logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель урока: способствовать сформированию знаний об опорных системах животных, как механизмов опоры, защиты и часто движения.

Результаты обучения:

Понимать, что постоянная форма тела поддерживается скелетом

Понимать, что скелет бывает наружный и внутренний

Знать, у кого скелет наружный, у кого – внутренний

Понимать, что части скелета могут соединяться друг с другом подвижно, неподвижно и полуподвижно

Понимать, что прочность кости обеспечивается её внутренним строением

Знать, что скелет позвоночных состоит из кости и хряща

Предметные: у учащихся сформируется представление о строении и значении скелета, типами скелетов, их особенностями.

Метапредметные и личностные результаты

Личностные УУД:

- формирование ответственного отношения к обучению;

Регулятивные УУД:

- осознание собственных знаний, умение осуществлять самопроверку, самоконтроль.

Познавательные УУД:

- формирование логического мышления, умение заполнять таблицу, умение слушать и слышать;

- владение поиском и способностью выделять необходимую информацию.

Коммуникативные УУД:

- владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

- умение выражать свои мысли, строить предположения, рассуждать и доказывать свою точку зрения.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Демонстрация остовов млекопитающих, распилов костей, ра­ковин моллюсков, коллекций насекомых, фиксированные скелеты лягушки, ящерицы, голубя, кролика.

Ход урока

Вступительное слово.

Постановка учебной темы.

Деятельность учителя

Здравствуйте ребята!

Посмотри на экран, перед вами два представителя одноклеточных животных  (фото амёбы и фото панцирного жгутиконосца). Подумайте в чём их отличие и в связи с чем оно сформировалось?

Сегодня на уроке мы будем искать ответы на эти вопросы и в конце урока проверим, верны ли были ваши предположения.

Деятельность учащихся

Вступают в  невербальный контакт с учителем.

Анализируют, делают предположения.

Введение нового материала.

Деятельность учителя

Тема нашего урока: «Опорные системы животных».

В ходе эволюционного развития у животных сформировался скелет - это группа твёрдых тканей, служащая для опоры, защиты и помогающая движению организма.

Скелет бывает наружный и внутренний (схема на экране и фото фораминиферы и скелета радиолярии). Значение наружного скелета – это прочный каркас, определённая жестко фиксированная форма тела.

Так, раковины моллюсков (на экране фото раковин моллюсков) состоят из карбоната кальция - известняка. Мягкотелый моллюск, находящийся внутри, никогда не может покинуть свой панцирь. Особыми мышцами моллюск прикрепляется к раковине изнутри, у него имеются специальные железы, которые усваивают известняк и позволяют строить раковину пока моллюск растёт. Раковина получается прочной, но тяжёлой, поэтому моллюски ведут малоподвижный образ жизни.

Интересно, что школьный мел сделан из осадочных известковых пород, которые появились благодаря отмиранию и скоплению на океаническом дне раковин одноклеточных животных древних моллюсков.

К животным с  наружным скелетом  относят и различных членистоногих. Это ракообразные, пауки и насекомые. Однако, их наружный скелет состоит из хитина – разновидности сложных углеводов. (фото камчатского краба)

В течение жизни ракообразных, хитиновый панцирь пропитывается ещё и минеральными солями, он становится прочным и легким, мышцы также крепятся к нему изнутри и животные легко передвигаются. Однако, со временем хитиновый панцирь теряет свою эластичность. Поэтому для животных характерна – линька: процесс сброса панциря во время роста животного. В это время они очень уязвимы, поэтому прячутся и ведут малоподвижный образ жизни.

Интересно, что хитин входит в состав стенок клетки грибов и некоторых водорослей. А роль та же – защита и опора.

Внутренний  скелет есть и у одноклеточных (фото радиолярии, лучевики, солнечники) и многоклеточных.

Так группа животных с осевым внутренним скелетом называется – хордовые. У высших животных хрящевая эластичная хорда заменяется твёрдым и прочным позвоночником и группа животных называется – позвоночные. Это рыбы, земноводные, пресмыкающиеся (змеи, лягушки, крокодилы и черепахи), птицы и млекопитающие.

Чаще всего внутренний скелет состоит из: скелета головы, скелета туловища и скелета конечностей.

(учитель демонстрирует фиксированные препараты скелета различных животных: лягушки, ящерицы, голубя, кролика).

К костям при помощи связок и сухожилий прикрепляются кости. Таким образом, скелет позвоночных животных выполняет не только роль защиты, опоры, но и движения.

Деятельность учащихся

Слушают учителя, ведут записи схем в тетради.

Лабораторная работа «Строение и состав кости»

Деятельность учителя

Рассмотреть внешнее и внутреннее строение кости, обнаружить наличие в ней структур, придающих прочность.

Деятельность учащихся

Рассматривают и зарисовывают внутреннее строение кости.

Закрепление нового материала 

Деятельность учителя

Посмотрите на экран и определите – верное или ошибочное утверждение:

Скелет – опора организма

верно / ошибочно

1. У одноклеточных животных есть и наружный и внутренний скелет.

верно

2. Хитин это прочное и тяжелое вещество, в составе наружного скелета животных, благодаря которому животные защищены и ведут неподвижный образ жизни.

ошибочно

3. Между школьным мелом и раковиной моллюска есть взаимосвязь.

верно

4. Костная ткань состоит из минеральных и органических веществ.

верно

Деятельность учащихся

Заполняют таблицу. Проверяют свои ответы, сравнивая с эталоном.

Рефлексия, домашнее задание.

Деятельность учителя

В качестве домашнего задания, пожалуйста, заполните таблицу:

Значение скелета

Примеры животных

Парение в толще воды

Защита от врагов

Характерная форма тела

Крепление внутренних органов

Защита от повреждений

Прикрепление мышц.

Движение

И подумайте – какие преимущества даёт животным наличие внутреннего скелета?

Деятельность учащихся

Записывают домашнее задание

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.