logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель урока: познакомить учащихся с движением, как одним из главных свойств живых организмов, со способами передвижения животных в наземно – воздушной, водной и почвенной средах.

Результаты обучения:

Предметные: у учащихся сформируется представление различных механизмов передвижения в трёх средах обитания, взаимосвязь между строением тела и способами движения.

Метапредметные и личностные результаты

Личностные УУД:

- развитие самостоятельности;

- формирование осознанной мотивации к выполнению задания; 

- формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Регулятивные УУД:

- формирование умений рефлексировать свои действия по цели;

- формирование умений высказывать предположение и его доказать.

Познавательные УУД:

- формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между активностью движения и образом жизни животных;

- понимать определение «движение»;

- с опорой знаний из личного опыта, понимать и предметно обосновывать особенность передвижения животных в разных средах обитания.

Коммуникативные УУД:

- владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

- высказывание своей точки зрения, умение задавать вопросы,

- инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практических опытов.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска:

Ход урока

Вступительное слово.

Постановка учебной темы.

Деятельность учителя

Добрый день, дорогие ученики.

Вам знакома фраза «Движение – это жизнь?»

Так почему же так важно движение, у всех ли организмов оно одинаково и, собственно, что такое движение?

На эти вопросы сегодня мы с вами найдём ответ. Ведь тема урока -  Движение животных.

Деятельность учащихся

Вступают в  невербальный контакт с учителем.

Анализируют, делают предположения.

Введение нового материала.

Определение термина  движение.

Деятельность учителя

Движение это универсальное свойство и способ существования любой живой материи. Оно выражается в подвижности цитоплазмы и органоидов, перемещения клеток и органов, изменения положения отдельных частей или всего организма в пространстве.

Вспомните, у растительных организмов – это механизм роста клеток.

У животных же есть специализированные клетки с сократительными органоидами или мышечными и костно – мышечными системами.

Деятельность учащихся

Слушают учителя, ведут запись определения.

Движение беспозвоночных животных.

Одноклеточные.

Деятельность учителя

Движение одноклеточных животных весьма разнообразны. Так, амёба передвигается перетеканием цитоплазмы из одной части тела в другую и образованием ложноножек.

Эвглена зелёная – при помощи сократительного жгутика, который как бы ввинчивается в воду. А вдоль тела инфузории туфельки расположен ряд сократительных ресничек; это удивительно - за одну секунду инфузория делает до 30 взмахов ресничками.

Подведем первые итоги:

Название организма

Способы движение

Амёба

при помощи ложноножек

Инфузория - туфелька

при помощи ресничек

Эвглена зелёная

при помощи жгутиков

Деятельность учащихся

Слушают учителя, ведут записи таблицы в тетради.

Лабораторная работа – движение дождевого червя

Деятельность учителя

А теперь познакомимся с движениями многоклеточных животных. И начнём с движения дождевого червя.

Ход лабораторной работы:

1. Достаём из банки с землёй дождевого червя.

2. Помещаем его на лист бумаги.

3. Наблюдаем за движением дождевого червя.

4. Если наклониться к листу бумаги, то можно услышать шорох щетинок на брюшной стороне тела червя.

5. Помещаем дождевого червя на стекло.

- Почему он перестал двигаться?

Тело червя – кожно-мускульный мешок, при сокращении особых кольцевых мышц осуществляется движение:  тело червя свободно вытягивается вперёд и при следующем сокращении задний конец подтягивается к переднему. Более того на теле дождевого червя имеются специальные выросты – щетинки.

При действии специальных мышц щетинки могут втягиваться внутрь или выводиться наружу. Именно они облегчают передвижение червя по земле, цепляясь за частицы земли или упираясь на шероховатость бумаги.

На гладкой поверхности стекла движения не происходит. Потому что щетинкам нужна опора.

Попробуйте самостоятельно рассмотреть движения дождевого червя. А затем зарисовать описать этапы его движения.

Деятельность учащихся

Делают записи по ходу наблюдения.

Наблюдают и высказывают предположения.

Способы движения и связь со средой обитания.

Деятельность учителя

Водная среда.

Некоторые водные животные передвигаются необычными способами. Например, моллюски сближают и раскрывают створки раковины. Кальмары и осьминоги выталкивают из тела струю воды и придвигаются реактивным способом.

Однако, у большинства животных имеются специальные органы передвижения. Давайте познакомимся с ними поближе.

Посмотрите на фото рыб и ластоногих животных. Предположите, что у них общего и почему?

Воздушна среда.

Посмотрите на фото летучей мыши, бабочки и птицы. Предположите, что у них общего и почему?

Наземная среда.

Сравните конечности шимпанзе, лошади и человека. Выявите черты сходства и различия.

Почвенная среда.

Посмотрите на сверчка медведки и крота. Предположите, что у них общего и почему?

Деятельность учащихся

Слушают учителя, делают предположения. Сравнивают свои ответы с рассказом учителя. Ведут записи в тетради.

Закрепление нового материала.

Деятельность учителя

Ребята, перед вами фотографии животных:

Беркут, молодой побег растения, осьминог, тюлень, муравей, эвглена зелёная, дождевой червь.

Ваша задача – способ передвижения данных живых организмов.

Варианты ответов: рост клеток, при помощи крыльев, реактивное движение, плавники, ходильные ноги, при помощи жгутиков, сокращение мышц и использование щетинок.

Деятельность учащихся

Делают сопоставление между примерами животных и способами движения

Домашнее задание. Рефлексия урока.

Деятельность учителя

Подготовить рассказ о передвижениях животных в связи с жизнью в разных средах обитания и найти интересные факты о животных - рекордсменах по бегу.

Наш урок мы начали с высказывания «Движение это жизнь».

А вот фраза древнегреческого философа Аристотеля звучит: «Жизнь требует движения». Мне кажется это высказывание точнее, так как движение это не только активное взаимодействие с внешней средой, захват пищи, перемещение с места на место. Движения необходимы, чтобы расширять жизненные возможности организмов. Так у человека есть бытовые, спортивные, трудовые движения, движения связанные с речью и письмом. Получая новые знания, мы двигаемся в своём развитии, становимся образованнее, меняем себя, чтобы изменить свою жизнь. Вы согласны со словами Аристотеля: «Жизнь требует движения»?

Деятельность учащихся

Ведут запись домашнего задания.

Осмысливают тему урока.

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.