logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель урока: познакомить учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности, сформировать представление о роли нервной системы в регуляции процессов.

Результаты обучения:

Предметные: у учащихся сформируется представление о понятиях раздражимость, чувствительность, нервная регуляция, рефлексы, инстинкты.

Метапредметные и личностные результаты

Личностные УУД:

- формирование мотивации к изучению нового материала, у учащихся формирование эволюционного мировоззрения в связи с развитием организмов и усложнением строения нервной системы.

Регулятивные УУД:

- формирование критического мышления;

- осознание собственных знаний до начала урока, по ходу урока и после урока.

Познавательные УУД:

- формирование логического мышления, умение работать с рисунками;

- умение слушать и слышать;

- владение поиском и способностью выделять необходимую информацию.

Коммуникативные УУД:

- владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

- умение строить предположения, рассуждать и доказывать свою точку зрения.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска:

Ход урока

Приветствие. Постановка учебной задачи

Деятельность учителя

Добрый день ребята.

Резкий свет от камеры и смыкаются веки глаз.

Громкий звук и мгновенный поворот головы. Что это? Защиты нашего организма? Ориентир в пространстве?

Любые изменения в окружающей среде тотчас влияют на живые организмы, и в ответ они перестраивают свою деятельность. На вопрос: «Как это осуществляется?», нам помогут ответить такие понятия, как «чувственность», «раздражимость», «регуляция», «координация».

Деятельность учащихся

Слушают речь учителя. Принимают поставленную цель урока.

Изучение нового материала.

Определение «чувствительность» и «раздражимость»

Деятельность учителя

Все живые организмы способны к регуляции и координации своих процессов. Характерно это даже для простейших одноклеточных организмов.

Видеофрагмент

Движение амебы обыкновенной в водно-солевой среде.

Движение одноклеточного животного связано с «чувствительностью» - свойством воспринимать раздражения из внешней среды и от собственных тканей и органов у многоклеточных.

Ответные действия называются «раздражимостью», т.е. это общее свойство живых организмов отвечать на воздействие окружающей среды определенной реакцией.

В ходе эволюции у животных организмов сформировалась особая система, которая отвечает за процессы регуляции. Это нервная система.

Деятельность учащихся

Слушают, делают записи в тетради.

Строение нервной системы. Типы нервных систем

Деятельность учителя

Нервная система состоит из специализированных нервных клеток, способных к чувствительности.

Впервые нервная система появляется у кишечнополостных. Нервная система диффузного типа – нервное сплетение клеток опутывает все тело животных. Картинка диффузного строения н\с гидры.

Для червей, насекомых, моллюсков и ракообразных нервная система узлового типа.

Нервные клетки образуют скопление – окологлоточное нервное кольцо и брюшную нервную цепочку. Картинка нервной системы дождевого червя.

И хордовых животных нервная система трубчатого типа – хорошо развит головной мозг, у позвоночных животных он защищен черепом, а в позвоночном канале располагается спинной мозг и имеет вид длинного тяжа. От спинного мозга по всему телу отходят нервы. Именно с помощью них вся информация из внешней среды и изменениях внутри организма передаётся в головной мозг.

Картинка н\с человека и собаки.

Деятельность учащихся

Слушают, делают записи в тетради.

Первичное закрепление материала

Деятельность учителя

 Все преобразования нервной системы возникли не случайно т.к. именно нервная система:

воспринимает раздражение

анализирует

обеспечивает координацию и ответную реакцию организма на раздражение

Попробуйте привести примеры?

Деятельность учащихся

Отвечают письменно на вопрос

Особенность строения  головного мозга

Деятельность учителя

Чтобы управлять различными сложными процессами, головной мозг в процессе эволюции, в ходе усложнения организации жизнедеятельности  животных разделился на функциональные участки – отделы. Наиболее сложное строение головного мозга у высших позвоночных животных. Состоит из 5 основных отделов: (рисунок отделов головного мозга человека)

- передний мозг

- промежуточный мозг

- средний мозг

- мозжечок

- продолговатый мозг

Интересно, что у человека передний мозг преобразован в кору больших полушарий. Здесь происходит управление обонянием, зрением и слухом человека, формирование эмоций и сложных процессов памяти внимания и  воображения. Именно клетки коры головного мозга помогают в ту минуты вам усваивать, обдумывать и запоминать информацию урока.

Деятельность учащихся

Слушают, делают записи в тетради.

Рефлекс и инстинкт

Деятельность учителя

Реакция организма на раздражение при помощи нервной системы называется рефлексам.  По способу образования они подразделяются на условные и безусловные.

Условные рефлексы – те, что вырабатываются в течение жизни, это рефлексы приобретенные в результате жизненного опыта. Они лежат в основе дрессировки животных.

А вот безусловные рефлексы – постоянные, даны от рождения и у каждого вида организмов они свои. Термин безусловный рефлекс ввел российский физиолог И.П. Павлов (портрет) и примерами могут служить простые защитные или оборонительные рефлексы – кашля, чихания, глотания, слюноотделения и мигания.

ДЕМОНСТРАЦИЯ КОЛЕННОГО И МИГАТЕЛЬНОГО РЕФЛЕКСОВ.

Сложные формы поведения живых организмов, при определённых условиях – это инстинкт.

Перелеты птиц осенью в теплые края, миграция рыб в период размножения (нерест), забота о потомстве  - всё это инстинктивные формы поведения.

Деятельность учащихся

Проводят наблюдение

Осмысливают тему урока.

Домашнее задание

Деятельность учителя

Рассмотреть строение головного мозга различных животных – человека, рыбы, лягушки, птицы и ящерицы. Выявить черты сходства и различия, объяснить их.

Найти два – три интересных факта и работе нервной системы различных животных.

Деятельность учащихся

Ведут запись домашнего задания.

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.