сегодняшнем  уроке мы продолжим изучение процессов жизнедеятельности живых организмов и познакомимся с тем, как осуществляется транспорт веществ.  

Деятельность учащихся

Вступают в  невербальный контакт с учителем

2. Актуализация знаний учащихся

Деятельность учителя

Вы уже знаете, что в живых организмах происходят сложные процессы, в результате которых образуются разнообразные вещества. Обычно они передвигаются внутри клетки от органоида к органоиду, от одной клетки организма к другой.

Деятельность учащихся

Отвечают, высказывают свои предположения, предъявляют доказательства к своим предположениям

3. Изучение нового материала. Передвижение веществ в клетке

Деятельность учителя

Вначале урока, мы с вами отправимся на пруд или озеро, но не для того, чтобы искупаться и отдохнуть. Здесь мы найдем объекты изучения для нашего сегодняшнего урока, а именно – водное растение элодею и одноклеточные организмы, которые наверняка встречаются в прудовой воде. Для дальнейшей работы мы с вами воспользуемся микроскопом. Элодея - водное растение, широко встречающееся в наших пресных водоемах. Но это не водоросль, как думают некоторые, а цветковое растение. У него есть стебель, листья, цветки, а у водорослей эти органы отсутствуют.  Кстати, элодею часто разводят в аквариумах. Несмотря на свой достаточно безобидный вид, это растение получило прозвища «водяная зараза» или «водяная чума». Попробуйте узнать, почему.  Если рассмотреть лист элодеи под микроскопом, то можно заметить, как хлоропласты медленно перемещаются вдоль клеточной оболочки. Это указывает на то, что цитоплазма клетки находится в движении. Этот процесс обеспечивает в клетке перемещение питательных веществ и газов. Движением цитоплазмы переносятся различные вещества и у одноклеточных животных, которые есть во взятых нами образцах воды. Так, у амебы цитоплазма перетекает из одной части тела в другую. Содержащиеся в ней вещества перемешиваются и разносятся по всей клетке. У инфузории-туфельки – простейшего с постоянной формой тела – передвижение пищеварительной вакуоли и распределение питательных веществ по всей клетке достигается непрерывным круговым движением цитоплазмы.

Деятельность учащихся

Отвечают, повторяют материал предыдущих уроков, обращают внимание на новую информацию, слушают, делают записи, отвечают.

4. Перемещение веществ между клетками

Деятельность учителя

У многоклеточных организмов цитоплазма одной клетки не изолирована полностью от цитоплазмы другой, соседней клетки полностью: через их мембраны может свободно проникать вода и растворенные в ней вещества. Цитоплазмы растительных клеток сообщаются между собой с помощью тончайших каналов, по которым из клетки в клетку также могут поступать вода и питательные вещества.

Деятельность учащихся

Отвечают, повторяют материал предыдущих уроков, обращают внимание на новую информацию

5. Транспорт воды и минеральных веществ

Деятельность учителя

Более активное перемещение веществ у растений происходит по проводящим тканям. Эти ткани образуют сосудисто-волокнистые пучки, которые пронизывают все растение, соединяя его части – побеги, корни, цветки и плоды. Очень хорошо сосудисто-волокнистый пучок виден на поперечном срезе листа. Вода и растворенные в ней минеральные вещества передвигаются в растении от корней к наземным органам по сосудам древесины, а органические вещества  - по ситовидным трубкам луба в другие части растения. Напомню, что сосуды растений образованы множеством клеток, расположенных друг над другом, и образующих  длинную полую трубку. Поперечные перегородки между этими клетками растворяются, и возникают перфорации (сквозные отверстия). Каждый сосуд может состоять из огромного числа клеток, поэтому средняя длина сосудов  от нескольких сантиметров до 1 м и больше. Мы знаем, что вода и минеральные соли поступают в растение через корневые волоски. Затем по сосудам корня вода поднимается в наземные органы растения. Убедиться в этом поможет следующий опыт: в воду, подкрашенную чернилами, поставим веточку комнатного растения бальзамина. Через некоторое время мы увидим, как вода поднимается по стеблю в листья, окрашивая их жилки. Сила, вызывающее одностороннее движение воды от корней к побегам называется корневым давлением. Попав в листья, вода испаряется с поверхности клеток и в виде пара через устьица выходит в  атмосферу. Этот процесс обеспечивает непрерывный восходящий ток воды по растению. Отдав воду, клетки мякоти листа начинают интенсивно поглощать ее окружающих сосудов, куда вода поступает по стеблю из корня. Подсолнечник ежедневно теряет до 2 литров воды, а старый дуб – до 600 литров.

Деятельность учащихся

Отвечают, повторяют материал предыдущих уроков, обращают внимание на новую информацию, слушают, делают записи, отвечают.

6. Транспорт органических веществ

Деятельность учителя

Как было сказано выше, органические вещества в растении передвигаются по ситовидным трубкам луба. В отличие от сосудов, ситовидные трубки образованы живыми клетками,  имеющими на концах ситовидные пластинки, – перегородки с многочисленными отверстиями (ситечками). Зная, как передвигаются в растении органические вещества, можно управлять их движением. Например, если обрезать боковые побеги у томата и винограда, можно направить к плодам те органические вещества, которые использовались бы при развитии удаленных побегов. Это ускорит созревание плодов и увеличит урожай.

Деятельность учащихся

Отвечают, повторяют материал предыдущих уроков, обращают внимание на новую информацию, слушают, делают записи, отвечают.

7. Выводы по уроку

Деятельность учителя

В растениях вещества транспортируются по проводящим тканям: вода и минеральные соли передвигаются по сосудам древесины, а органические вещества по ситовидным трубкам луба. Перемещение веществ в клетке происходит благодаря движению цитоплазмы.

Деятельность учащихся

Записывают выводы

8. Задание на дом

Деятельность учителя

А качестве домашнего задания предлагаю вам придумать опыты, с помощью которых можно наблюдать за движением веществ в растении.

Деятельность учащихся

Записывают домашнее здание

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.