logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель урока: формирование знаний об особенностях полового размножения у животных, его отличительных признаках.

Результаты обучения:

Предметные: учащиеся научатся выделять особенности полового размножения у животных, иметь представление о половых клетках - гаметах; описывать признаки яйцеклетки и сперматозоида, находить общие признаки и черты различия; понимать различие между раздельнополыми животными и гермафродитами, иметь представление о типах оплодотворения и видах полового размножения.

Метапредметные и личностные результаты

1. Личностные УУД:

- формирование мотивации к изучению нового материала;

2. Регулятивные УУД:

- осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению;

- самостоятельное видение учебной проблемы;

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;

- ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля.

3. Познавательные УУД:

- ребенок умеет слушать и слышать;

- владеет поиском и способностью выделять необходимую информацию;

- ученик может структурировать найденную информацию;

- сопоставлять биологический текст с иллюстрациями ;

- получает возможность классифицировать, умеет устанавливать причинно - следственные связи.

4. Коммуникативные УУД:

- ребенок умеет слушать и слышать;

- умеет выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;

- умеет оценивать высказывание по определённому критерию;

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Ход урока

Вступительное слово

Деятельность учителя

Настрой на учебную деятельность.

Деятельность учащихся

Вступают в невербальный контакт с учителем.

Актуализация знаний

Деятельность учителя

На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о размножении.

Деятельность учащихся

Отвечают, высказывают свои предположения, предъявляют доказательства к своим предположениям.

Постановка учебной темы

Деятельность учителя

Если на предыдущем уроке мы с Вами получили представление о бесполом размножении, то на сегодняшнем уроке мы поговорим о половом размножении животных. Признаки характерные для полового размножения противоположны характеристикам бесполого размножение. Давайте вместе вспомним характерные признаки бесполого размножения, и сразу же будем называть признаки полового размножения.

Деятельность учащихся

Высказывают свои предположения

Введение нового материала

Деятельность учителя

(СЛАЙД, где постепенно появляются признаки бесполого и полового размножения).

Итак, при бесполом размножении в воспроизведении потомства участвует одна особь, значит, при половом размножении в воспроизведении потомства участвуют 2 родительские особи.

При бесполом размножении потомство копирует признаки родителей, значит, при половом размножении, потомство наследует признаки двух родителей и у этого потомства формируется новая уникальная наследственная информация, отличающаяся, от наследственной информации родителей. (В меняющихся условиях окружающей среды именно новая наследственная информация обеспечивает лучшую приспособленность организма и повышает шансы на выживание.) (Я бы не стала на этом уроке говорить об эволюционном значении полового размножения, без знаний генетики, но в учебнике фраза есть ???).

Ну и наконец, если бесполое размножение является самым древним типом размножения, то половое размножение в ходе эволюции появилось позже.

Деятельность учащихся

Сопоставляют новую информацию с материалом, изученным раннее: повторяют материал предыдущих уроков.

Изучение нового материала, через организацию исследовательской деятельности, а также с использованием рассказа учителя, сопровождающегося иллюстрациями

Деятельность учителя

Половое размножение осуществляется с помощью особых клеток – гамет. В чём особенность этих клеток?

Гаметы отличаются от всех остальных клеток тела животного, тем, что гаметы содержат только половину наследственной информации, т.е. половинный набор хромосом. Н.Р. клетки тела человека содержат 46 хромосом, значит половые клетки человека (гаметы) содержат 23 хромосомы.  Или, клетки тела собаки содержат 78 хромосом, значит, половые клетки собаки содержат ровно половину – 39 хромосом.

Половые клетки животных образуются в результате мейоза. Вспомните, клетки, полученные в результате мейоза, имеют половинный набор хромосом. (СЛАЙД с изображением половых клеток с половинным набором хромосом).

У некоторых видов животных образуются гаметы одного вида, но большинство животных образуют гаметы 2х видов – это яйцеклетки и сперматозоиды.

Посмотрите, пожалуйста, на изображение яйцеклетки и сперматозоида, назовите их отличия. Совершенно верно, яйцеклетка неподвижная крупная клетка, а сперматозоиды мелкие и подвижные (передвигаются с помощью жгутика) (СЛАЙД С Я и С).

Гаметы у животных образуются в специальных органах – яйцеклетки в яичниках. А сперматозоиды в семенниках (СЛАЙД С изображением яичников и семенников, какого либо животного – можно взять млекопитающее).

Существуют виды животных, особи которых раздельнополые. Так женские особи образуют яйцеклетки, а мужские особи образуют сперматозоиды. Например, собака или змея, лягушка или осьминог - это все раздельнополые животные. У раздельнополых животных существуют отличительные признаки, которые служат для привлечения особей другого пола. Давайте посмотрим на разнообразие брачных сигналов у животных. Слайд видеоролики (кваканье лягушек, пение жаворонка, поединок слонов, танец журавлей, павлин распускает хвост) Обоеполых животных называют гермафродитами. Происхождение этого термина связано с древнегреческим мифом. Сына бога Гермеса и богини Афродиты звали Гермафродитом. Он был необычайно красив, и одна нимфа безумно влюбилась в него. Поскольку чувства нимфы остались безответными, она обратилась за помощью к богам, которые слили её воедино с этим несчастным юношей, превратив его в двуполое существо.

Итак, в честь мифического двуполого существа всех обоеполых животных называют гермафродитами. К таким животным относятся все плоские черви, некоторые моллюски, ракообразные, кишечнополостные и даже некоторые рыбы и ящерицы. (слайд с изображением плоского червя, семенники и яичники в одном организме (подписаны).

И у гермафродитов и у раздельнополых животных образование половых клеток – гамет предполагает их последующее слияние – оплодотворение. Когда яйцеклетка сливается со сперматозоидом, образуется первая клетка нового организма – зигота. В зиготе половинный набор хромосом яйцеклетка соединяется с половинным набором хромосом сперматозоида, и происходит восстановление полного хромосомного набора характерного для данного вида. Например, в яйцеклетке человека 23 хромосомы и в сперматозоиде тоже 23 хромосомы. После оплодотворения, когда произошло слияние яйцеклетки и сперматозоида, в зиготе становится 46 хромосом, т.е. восстанавливается полный хромосомный набор (СХЕМА образования зиготы).

Вернемся к оплодотворению. Оплодотворение бывает наружным, характерно оно для водных животных. Животные, которые обитают в наземной среде, имеют внутреннее оплодотворение. То есть у этих животных слияние яйцеклетки и сперматозоида происходит внутри организма самки (Слайд иллюстрация наружного и внутреннего оплодотворения) Здесь предлагаю Вам поиграть в игру. Я буду называть Вам животное, а Вы будите говорить какой у него тип оплодотворения. Итак, окунь ( правильно наружное, потому что окунь обитает в воде), медведь (правильно внутреннее, потому что медведь обитает в наземной среде), водная черепаха (наружное у неё оплодотворение или внутреннее? Здесь я смею предположить, некоторые из вас ошиблись, черепаха обитает в воде, но оплодотворение у неё внутреннее, потому что водная черепаха является животным, которое вторично приспособилось к обитанию в воде, когда животное из наземной среды снова переходит в водную среду, т.е. вторично приспосабливается к обитанию в воде, то внутреннее оплодотворение сохраняется, так внутреннее оплодотворение сохранилось у крокодилов, китов, дельфинов – все эти животные вторичноводные).

Только что мы с вами разобрали два типа оплодотворения. А ещё в природе встречается такое половое размножение, в ходе которого оплодотворение яйцеклетки отсутствует. Такое половое размножение называется партеногенез.

Так у пчёл из неоплодотворённых яйцеклеток развиваются самцы - трутни. Партеногенез встречается у муравьёв, рачков-дафний, скальных ящериц и других видов животных. Ребята, вы обратили внимание, что в партеногенезе участвует 1 родительская особь, но учёные относят партеногенез к половому размножению, потому что это размножение осуществляется с помощью половой клетки – яйцеклетки (слайд с пчёлами).

Деятельность учащихся

Внимательно слушают рассказ учителя, сопровождающийся иллюстрациями.

Сравнивают яйцеклетку и сперматозоид.

Соотносят среду обитания животного и тип оплодотворения.

Закрепление нового материала ( первичное)

Деятельность учителя

На сегодняшнем уроке мы с вами познакомились с особенностями полового размножения животных.

Для закрепления изученного материала предлагаю вам, составить друг для друга вопрос, который будет начинаться со слова «ПОЧЕМУ», по материалу сегодняшнего урока. Например: почему партеногенез относят к половому размножению?

(Ответ: потому что в партеногенезе участвует половая клетка - яйцеклетка) Ответ на свой конструктивный вопрос нужно обязательно продумать. После того как вы зададите друг другу свои вопросы и выслушаете ответы, я предлагаю Вам оценить друг друга по правильности ответа, и если Вы получили правильный ответ на свой вопрос похвалите отвечающего. Вопросы, которые начинаются со слова «почему» способствуют зарождению дискуссии. Я желаю вам интересной и плодотворной дискуссии по теме «Половое размножение у животных», которая будет способствовать развитию стремления познать удивительный мир живой природы.

Деятельность учащихся

Работают с текстом учебника, составляют вопросы по пройденному материалу, оценивают ответы друг друга по критерию «правильность ответа», учатся организовывать научную дискуссию.

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.