logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель: изучение признаков бесполого размножения и основных способов бесполого размножения, расширение представлений о многообразии живой природы;

- развитие навыков проектной деятельности, внимания, аналитического мышления, способности устанавливать причинно – следственные связи;

- закрепление навыков работы с учебником и дополнительными источниками информации;

- поддержка интереса к изучению предмета.

Результаты обучения:

Предметные: учащиеся имеют знания об основных признаках бесполого размножения, о способах бесполого размножения, у учащихся формируется понимание значения размножения.

Метапредметные и личностные результаты

1. Личностные УУД

- Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;

- Ученик способен к волевому усилию;

- У ребенка развита рефлексия;

- У ребенка сформирована учебная мотивация;

- Ребенок умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.

2. Регулятивные УУД

- Ученик умеет составлять план действий;

- Ученик осознает того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению;

- Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;

- Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля;

- У ученика сформирован внутренний план действий;

- Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.

3. Познавательные УУД

- Ребенок умеет слушать и слышать;

- Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;

- Ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме;

- Может создавать устные и письменные высказывания;

- Ребенок умеет выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации;

- Ребенок владеет операциями классификация, умеет устанавливать причинно - следственные связи;

- Ребенок может проанализировать ход и способ действий;

- У ребенка сформированы умения анализа и синтеза;

- Ребенок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.

4. Коммуникативные УУД

- Ученик умеет договариваться;

- Ученик умеет вступать в диалог;

- Ребенок может сотрудничать с другими людьми;

- Ребенок умеет решать учебные проблемы, возникающие в ходе парной работы;

- Ученик может отслеживать действия партнера;

- Ребенок умеет слушать и слышать;

- Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;

- Ребенок может интегрироваться в группу сверстников;

Тип урока: Урок изучение нового и повторение ранее изученного материала

Форма урока: комбинированный урок

Ход урока

Вступительное слово

Деятельность учителя

Настраивает ребят на совместную деятельность…

Заручается их поддержкой…

Деятельность ученика

Вступают в невербальный контакт с учителем

Актуализация знаний, через обозначение проблемной ситуации

Деятельность учителя

На сегодняшнем уроке мы с вами рассмотрим важнейшее свойство всех живых организмов – размножение. Ребята, вспомните, пожалуйста, что такое размножение? Уверена, что вы правильно дали определение. Размножение – это способность живых организмов воспроизводить себе подобных. ( СЛАЙД С ИЗОБРАЖЕНИЕМ РОДИТЕЛЕЙ И ПОТОМСТВА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ)

Мы с вами знаем, что организм любого вида проживает определённое количество времени. Так кроты живут от 4 до 5 лет, крокодилы до 40 лет, а насекомое – подёнка 3 дня. ( СЛАЙД С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПОДЁНКИ) Организм умирает, но вид в целом продолжает своё существование. КАК? благодаря размножению. Воспроизводя себе подобных, организмы обеспечивают продолжение существования вида и вообще, непрерывность жизни на планете.

Деятельность ученика

Внимательно слушают рассказ учителя, высказывают свои предположения, как виды существуют на планете длительное время, если организмы ограничены во времени

Введение нового материала с использованием рассказа учителя, сопровождающегося слайдами , с опорой на имеющиеся знания по предмету

Деятельность учителя

Способов размножения существует множество, но все они подразделяются на два типа: бесполое и половое. (СЛАЙД  РАЖМНОЖЕНИЕ --ПОЛОВОЕ --- БЕСПОЛОЕ)

На сегодняшнем уроке мы  с вами поговорим о древнейшем типе размножения, о бесполом размножении.

Бесполое размножение встречается практически у всех организмов: и у растений, и у животных, у вирусов и бактерий, у грибов и даже у человека. Да, да у человека тоже встречается бесполое размножение, но об этом позже.

Сначала, необходимо чётко обозначить признаки бесполого размножения.

1. В воспроизведении потомства участвует одна особь

2. Дочерние организмы идентичны материнскому

3. (т.е. потомство копирует родителей).

4. При бесполом размножении количество потомства увеличивается быстро

( СЛАЙД ПРИЗНАКИ БЕСПОЛОГО РАЗМНОЖЕНИЯ)

Если бесполое размножение является самым древним типом размножения, то не сложно представить, что этот тип размножения широко представлен у одноклеточных организмов.

Первый вид Б.Р. – деление клетки.

У бактерий, у которых нет оформленного ядра, происходит простое деление с прямым разделением содержимого клетки на более или менее равные части. (СЛАЙД ДЕЛЕНИЕ БАКТЕРИАЛЬНОЙ КЛЕТКИ)

У одноклеточных организмов, с оформленным ядром, у таких как амёба или эвглена зелёная, деление клетки происходит путём митоза, т.е. деление клетки начинается с деления ядра. (СЛАЙД АНИМАЦИЯ ДЕЛЕНИЕ АМЁБЫ)

У одноклеточного организма МОЛЯРИЙНОГО ПЛАЗМОДИЯ размножение происходит с помощью шизогонии, множественного деления. Шизогония характеризуется быстрыми, следующими друг за другом многократными митотическими делениями ядра, а затем клетка распадается на несколько дочерних клеток по числу ядер. (СЛАЙД)

У многоклеточных организмов тоже может происходить деление тела, такое бесполое размножение называют вегетативным.

У водорослей может происходить деление нити или слоевища. (СЛАЙД)

у грибов деление грибницы. (СЛАЙД)

У лишайников тоже деление слоевища. (СЛАЙД)

Вегетативное размножение у цветковых растений осуществляется с помощью вегетативных органов. Например: чеснок размножается луковицами, (вспомните – это видоизменённые подземные побеги с мясистыми листьями и укороченным стеблем),

(СЛАЙД) листовыми черенками размножается фиалка (СЛАЙД) стеблевыми черенками можно размножить герань (СЛАЙД) Корневищами размножается ландыш (напоминаю вам, что корневище – это подземный стебель)

(СЛАЙД) усами – размножается земляника

(СЛАЙД) а ещё есть такое растение бриофиллум, на листьях которого вырастают почки- детки из которых развиваются новые растения. Поэтому бриофиллум ещё называют каланхоэ живородящее.

(СЛАЙД)

Человек активно использует вегетативное размножение растений в сельском хозяйстве. Например: ПРИВИВКА у растений. При прививке черенок или почка одного растения приживляется на другое растение. (СЛАЙД ПРИВИВКА У ЯБЛОНЬ) Обычно на дикорастущее растение прививают сортовое растение, для того чтобы сортовое растение было морозоустойчивым и устойчивым к болезням. Прививку у растений используют в садоводстве, при выращивании яблонь.

У многоклеточных животных вегетативное размножение происходит путём фрагментации их тела на части, при этом каждая часть даёт жизнь новому организму. Так плоские черви ПЛАНАРИИ способны полностью восстанавливаться из небольших кусочков своего тела (СЛАЙД), а ещё есть животные губки. Если измельчить тело губки, то её клетки могут снова сформировать полноценное животное (СЛАЙД).

Существует ещё один способ бесполого вегетативного размножения характерный для некоторых животных, мхов и грибов – почкование. Почкование встречается у одноклеточных и многоклеточных организмов. На теле материнского организма образуется вырост (почка) из которого формируется дочерняя особь. Посмотрите как это происходит у пресноводной гидры

(СЛАЙД ПОЧКОВАНИЕ ГИДРЫ), а на этой иллюстрации изображено почкование одноклеточных грибов дрожжей. (СЛАЙД ПОЧКОВАНИЕ ДРОЖЖЕЙ)

В ряде случаев молодые особи остаются соединёнными с материнским организмом, в результате образуется колония (СЛАЙД КОЛОНИЯ ОБЕЛИИ КИШЕЧНОПОЛОСТНОЕ ЖИВОТНОЕ)

Итак, только что мы с вами рассмотрели различные способы бесполого вегетативного размножения у одноклеточных и многоклеточных организмов, а теперь предлагаю вам познакомиться с принципиально иным способом Б.Р. – спорообразованием.

Все отделы водорослей, мхи, папоротники, грибы способны образовывать специализированные клетки – СПОРЫ, в особых органах СПОРАНГИЯХ.

У грибов и некоторых водорослей споры образуются путём митоза

(СЛАЙД С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ГРИБО И ВОДОРОСЛЕЙ), а у мхов и папоротников путём мейоза (СЛАЙД С ИЗОБРАЖЕНИЕМ МХОВ И ПАПОРОТНИКОВ)

Давайте посмотрим, как выглядят споры папоротника. На нижней стороне листа папоротника есть бурые бугорки – это сорусы, в них находятся спорангии со спорами.

(СЛАЙД С ИЗОБРАЖЕНИЕМ СОРУСОВ) Когда спорангии высыхают, споры высыпаются наружу. Мы потрясём лист папоротника с созревшими спорами над листом бумаги и на листе бумаги мы видим эти специализированные клетки – споры. Они очень мелкие (ДЕМОНСТРАЦИЯ УЧИТЕЛЯ)

В начале урока мы с вами говорили, что даже у человека встречается бесполое размножение. Конечно, у всех людей половое размножение, т.е. яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом. Из оплодотворённой яйцеклетки развивается эмбрион, так вот этот эмбрион может разделиться на несколько фрагментов, каждый фрагмент развивается в независимую полноценную особь. Так появляются на свет однояйцовые близнецы, которые всегда одного пола. (СЛАЙД С ОДНОЯЙЦЕВЫМИ БЛИЗНЕЦАМИ) такой способ бесполого размножения называется полиэмбриония. Полиэмбриония встречается, а не только для человека. Такой тип бесполого размножения характерен для млекопитающих броненосцев, дождевых червей, некоторых насекомых и для некоторых растений.

Ну, что ж, на сегодняшнем уроке мы с вами узнали множество способов бесполого размножения и рассмотрели множество примеров организмов, которые используют эти способы для воспроизведения себе подобных.

Деятельность ученика

Внимательно слушают рассказ учителя. Узнают новый материал, повторяют ранее изученный.

Закрепление изученного материала, через организацию проектной деятельности

(составление заданий для работы в паре)

Деятельность учителя

Настало время закрепить изученный материал.

Я предлагаю вам составить задания друг для друга. Из текста учебника вам нужно выписать 5-6 любых примеров, иллюстрирующих тот или иной способ бесполого размножения, но сам способ бесполого размножения подписывать не нужно. Затем вам необходимо обменяться тетрадями и рядом с приведённым примером подписать способ бесполого размножения. При выполнении задания можно пользоваться учебником. В конце необходимо проверить работу друг друга, если, все задания вами выполнены верно, не забудьте похвалить друг друга, а если вы обнаружили неточности, то сообщите об это друг другу в корректной форме и сделайте вместе работу над ошибками.

Деятельность ученика

Составляют задания в своих тетрадях, выполняют задания друг друга, совместно выполняют работу над ошибками. Оценивают друг друга.

Самооценка.

Завершение урока

Домашнее задание

Деятельность учителя

Выучить признаки бесполого размножения и все способы бесполого размножения вам поможет параграф учебника.

Деятельность ученика

Делятся впечатлениями об уроке. Называют наиболее запомнившиеся и заинтересовавшие примеры организмов и способов бесполого размножения.

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.