logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель урока: сформировать сформулировать определение «обмен веществ», раскрыть особенности обмена веществ и энергии у растений и животных.

Результаты обучения

Предметные: у учащихся сформируется представление понятий обмен веществ, потоки вещества и энергии, холоднокровные и теплокровные животные

Метапредметные и личностные результаты

Личностные УУД:

- формирование мировоззренческих позиций, способствующих пониманию основных закономерностей в живой природе;

- формирование личностных представлений о ценности растений, осознания значимости охраны растительного мира.

Регулятивные УУД:

- осознание собственных знаний до начала урока и после.

Познавательные УУД:

- формирование умения выделять главное, сравнивать и обобщать приведенную информацию;

- умение слушать и слышать

Коммуникативные УУД:

- владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

- умение выражать свои мысли, строить предположения, рассуждать и доказывать свою точку зрения.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска:

Ход урока

Постановка проблемы

Деятельность учителя

Добрый день, дорогие школьники.

Важным признаком живых организмов является обмен веществ и энергии. Из курса начальной школы вам знаком данный процесс, однако, сегодня нам предстоит понять, что обмен процесс и энергии это не просто поступление одних веществ в живые организмы и удаление продуктов жизнедеятельности в окружающую среду. Обмен веществ это сумма сложных и взаимосвязанных процессов, без которых жизнь была бы невозможна. Давайте знакомиться с ними.

Деятельность учащихся

Слушают речь учителя. Принимают поставленную цель урока.

Изучение нового материала. Обмен веществ и энергии в организме растений.

Деятельность учителя

Обмен веществ и энергии мы рассмотрим на примере растительных и животных организмов.

Для всех растений характерны процессы дыхания, выделения и питания (почвенного и воздушного – фотосинтеза).

Зеленые растения из почвы поглощают воду и минеральные соли и с участием воды, углекислого газа и солнечного света, происходит образование питательного органического вещества - глюкозы. Это процесс ступенчатый, он состоит из многочисленных реакций превращения простых неорганических веществ в сложные органические вещества. Но важно понять, что глюкоза не только источник питания растений. Из неё потом образуются углеводы – крахмал, клетчатка, а также вещества - строительный материал, которые идут на образование белков, жирных кислот и даже нуклеотидов ДНК. Все эти вещества нужны, чтобы происходил рост и развитие организма.

Интересно, что углеводы, белки и жиры могут стать источником энергии при распаде. Но для этого необходим кислород, который поглощает растение в процессе дыхания. Поэтому правильно говорить, что дыхание это не просто поступление кислорода через устьица или чечевички растения и выделение углекислого газа, а дыхание это процессы, в ходе которых происходит поступление кислорода и удаление углекислого газа из организма, а на клеточном уровне использование кислорода для окисления органических веществ с освобождением энергии.

Сергей Павлович Костычев - российский и советский физиолог, биохимик заметил: «Стоит зелёному листу прекратить работу на несколько лет, и  всё живое население живого шара, в том числе и человечество погибнет». Мудрость слов заключается в зависимости животных от растений.

Глюкоза не только строительный материал, но и источник энергии, т.к. в ходе фотосинтеза солнечная энергия преобразовалась в энергию химических связей данного вещества.

Вы спросите  - для чего нужна энергия организму. Можно сравнить с автомобилем и бензином, без которого авто будет неподвижно. Так и без энергии невозможно движение, энергия  необходима, чтобы происходило деление клеток, следовательно рост и развитие организма, энергия идет на процессы регуляции и координации жизнедеятельности.

Деятельность учащихся

Зарисовывают в тетрадь схему обмена веществ в организме растений.

Слушают, делают записи в тетради.

Обмен веществ и энергии в организме животных.

Деятельность учителя

Животные организмы.

Процесс дыхания у растений и животных схож. Поглощается  кислород, выделяется углекислый газ, на клеточном уровне идёт распад белков, жиров, углеводов на простые вещества с выделением  энергии.

А вот питание различно – животные не создают, а поглощают питательные вещества в готовом виде. И данным питательным веществам необходим распад, чтобы в растворенном виде, усваиваться клеткой. И только потом из них будут построены новые вещества.

А знаете ли вы, что все животные можно разделить на две группы – холоднокровные и теплокровные.

Теплокровные это животные с высоким уровнем обмена веществ и энергии, развитой терморегуляцией. Температура их тела  не зависит от температуры окружающей среды и к ним относятся птицы и млекопитающие.

 Холоднокровные это земноводные и пресмыкающиеся, рыбы и насекомые. Обмен веществ и энергии у них протекает медленно, температура тела их непостоянна и зависит от температуры окружающей среды. Именно поэтому, например,  бабочки и ящерицы в наших умеренных широтах зимой впадают в спячку. А знойным летом змеи и лягушки прячутся в тенистые места спасаясь от перегрева.

Таким образом, обмен веществ и энергии состоит из двух взаимосвязанных и противоположенных процессов в организме и клетка – процессах сборки и процессов распада. Распада одних питательных веществ и образования новых. Поглощение энергии, расходование её. При этом часть энергии выделяется в форме тепла, а часть откладывается в запас в форме сложных углеводов.

Деятельность учащихся

Слушают, делают записи в тетради.

Закрепление знаний. Работа по эталону.

Деятельность учителя

Питание и дыхание – взаимосвязанные процессы, в ходе которых происходит и сборка и распад веществ, ПОГЛОЩЕНИЕ И ВЫДЕЛЕНИЕ ВЕЩЕСТВ.

Давайте сравним две схемы: обмен веществ и энергии  в организме растений и обмен веществ и энергии  в организме животных. И выявим признаки сходства и признаки различия. 

Подведение итогов. Домашнее задание.

Деятельность учителя

Выпишите  в тетрадь признаки сходства и различия обмена веществ и энергии в организме растений и животных.

Подумайте – какое преимущество даёт птицам и зверям теплокровность?

Деятельность учащихся

Ведут запись домашнего задания.

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.