logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель урока: сформировать представления учащихся о процессе выделения в организме животных, познакомить с различными органами выделительной системы сформировавшимися у животных в процессе эволюции, а также роль процесса выделения в жизнедеятельности животных организмов.

Результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями выделения у животных; учатся определять значение выделения в жизни животных; объясняют роль жабр, лёгких, кожи, почек в удалении продуктов обмена веществ.

Метапредметные и личностные результаты

Личностные УУД:

- побуждение познавательного интереса на основе изучения жизнедеятельности животных, формирование ценностно-смысловых установок по отношению к животному миру его многообразии и уникальности.

Регулятивные УУД:

- формирование критического мышления;

- формирование способности самостоятельно оценивать результат своего труда.

Познавательные УУД:

- формирование умений сравнивать, выделять главное, обобщать, способствовать развитию логического мышления.

Коммуникативные УУД:

- владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

- умение выражать свои мысли, строить предположения, рассуждать и доказывать свою точку зрения.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска:

Ход урока

Постановка проблемы, объявление темы урока.

Деятельность учителя

И одноклеточные и многоклеточные животные – это открытые системы, а значит в процессе жизнедеятельности из окружающей среды берут нужные ей вещества. В ходе обменных реакций не все вещества усваиваются организмом, более того на клеточном уровне образуются порой даже вредные вещества. Понятно, что для сохранения жизни и здоровья они должны быть удалены из организма. Но как?

Об этом мы сегодня с вами поговорим на уроке. Тема: «Выделение в организме животных».

Деятельность учащихся

Слушают речь учителя. Принимают поставленную цель урока.

Изучение нового материала.

Деятельность учителя

Выделение - это процесс удаления из организма продуктов распада, избытка воды, солей, органических и токсичных веществ ,образовавшихся в процессе обмена или поступивших с пищей. Выделение это своего рода непрерывная уборка и чистка всех клеток, у многоклеточных и тканей и органов, в ходе которой организм избавляется от ненужных веществ.

Для этого существуют различные части клеток или органы.

Так у одноклеточны животных, например, у амебы это сократительные вакуоли  - небольшие пузырьки в цитоплазме, которые пульсируют и удаляют обменные ненужные клетке вещества. А у инфузории туфельки появляется ещё и система выделительных канальцев.  (рисунок амебы и инфузории туфельки с сократительными вакуолями).

Деятельность учащихся

Зарисовывают в тетрадь схему обмена веществ в организме растений.

Слушают, делают записи в тетради.

Выделение у гидроидных и червей

Деятельность учителя

У гидроидных медуз и кораллов продукты распада выделяются диффузно – через всю поверхность тела. В вот специализированные органы выделения впервые появляются у червей.

Так у плоских червей это извилистые трубочки, а у кольчатых червей в каждом сегменте тела есть извитой каналец начинающийся воронкой и заканчивающийся небольшим отверстием на коже червя. Называются они – нефридии.

Эти многочисленные нефридии густо оплетены кровеносными сосудами.

«Зачем?», - спросите вы. Оказывается у большинства животных вредные, ненужные и ядовитые вещества из клетки поступают сначала  в кровь и лишь потом фильтруются в специализированных органах выделения, что быть удаленными из организма.

Деятельность учащихся

Слушают, делают записи в тетради.

Выделение у ракообразных и насекомых

Деятельность учителя

А теперь я попрошу вас поработать самостоятельно и записать в тетрадь из учебника  - какими органами представлена система органов выделения у ракообразных и насекомых.

Деятельность учащихся

Самостоятельно находят информацию из текса учебника

Выделение у позвоночных животных

Деятельность учителя

Выделительные функции позвоночных животных выполняют многие органы, относящиеся к разным системам.

Легкие – удаляют углекислый газ;

Кожа – избыток воды и солей;

Кишечник – непереваренные пищевые отходы и соли тяжелых металлов;

Почки – воду, мочевину, соли, мочевую кислоту.

Ребята, посмотрите на экран. Перед вам  удивительный орган выделения позвоночных животных – это почки. Я прошу вести запись во время моего рассказа о строении и функционировании почек.

Почки впервые появились у рыб, лентовидные по форме. У высших позвоночных – почки бобовидные и составляют 0,5% массы тела. От каждой почки отходит по мочеточнику, которые открываются в мочевой пузырь. Из мочевого пузыря продукты обмена удаляются через мочеиспускательный канал. Почки состоит из сети многочисленных почечных канальцев, пронизанных густой сетью капилляров. За счет диффузии жидкие продукты жизнедеятельности из крови поступают в почки.

Деятельность учащихся

Слушают, делают записи в тетради.

Закрепление нового материала.

Деятельность учителя

Ребята, давайте подведем итоги.

Я буде начинать утверждение, с информацией полученной на уроке. Ваша задача – закончить утверждение.

Итак, процесс выделения это……..

Органоиды выделения одноклеточных животных - …….

Впервые специализированная система выделения появилась………..

Выделительная система позвоночных животных представлена…….

Какие ещё органы у позвоночных участвуют в процессе выделения……..

Деятельность учащихся

Письменно отвечают завершают утверждение, связанное с выделением у животных.

Проверка изученного материала

Деятельность учителя

Процесс выделения это процесс удаления из организма продуктов распада, избытка воды, солей, органических и токсичных веществ.

Органоиды выделения одноклеточных животных – сократительные вакуоли.

Впервые специализированная система выделения появилась у плоских червей.

Выделительная система позвоночных животных представлена 2 почками, 2 мочеточниками, 1 мочевым пузырем и мочеиспускательным каналом

Назовите органы у позвоночных, которые  участвуют в процессе выделения – почки, легкие, кишечник, кожа.

Деятельность учащихся

Сравнивают с схемой верных ответов на доске, делают самостоятельно выводы об успешности усвоения материала.

Подведение итогов, домашнее задание.

Деятельность учителя

Сравните особенности строения выделительных систем дождевого червя, насекомого и рыбы. Укажите черты сходства и различия.

А также подумайте - почему у морских простейших нет сократительной вакуоли?

Деятельность учащихся

Делают запись домашнего задания.

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.