logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель урока: сформировать понятие «Гуморальная регуляция», изучить особенности гуморальной регуляции, познакомить с понятием гормоны у животных и растений.

Результаты обучения:

Предметные: у учащихся сформируется представление о биологически активных веществах — гормонах и их роли, о гуморальной регуляции как наиболее древней форме взаимодействия и координации работы между клетками.

Метапредметные и личностные результаты

Личностные УУД:

- формирование мотивации к изучению нового материала, у учащихся формирование научного мировоззрения в связи с развитием представления о гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности.

Регулятивные УУД:

- формирование критического мышления;

- умение осуществлять самоконтроль;

- осознание собственных знаний до начала урока и после.

Познавательные УУД:

- формирование логического мышления, умение заполнять таблицу, работать с информацией по плану;

- умение слушать и слышать;

- владение поиском и способностью выделять необходимую информацию.

Коммуникативные УУД:

- владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

- умение выражать свои мысли, строить предположения, рассуждать и доказывать свою точку зрения.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска:

Ход урока

Вступительное слово. Постановка учебной темы.

Деятельность учителя

Как сложно устроен живой организм. Сколько функций выполняют его десятки органов и миллиарды клеток! Как им удаётся работать четко и слажено? Кто-то, вероятно, должен всем этим управлять, отдавать приказы, следить за порядком. Кто отвечает за регуляцию и координацию в организме?

Сегодня мы ответим на этот вопрос.

Деятельность учащихся

Вступают в  невербальный контакт с учителем

Введение нового материала.

Понятие гуморальная регуляция, эндокринная система, гормоны.

Деятельность учителя

Чтобы живой организм работал как единое целое, чтобы организм поддерживал постоянство в меняющихся условиях окружающей среды, существует два механизма регуляции процессов жизнедеятельности: гуморальный и нервный. Нервная регуляция это молодой эволюционный механизм, о нём мы поговорим на следующем уроке. А гуморальная регуляция – первая древнейшая форма взаимодействия между клетками.

Так что же такое гуморальная регуляция? В переводе с латинского homor – «жидкость», значит, это регуляция с помощью жидких сред организма, а это кровь, лимфа и тканевая жидкость. Химические вещества, образующиеся в организме в процессе жизнедеятельности, поступают в кровь, в тканевую жидкость. Переносясь жидкостями организма, химические вещества действуют на органы, обеспечивая их взаимодействие.

А что вы знаете об особенностях гуморальной регуляции?

Попробуйте заполнить таблицу до урока, а потом мы к ней вновь вернёмся после урока.

До (в начале урока)

Гуморальная регуляция

После (в конце урока)

Эволюционное происхождение

Скорость действия

Механизм действия

Точный адрес действия

Значение

Отложите таблицу.

Одним из важных механизмом действия гуморальной регуляции является проведение по крови особых химических веществ – ГОРМОНОВ.

Гормоны выделяются железами эндокринной система, подобно тому, как слёзные железы выделяют слёзы, а слюну вырабатывают слюнные железы.

Итак, эндокринные железы выделяют химически активные вещества – гормоны.

Гормоны они выделяют не наружу, а во внутреннюю среду, через кровь гормоны разносятся по всему организму, оказывая отдаленное действие от места, где они образовались, таким образом, отсутствует точный адрес, по которому поступает химическое вещество.

Гормоны распространяются довольно медленно, скорость движения равна скорости крови, так в артериях это 200 мм/с (20 см в секунду), а в мельчайших сосудах капиллярах – 0, 5 мм/с. Сколько сантиметров? А метров?

На экране схема

Именно от гормонов зависит превращение головастика в лягушку, или превращение гусеницы в бабочку.

Важно знать, что гормоны высокоэффективны даже в малых количествах, и они обычно быстро разрушаются, поэтому для обеспечения длительного действия должны вырабатываться железами и выделяться в кровь постоянно.

Деятельность учащихся

Слушают учителя, ведут запись новых терминов, схемы.

Углубление нового материала.

Роль гормонов на примере инсулина и вазопрессина. Ростовые гормоны растений.

Деятельность учителя

И сегодня гормоны регулируют все жизненно важные процессы - рост, развитие, размножение, обмен веществ, - отвечают за долголетие, контролируют эмоциональные реакции и психическую деятельность.

Сегодня я расскажу о железе организма человека – гипофизе. Эта железа, которая вырабатывает несколько десятков гормонов, а один из них влияет на рост организма. Это гормон роста – СОМАТОТРОПИН.

За последние сто лет люди  основательно вытянулись в длину:  в начале XIX века средний рост женщин был 150, а мужчин – 160 см. К началу девяностых годов женщины подросли до 161 см, а мужчины – до 173. По данным статистики в начале XXI века человечество вновь поднимает планку: средний рост мужчины – 175 см, женщин – 164 см.

Научно установлено, что пища, лишённая витаминов и микроэлементов может вызвать задержку роста. На рост влияет, возраст, пол, физическая нагрузка, наследственность. Если мама и папа невысокие, их ребенок вряд ли будет великаном. Не стоит унывать, Пушкин, Гоголь, Наполеон, Эйнштейн, Пикассо, Чаплин это люди с невысоким ростом, но рост не помешал им оставить яркий след в истории человечества.

Но главная роль в отставании или опережении роста принадлежит гормону гипофиза – соматотропину. Именно он определяет параметры нашего тела, массу тела, величину всех органов. Благодаря ему наиболее активно детвора прибавляет заветные сантиметры весной и летом: в эти месяцы ребята растут в три четыре раза быстрее, чем зимой. Особенно «бурные» периоды роста это 5-6 лет и 12-14 лет. Высокую активность гормон роста проявляет лишь до определённого возраста: девушкам - до 16-18 лет, юношам – до 18-20 лет. После этого, образно говоря, организм считает свой план по росту выполненным.

Избыточное или недостаточное выделение гормона роста - саматотропина приводит отставанию в росте – заболевание карликовость, рост человека может быть лишь 70 см., или активности ростовых процессов, заболевание гигантизм, рост 2 метра и более. Самым большим ростом обладает Султан Косен, который был занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый высокий человек в мире из ныне живущих с ростом 251 см

А рост выходца из Непала Чандры Данги — 54 см.

Ребята, попробуйте по плану дать характеристику железе – гипофиз:

1. Место расположения.

2. Название гормона.

3. Действие гормона.

4. Нарушение работы и последствия.

Теперь проверьте себя:

Надеюсь, что вы справились. А теперь, по данному плану составьте характеристику щитовидной железе, используя информацию из текста учебника.

Без участия гормонов жизнь на Земле была бы невозможна. Гормональной активность обладают даже водоросли. Конечно, вначале гормоны вырабатывали специализированные клетки, потом органы, а позже появилась эндокринная система желёз.

Ростовые процессы химическим путём регулируются и в жизни растений, благодаря особым ростовым веществам - фитогормонам. Особенно много ростовых веществ в кончике корня, на верхушке побега и зоне образовательной ткани стебля – в камбие. Фитогормоны влияют на рост и развитие клеток растений, образованию новых корней, скорость деления клеток. Перемещаются ростовые гормоны по проводящей системе коры. По дороге вниз ростовые гормоны подавляет развитие боковых почек и не дает побегу ветвиться. Если отщипнуть верхушку стебля, гормон перестанет выделяться, и боковые почки тронутся в рост. Получится пушистый кустик. Умело обрезая растения, можно создавать настоящие скульптуры причудливой формы.

Деятельность учащихся

Внимательно слушают рассказ учителя, сопровождающийся иллюстрациями.

Ученики ведут краткую запись в тетради.

Работают с текстом учебника, составляют ответ по плану.

Верный вариант:

Гипофиз.

1. Головной мозг.

2. Гормон роста.

3. Влияет на рост клеток и обмен веществ.

4.Недостаток гормона – замедляет рост человека (заболевание карликовость), избыток ведёт к большому росту (заболевание гигантизм).

Закрепление нового материала 

Деятельность учителя

Сегодня на уроке мы познакомились с гуморальной регуляцией, а точнее с работой эндокринной системы и ролью гормонов.

Давайте попробуем ответить на вопросы, заполнив таблицу:

До (в начале урока)

Гуморальная регуляция

После (в конце урока)

Эволюционное происхождение

Эволюционно 
древняя

Скорость действия

Медленно
(0,2 м/с- это скорость крови в артериях)

Механизм действия

Химические вещества(гормоны),
через кровь,
межклеточное
вещество, лимфу

Точный адрес действия

Не имеет,
Химические вещества (гормоны)
должны выделяться в кровь

Значение

Влияет на рост,
развитие,
размножение,
обмен веществ

Деятельность учащихся

Заполняют таблицу, сравнивают с образцом.

Рефлексия, домашнее задание.

Деятельность учителя

Посмотрите на свою таблицу, сравните результат в столбцах ДО и ПОСЛЕ. Какой можно сделать вывод?

На сегодняшний день эндокринная система с её секретными гормонами изучена достаточно хорошо. Это позволяет учёным предупреждать многие заболевания. О каких победах ученых идет речь? Это вам предстоит выяснить в качестве домашнего задания.

Итак, ваше домашнее задание – изучить открытия, сделанные при изучении заболеваний возникших при избыточном или недостаточном действии гормонов.

Но самые главные находки ещё впереди – как продлить молодость и человеческую жизнь при помощи гормонов эндокринной системы? Быть может, эти открытия совершите именно вы?

Удачи вам и помните – знания это универсальный ключ ко всем таинственным дверям непознанного. Дорогие ребята - учитесь учиться!

Деятельность учащихся

Анализируют свои записи таблицы, сделанные вначале и в конце урока.

Записывают домашнее задание.

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.